Сегодня, 4 апреля, исполнилось 74 года со дня основания военно-политического блока НАТО. За эти годы альянс успел немало – например, прошелся "с мирными миссиями" по Афганистану, Югославии, Ливии, а в 2014 нагрянул и на Украину. Блок прожил относительно неплохую жизнь, но всему рано или поздно приходит конец.
Стоит понимать, что изначально блок НАТО создавался с целью защиты Европы от возможной угрозы СССР. Тогда страшилку о "злых русских" поддержали Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.
В 1991 году СССР перестал существовать, а аппетит у Альянса все рос и рос. Фактически НАТО в том виде, в котором был создан в прошлом веке, завершает свою "жизнь".
Одним глазом – на Пекин, вторым – на Москву
Последнее время США все больше смотрят на Китай. Для борьбы с азиатским врагом в сентябре 2021 года был создан оборонный альянс AUKUS, включающий США, Великобританию и Австралию.
Нельзя сказать, что в Вашингтоне забыли про Россию – наоборот, США продолжают командовать, разрабатывать диверсии и придумывать, как усложнить жизнь Кремлю. Но все же смотреть на два континента одним лишь Соединенным Штатам становится сложно.
"В уставе НАТО содержатся ответственные положения, статьи 4 и 5, которые сковывают свободу маневра. В данном случае это свобода вовлечения других стран в конфликт. Фактически, получается, что НАТО может быть вовлечено в конфликт только как институт, как организация. Соединенным Штатам нужна большая гибкость. Нужна возможность вовлечения в конфликт отдельных стран НАТО без взятия на себя ответственности за их поведение", – рассказал Baltnews политолог-американист Дмитрий Евстафьев.
"США находятся в процессе строительства военно-политического и геоэкономического блока AUKUS. Это означает определенную необходимость разделения ответственности Соединенных Штатов на Европейский и на не Европейский театры военных действий. США необходимо показать, что они так или иначе сохраняют свою вовлеченность в дела Европы, но основное у них будет за пределами", – добавил он.
На данный момент Россия как враг №1 воспринимается странами Балтии и Польши. Бывшие советские республики и Варшава – своего рода заводилы Альянса, продвигающие русофобскую политику. Только благодаря им НАТО пока удерживает свое внимание сразу на двух регионах.
Замена статей ради вседозволенности
Кроме того, США сейчас заняты тщательной проработкой вопросов, связанных с привлечением к украинскому конфликту стран, которые находятся за пределами НАТО. Прежде всего, это Япония и Южная Корея. Для этого Альянсу придется внести изменения, которые дают право осуществлять действия за пределами Евроатлантического региона и не в контексте территориальной обороны, считает политолог.
"Имеется в виду такой Альянс, который не был бы полностью привязан именно к Европе по своим членам, по зонам ответственности и так далее. Пробросы относительно того, что такой Альянс Соединенным Штатам нужен, уже полгода идут. Другой вопрос, что это пока экспертная проработка. Появление таких идей на политическом уровне будет воспринято в Европе крайне неоднозначно", – отметил Евстафьев.
Есть вероятность, что в НАТО захотят, как минимум, добавить новые статьи и правила, которые позволяли бы привлекать для помощи кого угодно без всех мучительных процедур вхождения, с которыми столкнулись Финляндия и Швеция.
Оборона или внутренние проблемы
Кроме США, Прибалтики и Варшавы, есть другие страны, входящие в НАТО, которые сейчас привносят некоторую смуту в Альянс. Они находятся в состоянии разброда, как политическом, так и экономическом, что вызывает разногласия между странами-участницами. Мнения расходятся даже в отношении антироссийских санкций.
"Критическая зависимость Венгрии от российских энергоносителей и рост пантюркистских настроений в Турции лежат в основе особого мнения этих стран по поводу натовских и европейских дел. Ну и целом ЕС озабочен экономическим спадом и тем, что часть промышленности по этой причине перекочевала в США. Но [есть] расчет на то, что по окончании жесткой фазы конфликта все вернется на круги своя", – рассказал Baltnews руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.
