Эстония продолжает готовиться к тому, что никогда не случится

Таллин, Эстония
© AP Photo / Pavel Golovkin

Анатолий Ядов

Эстонские чиновники задались вопросом о том, должны ли пищевые предприятия выпускать котлеты по-киевски, а животноводы продолжать оплодотворение свиноматок в случае военного кризиса.

Правительство Эстонии поручило местным аграриям и производителям продуктов питания готовиться к войне с Россией. Или к длительному отключению электричества. Точно не скажешь, поскольку экстремальная ситуация, к которой должны быть готовы компании, выпускающие хлеб, колбасу и молоко, в ставших предметом критики и даже насмешек государственных бумагах расплывчато именуется "кризисом".

Но это явно нечто страшное и бесповоротное, подразумевающее тем не менее необходимость продолжать выпуск съестного. Причем за счет самих предпринимателей, усомнившихся в том, что они должны вложить немалые средства в подготовку к чему-то жуткому, смертельному, но мало вероятному.

Сомнения эти напрямую не вычитываются из спора, возникшего между аграриями и государственной канцелярией, из которой поступил на согласование в Министерство сельской жизни новый законопроект. Спора, частично ставшего достоянием широких народных масс благодаря местной прессе.

Но о наличии сарказма в вопросах к канцелярии можно судить по одной из реплик аграриев, поинтересовавшихся, какие именно продукты питания они должны будут во что бы то ни стало продолжать выпускать и во время этой самой предполагаемой кризисной ситуации и не относятся ли котлеты по-киевски к их числу. Тут чувствуется политический подтекст. Идею госканцелярии министерство в целом не отвергло, но предложенный ей документ в его нынешнем виде согласовывать вроде бы отказалось.

Кто спорит, к кризисам готовиться действительно необходимо. Нежданно-негаданно начавшаяся пандемия (на самом деле предсказанная учеными, но кто их слушать-то станет) многому научила правительства и население. Теперь точно известно, что нужны запасы туалетной бумаги и медицинских масок. Нельзя полностью исключать и вероятность, например, балтийского супер-шторма, который оборвет все провода, снесет все крыши и все затопит. Сюрпризы потепления климата.

Или, скажем, Литва доиграется со своими экспериментами с "независимыми от России" электросетями, или... А что еще такого опасного, требующего мобилизации всех ресурсов в государственном масштабе может произойти в Эстонии с вероятностью, не равной нулю? Землетрясения и извержения вулканов ей точно не грозят, крупных химических производств, способных неожиданно взрываться и все вокруг отравлять в стране, нет. Нет пока и атомных электростанций. Лесные пожары случаются, но с учетом невеликих местных масштабов и очень уж крупных лесных массивов сложно предположить, что все деревья вдруг разом полыхнут.

Поднимется уровень моря и поглотит маленькую прибалтийскую республику? Тут готовься, не готовься – ничего не поправишь, а лодок на всех не напасешься. Падение крупного метеорита? Общенациональная забастовка? До чего же надо довести флегматичных, терпеливых эстонцев, чтобы они пришли в ярость, побросали рабочие места и пошли крушить витрины вино-водочных магазинов и правительственные здания, да еще и вместе с русскими?

Всесокрушающая кибератака? Во-первых, при чем тут колбаса и молоко, а во-вторых, такого рода массированная кибератака расценивается теперь в НАТО, в котором состоит Эстония, как акт войны со всеми вытекающими из этого последствиями. Все эти драматичные сюжеты можно смело считать равными по вероятности вторжению инопланетян или восстанию кровожадных роботов-курьеров. Но все последние годы Эстония на государственном уровне утверждает разнообразные правовые акты и инструкции, готовясь к какому-то кризису и явно понимая под ними нападение России и войну.

Запугивая при этом население и заставляя предпринимателей тратиться. Хотя бизнесмены, в отличие от местных политиков, о продолжении карьеры министра или о месте в парламенте в большинстве своем не мечтают и потому в использовании страшилок для воздействия на умы соотечественников не нуждаются. Им бы разговоров о войне поменьше, а стабильности побольше, цены на электричество пониже, да работников попокладистее.

Пословица "хочешь мира – готовься к войне", похоже, устарела

На самом деле прямо и недвусмысленно торговым сетям и предприятиям готовиться к войне с Россией никто не приказывал, но велели принять меры для противостояния кризисным ситуациям. Наученный горьким опытом понижения кредитного рейтинга Таллин в последние месяцы старается публично поменьше говорить о "скорой и неизбежной атаке агрессивной России", а если и говорит, то обязательно добавляет что-нибудь вроде "но непосредственной угрозы нападения пока нет".

Предположительно, это может помочь снизить проценты под кредиты, которые вынуждено брать эстонское правительство. Выкрики о гипотетической "российской угрозе", о том, что "сначала Украина, потом мы", как выяснилось, недешево обходятся в денежном выражении – инвесторы нервничают и повышают требования. Подготовка к войне вообще дело затратное и далеко не всегда оправданное.

Самым свежим свидетельством чрезвычайной озабоченности эстонского государства воображаемой угрозой нападения соседней страны стал уже упомянутый довольно странный проект закона "О гражданском кризисе и государственной обороне", подготовленный лично государственным секретарем Таймаром Петеркопом.

Этот документ расписывает, что и как должны делать государственные чиновники и вся власть в целом, кому подчиняться, а кем пренебречь в случае "чего". В пояснении к законопроекту его автор прямо говорит, что угрозы, самые разные и одна другой страшнее и коварнее, по его мнению, исходят от России и Белоруссии. И Эстония должна их достойно встретить и отразить, сплотившись вокруг премьер-министра и питаясь при этом не стратегическими запасами со складов, а почему-то тем, что обязаны будут продолжать производить в слегка урезанном объеме в течение месяца несколько крупных пищевых предприятий и продавать (или раздавать?) торговые сети.

Такие предприятия, облеченные доверием государства и обремененные задачей продолжать производить продукты, "должны гарантировать функционирование жизненно важных услуг при любых обстоятельствах", как пояснили аграриям в госканцелярии, не уточнив, какие именно "любые обстоятельства" имеются в виду и как быть, если они настолько непреодолимы, что "гарантировать функционирование" нет никакой возможности.

Ведь государственный секретарь однозначно говорит о войне. То есть не о какой-то там непрезентабельной драке, а о военном столкновении Эстонии и, следовательно, если верить пятой статье договора НАТО, всего военного блока с Россией. Которая, как предполагается, почему-то решит развязать Третью мировую войну с неизбежным обменом ядерными ударами. Ну и зачем в таком случае нужна будет вареная колбаса радиоактивному скелету государственного секретаря Таймара Петеркопа? Кто станет возмущаться отсутствием свежих продуктов в магазинах, превратившихся вместе со всей страной в обугленные развалины?

Тут впору вспомнить старый, но по-прежнему жутковатый анекдот еще советских времен, который рекомендовал в таком случае завернуться в простыню и медленно, чтобы не создавать панику, ползти в сторону ближайшего кладбища. Не смешно? Да уж, веселого мало.

Наверное, лучше все же не к войне готовиться, которая станет для миллионов потребителей макарон, колбас и овощей последней, а о мире думать, переговоры предлагать и договариваться о взаимных гарантиях мирного сосуществования. Одновременно можно еще неторопливо запасаться генераторами, лодками и туалетной бумагой на случай тех кризисов, которые в отличие от военного есть все шансы пережить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме