Крупные промышленные компании, расположенные в регионе Ида-Вирумаа, которые участвуют в системе торговли квотами на выбросы углекислого газа, действующую в Европейском союзе, не удовлетворены уровнем цен на них.
Например, предприятие VKG, которое является самым крупным в Эстонии производителем сланцевого масла, может продолжать деятельность в текущих условиях благодаря тому, что в 2022 году удалось добиться исключения для данного вида продукции. Поэтому сегодня компания имеет бесплатную квоту.
По словам финансового директора VKG Яаниса Сеппа, нагрузка на компанию все больше растет.
"Поскольку цена квот, покупаемых на рынке, выросла до огромного размера, то сумма денег, которые мы должны выплачивать каждый год из наших доходов в виде этого налога, растет и растет, и мы на самом деле не очень хорошо представляем, как долго мы сможем это выплачивать", – цитируют Сеппа эстонские СМИ.
Он добавил, что если стоимость продукции снизится, то дальнейшая работа предприятия может оказаться под угрозой.
"До тех пор, пока цены на масло покрывают стоимость CO2, мы сможем продолжать деятельность. Но если в какой-то момент цена на масло на рынке упадет и мы не сможем покрыть [стоимость квоты], тогда возникнет вопрос: что будет дальше", – отметил предприниматель.
В сложившихся условиях представители бизнеса пытаются найти выход из ситуации. Например, компания Kunda Nordic Tsement не приобретает квоты на выбросы углекислого газа. Этого удалось добиться благодаря тому, что вредное сырье импортируется из-за рубежа.
Директор компании-производителя цемента Меэлис Эйнштейн считает, что высокая стоимость лимита на выброс CO2 снижает популярность товаров на внешних рынках.
"Цемент, произведенный в Евросоюзе, практически невозможно экспортировать, потому что мы должны учитывать эту квоту и торговлю квотами, а за пределами ЕС это не учитывается. Это плохо сказалось на нашей конкурентоспособности", – отметил представитель бизнеса.
По мнению Эйнштейна, главной сложностью является система реализации квот на выброс CO2, принципы функционирования которой неясны.
"Основная проблема, которую я вижу в торговле квотами, заключается в том, что на этом рынке должны были бы торговать – покупать, продавать, обменивать – все те, кто на самом деле производит выбросы, но там по какой-то причине разрешили торговать и фондам. Никто не знает, какими квотами торгуют эти фонды, там очень много путаницы и непрозрачности, это просто непрозрачная система", – заметил предприниматель.
На сегодняшний день стоимость лимита на выброс углекислого газа достигла уровня около 100 евро. В перспективе она может вырасти еще больше.