Возможно, стране следует отстроить персональное атомный бункер для министра внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметса, призвавшего соотечественников потратить и без того немногочисленные бюджетные средства на строительство убежищ на случай войны с Россией. Ну или как-то иным способом его изолировать, желательно, вместе с остальными "экспертами" по безопасности, расплодившимися в последнее время в критическом для маленькой страны количестве.
Дилетантские разглагольствования о "нападении России" и ее вооруженном противостоянии с самым мощным в истории человечества военным блоком, с НАТО, необходимы, вероятно, для того, чтобы держать население Эстонии в постоянном состоянии стресса и тем самым отвлечь его от поиска виновных в печальном экономическом состоянии страны.
Лаури Ляэнеметс уже успел за время своей недолгой карьеры на посту министра немало сделать для того, чтобы его "инородные" соотечественники чувствовали себя как можно тревожнее, а потенциальные иностранные инвесторы держались подальше от "готовящейся сражаться" маленькой страны Балтии.
Новоиспеченный министр внутренних дел с образованием "менеджера рекреационных услуг" нахамил нарвитянам в истории с советскими военными памятниками и митрополиту Евгению, безосновательно потребовав от него политического заявления, а по сути вступив с церковью в теологический спор на тему: "Всем ли павшим воинам Всевышний прощает их грехи".
Следующим шагом министра, съездившего в Финляндию на экскурсию по бункерам и убежищам местной системы гражданской обороны, стало запугивание населения Эстонии разговорами о его, населения, неизбежной гибели в случае нападения России. О существовании в Финляндии сети подземных убежищ известно давно и подробно, но для министра этот факт, вероятно, стал откровением.
Своими тревогами впечатлившийся финскими достижениями Лаури Ляэнеметс поделился в статье, "приговорив" соотечественников к смерти от русских бомб и ракет, от которых им, в отличие от заранее озаботившихся системой гражданской обороны финнов, негде будет укрыться. А потому хорошо бы стране немедленно взяться за строительство убежищ, поскольку, как следует из драматических рассуждений Ляэнеметса, Россия обязательно нападет.
Министр говорит о необходимости защиты населения еще и от стихийных бедствий, но трудно себе представить такое бедствие, которое потребует спрятаться под землей в бункерах с противорадиационной защитой.
Так что Ляэнеметс однозначно подразумевает войну, то есть полномасштабное вооруженное столкновение между ядерными державами. А тратить на всю эту затею министр предлагает "немного", всего-то порядка "70 миллионов евро или 0,5% валового внутреннего продукта в год", не уточняя в количестве скольких лет предполагается эти семь десятков миллионов отчислять на бессмысленную затею.
Министр плохо представляет себе последствия ядерной войны. И не он один
Вероятно, самым правильным было бы вовсе никак не реагировать на очередную околесицу очередного не очень рассудительного человека, каким-то образом занявшего пост министра внутренних дел. Невелика беда для Эстонии – мало что ли у нее было таких министров, к счастью никак не влияющих серьезным образом на международную и даже региональную политику? Просто надо смириться с мыслью, что над системой воспитания и отбора высокообразованных, умных и рационально мыслящих политиков стране надо еще долго работать.
Нет, пожалуй, правильнее сказать – ну очень долго надо работать. Но министр внутренних дел, который в очередной раз вышел за пределы своей компетенции и сферы ответственности, замахнулся на самое дорогое, что есть у эстоноземельцев – на их кошельки и жизни, на их надежду на мир. Поскольку любой здравомыслящий человек в стране понимает – в случае войны у него нет шанса выжить в приграничной, то есть прифронтовой стране с расположенными здесь военными базами НАТО, по которым обязательно будет нанесен ядерный удар. Здравомыслящий человек понимает также, что война между НАТО и Россией, если она, не дай бог, случится, обязательно будет ядерной.
Да, у финнов замечательная система убежищ, способная спасти значительную часть населения в случае глобальной ядерной войны. Высеченные в скалах на большой глубине, снабженные всем необходимым для избежания радиоактивного заражения и некомфортного, но относительно безопасного существования в течение даже не десятков часов, как говорит министр, а в течение недель и месяцев.
Но дело в том, что создавали они эту крайне дорогостоящую в строительстве и не менее дорогую в поддержании ее работоспособности систему в то время, когда ядерное оружие не было таким "разнообразным", как сейчас, а страна была нейтральной и, следовательно, непосредственно ей не угрожали удары ядерных ракет в случае войны между НАТО и Варшавским пактом.
Идея строительства убежищ, очевидно, состояла в том, что после завершения обмена ударами в Европе, финны и шведы, у которых, кстати, система убежищ тоже имеется, смогли бы выбраться наружу и обнаружить, что их дома, поля и заводы относительно целы, в то время как остальная Европа по большей части представляет собой радиоактивную пустыню. Сложно сказать, стало бы для уцелевших людей вымирание в таких условиях в течение десятилетий лучшим выходом, чем мгновенная смерть, но человек такое существо, что стремится выжить сейчас и здесь во что бы то ни стало.
Тот же военный конфликт на Украине, на трагический опыт которого ссылается министр Ляэнеметс, доказывает, что в мире в дополнение к ядерному оружию во всем его многообразии появились еще, например, гиперзвуковые системы, способные прожечь землю и железобетон на глубину, как минимум, десятков метров. Возможно, есть и еще что-нибудь более убийственное, о чем широкой общественности неизвестно. И, наверное, оно и к лучшему, что неизвестно.
Практически никакие заглубленные убежища и бункеры не спасут людей от такого оружия, а те, кто все же уцелеет, очень пожалеют об этом, когда выберутся, если сумеют, наружу. Всю чудовищность разрушений и смертей, которые станут результатом ядерного конфликта, представить себе не в человеческих силах. Но совершенно очевидно, что единственным способом избежать такого конца было, есть и будет мирное сосуществование, политика компромиссов и взаимное уважение интересов друг друга, в том числе и в сфере безопасности. Правительство Эстонии и, в частности, министр Ляэнеметс немало делают для достижения прямо противоположного результата.
Вероятно, не очень справедливо сосредотачиваться именно на министре Ляэнеметсе, запугивающем соотечественников войной, в то время как в местных средствах массовой информации имеется достаточно иных благодатных целей для разоблачения той ахинеи, что несут все эти невесть откуда взявшиеся "эксперты" в отношении международной ситуации, военных аспектов событий на Украине, намерений Москвы и тайных умыслов лично президента Путина.
Этот-то хоть всегда побрит аккуратно, дорого и со вкусом одевается и может даже, будучи лидером эстонских социал-демократов, читал что-нибудь из трудов идеологов-основателей этого социально-политического движения, Карла Маркса или Эдуарда Бернштейна. И даже, чем черт не шутит, знаком, возможно, с содержанием Стокгольмской декларации социнтерна 1989 года, в которой, в частности, говорится о равной ценности всех людей и стремлении к миру.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.