С началом спецоперации России на Украине участились преступные действия властей стран Балтии в отношении всего, что связано с русским миром. История России и ее культура старательно отменяются. И даже тех, кто просто не следует в русле оголтелой русофобии, воспринимают как врагов.
Самый крупный конфликт у Латвии, Литвы и Эстонии возник со словом – мощным оружием, способным проникать в души и разум людей. Под предлогом борьбы с так называемой кремлевской пропагандой "большие умы" приняли решение избавиться от "ненужных" средств массовой информации, а также их представителей. Одной из жертв балтийских республик стал шеф-редактор Sputnik Литва Марат Касем.
Можно ли вернуть журналиста в Россию, есть ли смысл обращаться в международные организации и как бороться с произволом властей стран Балтии в отношении журналистов, Baltnews рассказал первый зампредседателя комиссии по СМИ Общественной палаты РФ Александр Малькевич.
– Господин Малькевич, почему, по вашему мнению, задержали Марата Касема? Как Латвия решилась на этот шаг, ведь сам журналист ни под какими санкциями не находится?
– Воспринимаю это как акт публичной казни и устрашения, который сознательно проводят с целью показать, что будет с теми, кто не идет в фарватере и [не следует] повестке балтийского правительства, кто не разделяет так называемые западные ценности.
Слабым, уязвимым местом Марата оказалось его гражданство – он же гражданин Латвии. К сожалению, власти считают себя "в своем праве". Пока не представляю, что должно произойти, чтобы они признали ошибку.
По латвийским профашистским законам, любую выплату и повышение зарплаты в "России сегодня" могут "провернуть", как уже и обозначили, в нарушение экономических санкций. Напомню, что Sputnik в Прибалтике блокировали из-за того, что директор агентства Дмитрий Киселев находится под санкциями Евросоюза. Это совершенно за уши притянутая история.
Прим. Baltnews. В 2014 году Евросоюз ввел персональные санкции против гендиректора медиагруппы "Россия сегодня" Дмитрия Киселева. Ни само агентство, ни его информационные ресурсы и сотрудничающие с ними журналисты под санкциями не находятся. Несмотря на это, власти Латвии с 2020 года ведут охоту на журналистов, сотрудничающих с медиагруппой и ее проектами.
– Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова потребовала подключения международных организаций к решению вопроса. Вы же в разговоре с радио Sputnik сказали, что все "мировые сообщества нужно кавычить, так как это все фейковые организации, которые решают медийные задачи по отбеливанию имиджа палачей, убийц и диктаторских режимов псевдоцивилизованной Европы". Почему международные структуры бессильны в разрешении подобных вопросов?
– Действительно, я совершенно скептически отношусь к заявлениям коллег о том, что те будут обращаться в международные организации, которые являются фейковыми историями. Они обслуживают интересы западных заказчиков. Наивно считать, что вдруг там прозреет какая-то правозащитная контора и скажет: "Руки прочь от Марата Касема!" В это никто не верит. Можно хоть генсеку ООН позвонить – он начнет охать и вздыхать.
Единственное, к организациям можно обратиться с вопросом, почему они молчат. Но они уже создали разные формулировки. Кто-то ответит: "Мы молчим, потому что не хотим иметь ничего общего с вашим кремлевским режимом и пропагандой". Какие могут быть иллюзии, если "Репортеры без границ" по итогам года подняли Молдавию на 10 пунктов в своем рейтинге свободы слова за то, что та заблокировала российские СМИ? Совершив неправовое действие, можно получить похвалу.
– Журналисты стали развивать тему задержания Касема. Они берут интервью, комментарии. Эксперты критикуют Латвию, обвиняют. Но от этого ничего не меняется, число задержаний не уменьшается. Что конкретно российским властям нужно сделать, чтобы проблема была наконец решена, чтобы вопрос остался не просто на уровне разговоров?
– Я знаю Марата, мы с ним неоднократно работали на разных площадках. Он хороший человек, профессионал. Но в данном случае я выступаю в нише человека, который говорит горькую правду. Это может кому-то не нравиться.
Обращения в международные организации, сплочение нашего сообщества – это все понятно, но это никак не поможет. Предлагаю убрать розовые очки. Напомню, что Кирилл Вышинский, за которого мы вместе боролись и выходили к посольству Украины, был освобожден только в результате обмена. Даже тогда, в условно мирное время, обращения не работали.
