Гражданка Израиля устроила в Литве государственный переполох

Телеведущая Ксения Собчак после пресс-конференции, посвящённой её баллотированию в президенты России на предстоящих президентских выборах.
ria.ru

Божена Высоцка

Молодая женщина неожиданно приехала погостить в Литву. Без определенной цели, одна, со скромным багажом. Каприз такой – побродить по кривым улочкам, европейской осенью насладиться и кофе.

Знали бы офицеры службы охраны госграницы (СОГГ) Литвы, какую кашу породит рутинный суточный итоговый доклад оперативному дежурному. Среди прочей информации было отмечено: россиянка Ксения Собчак предъявила на кордоне израильский паспорт.

Оснований для отказа в пересечении границы не оказалось. Дежурный контролер на КПП "Тверячяус" шлепнул в паспорт черный штамп, и женщина из Белоруссии шагнула в Европейский союз. Загипнотизорованы оказались пограничники из глухой деревни, бес попутал, затнемие ум застило?

Сделай такое Сара Моисеевна или никому не известная Циля Либерзон – ни в каком литовском кабинете телефон бы не тренькнул. Но Собчак – это не Циля. Ксению называют телеведущей, журналисткой, однако оценки стократ занижены. Ксюша – это КСЮША заглавными буквами.

Ночь после затмения

Ночь после солнечного затмения для литовских чиновников разных рангов выдалась ужасной. Советник президента по вопросам национальной безопасности Кястутис Будрис, едва осмыслив новость СОГГ, поспешно заявил, хотя его никто не обязывал:

"Должностные лица службы охраны госграницы не совершили ничего противозаконного, разрешив въехать в страну российской журналистке. Пограничники руководствовались действующим законодательным порядком. Но есть вопрос – на каком основании попала Собчак в Литву? Появятся различные оценки. Наверное, подходящее время напомнить о существующем порядке ограничения въезда граждан России – должны быть гуманитарные основания, разрешение на жительство в Литве или в другом государстве. Просто так попасть нельзя".

Будриса явно дьявол за язык дернул. На кой ляд было уточнять "не совершили ничего противозаконного"? "Желтые" писаки уцепились: значит, могли совершить нарушение закона?

Отдуваться пришлось (оцените уровень!) директору департамента государственной безопасности. Обычно скупой на слова генерал Дарюс Яунишкис запел:

"В данном конкретном случае, если речь идет о государстве Израиль и его гражданстве, мы не применяем визовый режим. Въезд не ограничен, несмотря на гражданство второй страны. ДГБ не располагает разведдаными, что Ксения Собчак представляет угрозу Литве".

Утром с тяжелой головой проснулся глава МИД Габриэлюс Ландсбергис:

"Израильский паспорт дал Ксении возможность приехать и находиться в шенгенской зоне 90 дней. Порядок она не нарушила, выполнив все, что полагается. Хочу подчеркнуть, это не первый случай, когда граждане Израиля из России и Белоруссии через Литву приезжают на территорию ЕС".

Для чрезмерно любопытных из МИД пояснили:

"Собчак не включена в санкционные списки ЕС, Великобритании, США. До сих пор не было никаких предпосылок, которые давали бы юридический повод для проверки Ксении в суде. Это не означает, что предпосылки не появятся. Если появятся, человека могут включить в "черный" список и после пересечения границы. Вдруг мы увидим, что он своим присутствием представляет угрозу нацбезопасности".

Ландсбергис в свою очередь туманно намекнул: "Можно предположить, что деятельность Ксении необязательно благоприятна для [кремлевского] режима. Она себя позиционирует как представительница оппозиции".

При таких друзьях врагов не надо

В каждом стаде есть поганая овца. В литовском не одна. Им объяснили – все хорошо, не парьтесь, щипайте травку. Но поганцев терзают смутные сомнения. В частности, политический обозреватель Марюс Лауринавичюс не считает Собчак "представительницей оппозиии". Она чрезвычайно далека от нее. И чрезвычпйно близка к власти.

Приезд "представителя режима" в Литву полностью противоречит позициям, которые выражали руководители государства. "Она под контролем. Угороз, возможно, нет. Но тот факт, что ее впустили в Литву, полностью противоречит публично высказанной политике, о которой заявляли с трибун, утверждая – Литва во время войны не впускает граждан РФ".

По логике Лауринавичюса, там очень многих могут арестовать, даже "представителей ФСБ сажают в тюрьмы". Но в ФСБ людей много, а Собчак – товар штучный, в одном экземпляре. Ишь каков хлыщ – не считает возможную угрозу ареста достаточным основанием, чтобы прятаться в Литве. При этом называет себя борцом против Кремля. Как-то не сходятся концы с концами, герр политолог.

