Деформация морали и демократии: Идаский префект Крууп как зеркало сегодняшней Эстонии

Идаский префект Тарво Крууп

Алексей Языков

Тема: Привилегия, а не право: как Европа дискриминирует россиян

В сегодняшней Эстонии можно по доносу лишиться работы, а то и загреметь под суд всего лишь по подозрению в "пророссийской позиции".

Эстонии следует опасаться инфляции и спада промышленного производства, роста безработицы и заболеваемости населения, экономящего на еде и лекарствах. Многое угрожает благополучию и спокойствию маленькой, небогатой прибалтийской республики.

Но самую большую опасность для ее будущего представляют не очередной экономический кризис или гипотетическое нападение соседней страны. Угрозу несет полицейский префект Тарво Крууп и подобные ему государственные чиновники, притесняющие людей даже не за инакомыслие или симпатии к России, а за сомнения в объективности официальных оценок внешнеполитических событий.

Замешанная на русофобии деформация морали, законодательства и демократических принципов калечит эстонское общество куда больше, чем временные экономические трудности. Официальный Таллин, похоже, больше уже даже не пытается делать вид, что привержен демократическим ценностям не меньше, чем старые демократии Западной Европы.

Эстонская демократия демонстрирует признаки деградации. Инакомыслие и несоответствие официально принятой позиции властей в вопросе внешней политики осуждаются и преследуются. Человек может лишиться работы за то, что сомневается в пользе НАТО, а за ношение георгиевской ленточки он будет оштрафован или подвергнут уголовному преследованию.

Наделенный немалой властью эстонский государственный чиновник, Идаский префект Тарво Крууп, при попустительстве министра внутренних дел и в нарушение национального законодательства, да просто вопреки основам прав человека и здравому смыслу уволил четырех подчиненных всего лишь за высказанные теми сомнения в том, что одна лишь Россия виновна в украинском кризисе.

"Когда полицейский чиновник говорит коллеге, что Украина все-таки и сама немного виновата в этой войне, то появляется понимание его убеждений. Здесь больше нечего обсуждать. Если кто-то из наших коллег ставит под сомнение то, кто виноват в этой войне, как мы можем быть уверены в нем? Это чисто ценностный вопрос, и здесь мы не можем делать уступки. В противном случае наши эстонские люди не смогут доверять полиции", – процитировало Тарво Круупа региональное издание "Северное побережье".

Полицейский, руководивший операцией демонтажа памятника-танка Т-34, вероятно, даже не отдает себе отчет в том, как его слова и действия могли бы быть расценены в стране с более здоровыми представлениями о правах человека, то есть там, где увольнение служащего за его убеждения, сомнения и высказывания считается немыслимым.

Действия префекта кажутся абсурдными любому человеку со здоровой психикой даже не принимая во внимание тот факт, что увольнение специалистов "за сомнения" совершенно несвоевременно в то время, когда Эстония испытывает нехватку полицейских, что, вероятно, становится в условиях кризиса одной из причин роста смертности из-за злоупотребления наркотическими веществами, увеличения числа краж и сексуального насилия над несовершеннолетними.

Очевидно, с точки зрения как Круупа, так и его руководства, правительства страны, решение всех этих проблем не так важно, как "чистка" рядов государственных чиновников на основании оценки их убеждений и на основании доносов. Не за конкретные проступки, злоупотребления или некомпетентность, а за образ мыслей, за сомнения и – чего уж там – национальность.

"Пропасть между эстонской и русской общинами увеличилась"

Надо полагать, префект Крууп на хорошем счету в министерстве и в правительстве, а также в Кайтсеполицей, где так же, как и некоторые другие префекты, он раньше служил и где пристально следят за публичными высказываниями, критикой и публикациями, оценивая степень их лояльности.

"Мы показали, что даже пытаться не стоит", – заявил Крууп в декабрьском интервью по поводу недовольства жителей Нарвы демонтажом военного памятника. Префект вполне справляется с задачей "содержания в узде" преимущественно русского населения Нарвы, испытывая, по всей видимости, еще и личное удовлетворение от выполнения возложенной на него властями миссии.

Слова и действия префекта можно считать характерным для сегодняшней официальной Эстонии, с подачи правительства переживающей приступ русофобии и вызванной ею деградации демократии и свободы мнений. Ни один политик, ни одна из имеющихся в стране правозащитных организаций, насколько известно, не подвергли критики практику увольнений за якобы "пророссийскую позицию". Реакция на увольнение госслужащих за отказ вакцинироваться была куда более бурной.

"За минувший год пропасть между эстонской и русской общинами увеличилась", – заявлял в конце декабря режиссер Ильмар Рааг, периодически выступающий в роли "эксперта по стратегической коммуникации" и "знатока России" с публикациями сомнительной информативности и ценности.

Но, возможно, в этом своем заявлении он в целом прав (хотя и видит причину "увеличения пропасти" в чуждости русскоязычного населения страны) – действующее правительство, оседлавшее тему "агрессивной войны России на Украине", русофобии и национализма, многое сделало для того, чтобы сделать "русское инакомыслие" предосудительным и даже преступным.

Таллин на днях всерьез обсуждал, как следует наказать футболистов национальной сборной за то, что они сфотографировались вместе с главным тренером сборной России Валерием Карпиным. Многие за пределами Эстонии назвали бы саму эту ситуацию дикостью, но в самой стране она кажется нормальной на фоне множества аналогичных по степени "бредовости" новостей и разговоров. Экономические и политические кризисы, к счастью, так или иначе всегда завершаются, военные конфликты заканчиваются мирными переговорами. А вот что Эстония будет делать с надолго деформированными моралью, этикой, с искалеченными русофобией представлениями о свободе мысли и мнений?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме