На этой неделе эстонские СМИ обнародовали данные Департамента статистики Эстонии по рынку труда. Выясняется, что в стране одновременно существуют безработица и дефицит рабочей силы.
В 2022 году число безработных в Эстонии сократилось второй год подряд, констатировал Департамент статистики – в 2022 году безработных было 40 200, или на 2900 человек меньше, чем в 2021 году. Уровень безработицы снизился с 6,2% до 5,6% в течение года. Рост безработицы в 2023 году останется умеренным, а в долгосрочной перспективе сохранится и дефицит рабочей силы. По мнению аналитиков, разрыв между спросом и предложением в последнее время сократился.
"В то же время к числу занятых прибавилось больше женщин, чем мужчин", – рассказала Теа Васильева, аналитик Статистического управления.
По данным Департамента статистики, уровень безработицы больше всего снизился в 2022 году в Тартумаа и Пярнумаа, а также немного в Ида-Вирумаа, в то время как вырос в части столичного региона Харьюмаа – за пределами Таллина и в Ляэне-Вирумаа.
В 2021 году в Эстонии было всего 650 500 занятых, в 2022 году количество занятых увеличилось до 677 400 человек, что является самым высоким показателем за последние годы. Уровень занятости вырос по сравнению с 2021 годом увеличился с 66,7% до 69,2%.
При этом значительная часть прироста занятости приходится на украинских беженцев, 9000 из которых уже нашли работу, а 6000 все еще ищут работу. По словам старшего экономиста Swedbank Лийс Элмик, были наняты новые люди в здравоохранении, в сфере ИТ, производстве и розничной торговле.
В январе 2023 года количество вакансий в Кассе по безработице было значительно ниже, чем год назад, а промышленные и строительные компании планируют сократить количество сотрудников в ближайшие месяцы, в то же время компании из сферы услуг по-прежнему ожидают роста занятости.
По словам экономиста Банка Эстонии Орсоли Соосаар, занятость сократилась, например, в деревообрабатывающей и мебельной промышленности: "В то же время увеличилась занятость в ряде сфер деятельности – в сфере услуг, например, в финансовом секторе, в сфере размещения и общественного питания, которая все еще восстанавливается после коронавирусного кризиса, и в сфере образования".
По словам Соосаар, согласно опросу Экономического института, в последние месяцы 2022 года в сфере услуг ощущалась нехватка рабочей силы, но в январе она уменьшилась: "Это может быть признаком того, что рост стоимости жизни все больше затронет и компании в сфере услуг, поскольку усилит давление в сторону повышения заработной платы, доля которой обычно выше в затратах компаний в этой сфере, чем в промышленном секторе. С другой стороны, снижение покупательной способности домохозяйств будет ограничивать спрос на услуги".
Соосаар обещает, что в этом году экономика начнет восстанавливаться, а влияние рецессии на рынок труда будет более скромным по сравнению с предыдущими кризисами, и в долгосрочной перспективе ощущается нехватка рабочей силы, а рост безработицы останется умеренным. По словам Соосаар, влияние экономического спада на рынок труда оказалось мягче, чем прогнозировалось, потому что в противовес увольнениям, в основном в промышленном секторе, увеличилась занятость в нескольких сферах услуг.
Элмик отметила, что охлаждение экономики оказывает волновое воздействие на рынок труда, и разрыв между спросом на рабочую силу и ее предложением сократился: "Спрос на новых работников снизился. В то же время увеличение числа безработных увеличило предложение рабочей силы. Это немного облегчило жизнь рекрутерам".
По прогнозу Swedbank, безработица в Эстонии в 2023 году вырастет примерно на 1,5 процентных пункта и достигнет более 7%, то есть уровня 2014 года. При этом банк прогнозирует увеличение брутто-зарплаты в этом году на 8,5%.