Удивительно, у него нашлись очень влиятельные единомышленики из числа экс-руководителей департамента ГБ. Бывший директор Гедиминас Грина раскритиковал виленских политиков: на примере Ксении очевидно, что у вождей нашего государства нет политической воли определить, с кем из россиян можно сотрудничать и как следует поступать. От Грины досталось лично президенту Гитанасу Науседа: пока наверху не решат проблему, она будет сохраняться.

"Не госбезопасность, а политики решают, кто несет угрозы. О Собчак всем известно все. Что здесь мудрить? Она известное медийное лицо, которое без одобрения Москвы пикнуть не смогла бы. Литва ведь не против лично Путина воюет, а против России".

Чтож, по-солдатски прямолинейно, но честно сказано. Браво!

Мячис Лауринкус, тоже бывший босс ДГБ, поддержал коллегу: "Выступавших в Крыму исполнителей не впускаем. Но действительно ли они большая угроза, чем Собчак, всегда проводившая прокремлевскую политику? Она даже не в состоянии назвать причину, по которой уехала из России".

Как летящий с горы снежный ком, недоуменый шум нарастал. Заглушить его не удалось.

Самодеятельность или спектакль

Мнения в политологическом сообществе разделились. Часть экспертов считает бегство спонтанным, другая – следствием властных притеснений. Мол, всегда в Литву бежали, начиная от Григория Отрепьева, старца Валаама Яцкого и Мисаила Повадина. Не лучший пример в истории отыскали для параллели, ибо "собаке собачья смерть", но сами выбрали без подсказок.

Третьи утверждают, будто из Собчак западные участники политической игры лепят замену оппозиционеру Навальному, чтобы поднять упавшее знамя либероты. Есть и четвертый взгляд – некоторые влиятельные граждане Литвы сидят на коротком поводке Кремля.

Между прочим, имеет право на жизнь эта красивая версия, рассчитанная на долгосрочную перспективу. Нетрудно выстроить цепочку: шеф погранслужбы Рустам Любаев – человек министра внутренних дел Агне Билотайте. Она – доверенное лицо Габриэлюса Ландсбергиса, внука всемогущего старика Витаутаса.

Директор ДГБ Дарюс Яунишкис – бывший персональный телохранитель старшего Ландсбергиса, обязанный ему стремительной карьерой до немыслимых высот. Сам старичок – старый агент по кличке "Дедуля" советской спецслужбы. Туда же корнями уходит прошлое председателя Сейма Виктории Чмилите. Ее папа – капитан ГБ Виталий Чмиль. Спикер влиятельна среди силовиков, способных нужным людям открыть/закрыть что угодно. Соственно, все вокруг дряхлого Ландсбергиса или родом из спецслужб, или вечно обязаны патриарху.

В схеме не достает одного звена. Добавим его – старые московские или лениградские приятели позвонили. Мол, примите девушку Христа ради. Как отказать?

В светлом голове бреда нет

Бред, скажет обыватель. Как же обыски, преследования, аресты коллег Собчак по работе? Есть информация о задержании Кирилла Суханова, коммерческого директора Ксюши. Вместе с ним задержали бывшего главреда Tatler Ариана Романовского-Кузьмина. Потерпевшим по делу выступает Василий Бровко, директор по особым поручениям "Ростеха", муж телепродюсера Тины Канделаки.

Полиция потребовала возбудить и против Собчак уголовное дело. Оно связано с получением денег за так называемые блоки, гарантирующие неупоминание прессой той или иной персоны либо компании. Собчак подозревают в вымогательстве в целях получения имущества в особо крупном размере (пункт "б" части 3 ст. 163 УК РФ), предусмотривающей до 15 лет лишения свободы.

Все так, друзья, но…

Но как только Собчак оказалась в Литве и в безопасности, следователь по делу о вымогательстве 11 миллионов рублей у гендиректора "Ростеха" Сергея Чемезова аннулировал постановление о привлечении Ксении к данному делопроизводству в качестве подозреваемой. Теперь она проходит свидетелем по уголовному делу и может спокойно возвращаться на родину.

В этом месте ставим точку с запятой. Осталось понять, с какой целью тестировали мелких и высоких чиновников Литовской республики на, просим прощения за грубость, вшивость? Ведь принимая решение о въезде телеведущей, они фактически способствовали побегу преступницы.

Что в самое ближайшее время аннулируют постановление о привлечении Ксении в качестве подозреваемой, никто в Литве не знал. Или знал, разыгрывая отведенную роль.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме