В понедельник, 9 января, эстонские СМИ сообщили, что под конец 2022 года более чем в два раза сократился приток украинских беженцев в Эстонию: в октябре прибыли 8000 беженцев, в декабре – 3500. По данным Департамента полиции и пограничной охраны, с конца февраля прошлого года в Эстонию въехали 120 429 украинских беженцев, из которых по положению на 4 января наступившего года оставались в стране 65 532 человека.
При этом на январь 2022 года в Эстонии численность населения составляла 1 331 796 человек, а по состоянию на 9 января 2023 года – 1 314 303 человека. То есть за год из страны уехали 17 493 эстоноземельца. Таким образом, оставшиеся в Эстонии 65 532 украинских беженца составляют уже 4,99% к текущему количеству постоянных жителей балтийской республики.
По словам эстонских пограничников, скоро закончится срок действия разрешения на временное проживание, выданного около 17 500 украинским беженцам, прибывшим в Эстонию в начале специальной военной операции ВС РФ на Украине. Разрешения необходимо продлить, но многие из украинцев, судя по всему, еще не в курсе.
Департамент полиции и пограничной охраны отмечает, что существует риск неполучения указанной информации всеми без исключения украинцами, получившими в Эстонии убежище. В связи с этим глава некоммерческого объединения Eesti Pagulasabi Ээро Янсон считает, что необходимо "приложить больше усилий, чтобы всех оповестить": "Нужно понять, как связаться со всеми получателями временной защиты, которым необходимо продлить вид на жительство и статус временной защиты, чтобы они знали, как работает этот процесс".
С украинскими беженцами в принципе не так все просто: кто-то из них мог уже вернуться домой на Украину, а кто-то – переехать в другую страну. Поскольку нашедшие убежище в Эстонии украинцы не отличаются строгой дисциплиной по части соблюдения государственных требований, Эстония не хочет продлевать временную защиту автоматически.
То есть ответственность за ее продление будет лежать на самих беженцах, которые должны следить за информацией и выполнять положенные для их статуса действия.