По итогу организованного уничтожения памятников советской эпохи в Ида-Вирумаа премьер-министр Кая Каллас заявила эстонским СМИ, что "операция по перемещению красных памятников, которая началась рано утром во вторник, была очень сложной с точки зрения логистики, но была проведена профессионально и задача была выполнена хорошо".
Не смущаясь однозначностью требований, выдвинутых Нарве правительством, Каллас так объяснила решение о насильственном сносе памятников: "Мы были в тесной связи с Нарвой, и еще в прошлый понедельник сообщение Нарвы, обращение ко мне с подписями всех фракций, что танк должен уйти, было ясно. У них было время до понедельника, чтобы принять решение, в понедельник мы узнали, что они этого решения не примут. Чтобы обеспечить внутренний покой и избежать нарастания напряженности, мы должны были сами принять это решение и немедленно его реализовать".
Фактически никакого выбора Нарве, мэру Нарвы Катри Райк и нарвитянам государство Эстонии не оставило в принципе.
Каллас заявила, что правительство "внимательно следит за тем, что происходит в Нарве": "До сих пор не было столкновений, что является положительным моментом. Полиция вела себя очень деликатно, грузчики так же, да и люди в целом относились с пониманием. Я надеюсь, что так и останется".
Напомним, что на месте бывшего памятника Т-34 горожане уже организовали место памяти – сюда приносят цветы и свечи. С высокой долей вероятности можно предположить, что такие действия окажутся постоянными на протяжении весьма продолжительного времени.
На вопрос о конфронтации городских властей Нарвы с эстонским государством Кая Каллас сказала: "У нас одна Эстонская Республика. Когда я пришла в Нарвский совет, там действительно было много разных пониманий истории. Но, даже если у нас разное понимание прошлого, у нас должно быть общее будущее. Мы также должны сосредоточиться на этом будущем вместе. Эстония – наш дом, и мы все хотим, чтобы здесь царили мир и порядок".
Мир и порядок для Каи Каллас имеет значение лишь по форме. Что при этом испытывают эстоноземельцы, в частности, русскоязычные, которым государство наплевало в души, премьер-министра не волнует.
В отношении провала интеграции региона Ида-Вирумаа с остальной Эстонией Каллас вновь заговорила об обязательном образовании на эстонском языке, назвав его ключевым вопросом: "Когда я встречаюсь с членами Нарвского совета, то, что там нельзя говорить по-эстонски, является большой проблемой. И понимание истории несколько иное. Тот факт, что мы переходим на единое образование на эстонском языке, должен уменьшить эту проблему, чтобы мы оказались в едином информационном пространстве".
Для интеграции, в частности, Нарвы Министерство культуры Эстонии подготовило целый пакет различных идей и мер, вплоть до оплачиваемых государством концертов для нарвитян. И во всем ориентация соблюдается исключительно на проэстонские, прозападные взгляды на историю, память, национальные ценности, политические оценки.
Насколько такая ориентация и насильственные мероприятия в этой области окажутся действенными, покажет ближайшее будущее. А пока нарвитяне начали чтить память уничтоженных памятников, которые составляли часть их национальной и культурной идентичности.