Хотим мы того или нет, но другого пути, кроме как обменять Марата на какого-то гражданина балтийской страны, я не вижу. Говорю об этом спокойно, без злобы и не брызгая слюной. Он гражданин Латвии. Я как-то сказал достаточно резко, что любой латвийский чинуша ответит нам: "Пошли вон, что хотим, то и делаем со своим гражданином. Образно говоря, на кол его посадим, но это наш гражданин, не ваше собачье дело". Они так почти и сказали. Там уже и сроки звучат.
Рассчитывать, что что-то будет делаться по закону, не приходится. Советую избавиться от этих иллюзий. Латвийские власти будут действовать по своим законам, которые подправлены для того, чтобы покарать любого. Они своим же местным блогерам, общественным активистам подобное преподносят как иллюстрацию: "смотрите, это шеф-редактор Sputnik Литва, за ним стоит махина "Россия сегодня", а мы что хотим, то и делаем, [и] тебя, вонючий клоп-блогер, мы раздавим, и никто даже не пикнет в отношении тебя". Это специально показательная история.
По латвийским фашистским законам будут пытаться впаять Марату максимально высокий срок. Пытаться достучаться – крик в пустыне. По моему мнению, последним порядочным дипломатом в мире был бразильский Сержиу Виейра ди Меллу, представитель ООН в Ираке, которого взорвали в 2003 году*. С тех пор я ни одного приличного европейского или мирового дипломата, который отстаивал бы права человека, не видел. Поэтому бесконечные обращения ко всем этим фейковым структурам – Комитету по защите прав журналистов, "Репортерам без границ" и так далее – потеря времени. Даже если вдруг кто-то из них выступит и скажет, что осуждает, то что дальше?
Другого пути в общении с террористами, каковыми являются прибалтийские государства, нет. Просто нужно брать их граждан и обменивать на Марата, чтобы вернуть домой. Но рассчитывать, что что-то удастся сделать на уровне "сотрясания воздуха", не нужно. Даже если мы сейчас введем санкции, это не поможет, потому что они [власти стран Балтии] только этого и ждут. Обязательно прибегут в Брюссель и скажут: "Посмотрите, Россия нас "мочит", окажите нам помощь – несколько миллионов евро".
Красиво звучит: "Мы обратились в 59 организаций, 98 мировых лидеров знают о ситуации с Маратом". И что? Даже если какой-то мировой лидер выразит озабоченность – это ритуальная история. Но не думаю, что до этого дойдет.
– В пятницу, 6 января, состоялась акция в защиту Касема у посольства Латвии в Москве. Это тоже "крик в пустыне" или она может помочь делу?
– Это важное мероприятие. Жалею, что не смог присутствовать. Акция показывает сплочение журналистского сообщества. Мы вместе и едины в понимании того, что Марат должен вернуться. Данный момент необходим в большей степени для внутреннего рынка потребления в хорошем смысле слова. Мы обозначили свою позицию. А есть категория "ждущие и молчащие" – те, кто молчит по поводу этого вопиющего беззакония. Они надеются, что будет все как при бабушке, скоро все закончится и можно снова ездить за границу на распродажи, продавая, в том числе, свою Родину.
Однако для внешней стороны акции не особо важны. Кто-то вышел из посольства, кто-то в Латвии отреагировал, испугался? Нет. А они должны испугаться. Если они не испугаются, то не будет никаких переговоров. Например, это все видно в зоне СВО. Мы объявили о перемирии, а эти [киевские власти] наплевали.
– Якобы свободная пресса, которой гордится Запад, по факту отсутствует. Она уже стала пропагандистской машиной, которая сеет ложь. С чем связано такое покушение на свободу слова? Когда Запад повернул не туда?
– Запад просто провел полную зачистку информационного поля. Не допускается альтернативная точка зрения. Страны Запада повернули туда, куда хотели: это их осознанная политика, потому что они готовились к Третьей мировой информационной войне. К ней подошли подготовленными.
В России люди, часть которых сидела на западной зарплате, рассказывали про свободу слова и требовали, чтобы у нас расцветали сто цветов. В итоге мы еле-еле стали избавляться от СМИ-иноагентов, которые разрушали российскую государственность изнутри на чужие деньги.
Ничего подобного на Западе нет, там навели порядок, в том числе жесткими методами. А у нас до начала СВО был бардак в этом плане: множество журналистов, которые цвели, пахли, учили нас жизни, рассказывали нам, что они должны существовать, потому что так надо для свободы слова. На Западе же все забетонировано, и это подается как должное.
*В мае 2003 года Сержиу Виейра ди Меллу был назначен специальным представителем Генсека ООН в Ираке. Спустя три месяца, 19 августа, в здание спецпредставительства организации прогремел взрыв. Виейра ди Меллу получил серьезные ранения и скончался.