По словам политолога, если США беспокоят и экономика, и "проснувшиеся геополитические и военные амбиции" Пекина, то Европа скорее переживает из-за экономической конкуренции.
Это не секрет, что после начала активной антироссийской политики, вместе с которой последовали санкции, Европе пришлось затянуть пояса. И если ранее об это открыто говорили различные эксперты и аналитики, то теперь взаимосвязь кризиса и санкций против России не скрывается западными политиками.
В конце марта министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто признался, что Европе трудно конкурировать с китайской экономикой:
"Трудно конкурировать, скажем, с американской экономикой, если мы здесь в Европе переплачиваем в семь раз за газ по сравнению с Америкой. И трудно конкурировать с китайской экономикой с тех пор, как Европа, по сравнению с Китаем, в три раза переплачивает за электроэнергию".
Экономический кризис накаляет страсти
В разговоре с Baltnews экономист Никита Шатохин отметил, что противостояние между экономиками Европейского союза и Китая принимает различные формы, включая прямые инвестиции, торговлю и технологическое превосходство.
"По данным на 2021 год, ВВП по паритету покупательной способности (ППС) Китая составлял около $27,3 трлн, превышая общий ВВП ЕС по ППС, который составлял $23,1 трлн. В области прямых иностранных инвестиций (ПИИ) ЕС и Китай также состязаются за влияние. В 2021 году ЕС получил $139 млрд в виде прямых иностранных инвестиций, в то время как Китай привлек $163 млрд", – рассказал собеседник.
"Однако ЕС вложил более $200 млрд в Китай с начала 2000-х годов, что свидетельствует о взаимной экономической зависимости и конкуренции между двумя сторонами. Торговля также является ключевым аспектом их противостояния. В 2020 году ЕС был вторым по величине торговым партнером Китая после США, с общим объемом товарооборота, составившим около $710 млрд", – уточнил он, добавив, что торговый дефицит ЕС по отношению к Китаю в 2020 году составил более $200 млрд.
Усиление политических и экономических разногласий – это камень преткновения, который в случае дальнейшего развития действительно может привести к реформированию НАТО.
Границы под куполом Белого дома
Одной из главных целей Североатлантического альянса является гарантия безопасности и свободы своих членов, как с помощью политических, так и с помощью военных средств. Тем не менее не все участницы готовы тратить на оборону львиную долю ВВП. Еще в 2018 года Дональд Трамп, будучи президентом США, призвал увеличить оборонные расходы членов НАТО до 2% от ВВП каждой страны. Однако почти за 5 лет план не был выполнен.
Как отметил Шатохин, тогда многие европейские страны – Германия (1,36% от ВВП в 2020 году), Италия (1,22% от ВВП в 2020 году) и Канада (1,31% от ВВП в 2020 году) – не согласились с этим требованием, что вызвало напряжение между членами альянса.
При этом главные враги НАТО неплохо справляются с развитием военных сил. По словам эксперта, Стокгольмский международный институт подсчитал, что в 2020 году оборонные расходы России составили $61,7 млрд, а Китая – $252 млрд, в 2021 году эта цифра несколько выросла – уже $65,9 млрд и $293 млрд, соответственно.
На данный момент от краха Европу спасают лишь США. Фактически, ни денег на оборону, ни рабочей военной инфраструктуры у них просто не осталось. Германии, Франции и другим членам Альянса проще взять кредит у Америки или вложить некие инвестиции, чтобы получить защиту и обновить арсеналы. Поэтому пока Вашингтон обеспечивает союзников новым вооружением, он параллельно диктует свои правила, которым страны вынуждены подчиняться.
Трансформация ради "будущего"
Если эти проблемы продолжат развиваться, то есть США полностью устремятся в Азию, Прибалтика будет топить против России, забывая, что не все страны видят в этом необходимость, а Европа погрязнет в кризисе, то НАТО трансформируется в новый военный союз.
Мы не говорим о том, что Альянс перестанет существовать вообще. Его изменения будут полностью зависеть от потребностей Вашингтона.
Скорее всего, блок станет абсолютно удобным для США, а период его трансформации даст отсрочку странам Центральной Европы, которым очень нужно залатать экономические пробоины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.