Китай не приполз к Литве на коленях, поэтому Вильнюс ползет к Пекину на четвереньках

Флаг Китайской народной Республики.
РИА Новости

Анастасия Кулик

"Он еще приползет в Вильнюс на коленях!" – кричал глава МИД. Но не сбылся прогноз министра иностранных дел о том, что Китай пожалеет о развязанной экономической войне.

Президент Литвы Гитанас Науседа после встречи в Давосе с генеральным директором Всемирной торговой организации Нгози Оконджо-Ивеалой счел необходимым сказать: Китай меняет свою позицию по отношению к Литве.

Дела между Вильнюсом и Пекином могут быстро войти в нормальную колею. Для этого КНР достаточно признать собственные ошибки и смириться со взглядами Вильнюса, заявила Аста Скайсгирите, советница главы государства по вопросам внешней политики.

Фактически она предложила Поднебесной капитулировать. Официальная реакция китайского руководства пока неизвестна, но в быстрый положительный ответ даже сама Скайсгирите не верит.

Шиворот на выворот

Если послушать президентуру и правительство, литовское руководство никогда не настраивало себя против китайского. Именно Пекин на пустом месте устроил дипломатический скандал, переросший в экономическую войну.

Дело недавнее, но из-за украинского кризиса подзабытое. Стоит вкратце напомнить суть. В 2021 году Литва разрешила Тайбэю открыть Тайваньское представительство в Вильнюсе, высказавшись за независимость Тайваня в надежде, что "цивилизованный Запад поддержит и защитит".

Этот шаг вызвал недовольство Пекина. КНР посчитала, что демонстративно и провокационно нарушен фундаментальный принцип "единого Китая". Поднебесная порвала торговые связи, прекратила инвестировать, понизила уровень дипотношений до технического, заблокировала литовский импорт, вычеркнула прибалтов из своего таможенного списка.

"Китайцы приползут на коленях", – бравировал глава МИД Габриэлюс Ландсбергис, не сомневавшийся в правильности избранного им курса на конфронтацию. Тем временем экономическое давление КНР нанесло огромный урон литовской экономике, что напрямую отразилось на бизнесе, который стал уезжать из страны в поисках более благоприятной атмосферы для предпринимательства.

Заместитель министра экономики и инноваций Эгле Маркявичюте успокаивала разволновавшихся министров и крупных экспортеров: Литва может стать воротами в Европу для Тайваня, а также расширить свою стартап-деятельность в этой стране, а опираясь на нее – и в Юго-Восточной Азии.

По ее словам, Тайвань всемирно известен передовыми технологиями, а в разработке инновационных решений там участвуют как государственный, так и частный сектор. Наконец, отмечала Маркявичюте, существует объединяющий политический аспект: общие вызовы, ценности и борьба против соседних империй.

Увы, министры сильно ошиблись, что говорит о незрелости литовской внешней политики и ошибочном стратегическом планировании в недрах Минэкономики. Ни одно европейское государство не согласилось в компании с Литвой идти против второй мировой экономики. Даже стратегические союзники из США поддержали только словами, не предложив альтернативы.

В итоге Вильнюс оказался с Пекином один на один, экономически проиграв 2022 год подчистую. Судя по заявлению Скайсгирите, в "верхах" таки осознали, что в 2023 году пришло время идти на попятную.

Литовские уроки хода задом

Но прежде решили вновь попытать литовское счастье. 27 января 2022 года Европейский Союз обратился в ВТО с жалобой на экономические санкции Китая против Литвы. Не выгорело. 21 июля минувшего года председатель парламента Тайваня Ю Сикунь посетил Литву. В КНР разозлились не на шутку, назвали нашу республику "балтийским подстрекателем", заявили – карликовая Литва ссорит Восток и Запад. Цитата длинна:

"В своих высказываниях министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис злонамеренно раздувает якобы исходящие от Китая угрозы, манипулирует понятиями демократии и авторитаризма и провоцирует конфронтацию между Западом и Востоком.

Литва как член международного сообщества обязана уважать суверенитет и территориальную целостность Китая. Однако вместо этого она нарушает по вопросу Тайваня признанный международным сообществом принцип "единого Китая" и при этом "выставляет себя как жертву насильственных мер и угроз" со стороны Пекина".

Вильнюс опять проиграл, но решил хотя бы сохранить лицо. Позиция Литвы получила новую трактовку. Вместо заявлений о всеобщей поддержке на уровне стран ЕС и США "позиции Вильнюса в его войне против Пекина", прозвучало прямо противоположное – "не раздражать вторую экономику планеты стремится Евросоюз и союзники Литвы".

"В европейском и трансатлантическом контекстах Вильнюсу следует сохранять хотя бы минимальные торговые связи, чтобы не наносить ущерб партнерам и союзникам".

Вот такой ход сделала Литва башней Гедиминаса на евро-азиатской шахматной доске. К слову, сомнения вызывают и заверения Скайсгирите об успешной адаптации литовского бизнеса к другим азиатским рынкам. Она по-прежнему напрасно надеется, что инвестиции Тайваня, "еще лучше – инвестиции союзников с Запада" окончательно заменят утраченные инвестиции из КНР.

Ахиллес против черепахи

Культура китайского ведения дел отличалась от западной и даже от японской определенным желанием уйти от прямого столкновения, достичь цели окольным путем. Здесь вспоминается апория Зенона Элейского об Ахиллесе и черепахе, которая отражает во многом недавно произошедшее в Вильнюсе.

Китай недоволен общемировой рецессией в экономике, падением потребления. Для фабрики мира это большая трагедия. Но даже на этом фоне улучшение связей с Литвой ситуацию не спасет – ничтожный рынок, каких на планете сотни. К тому же не к лицу супердержаве по первому кивку головой реагировать на изменение настроений на каком-то непринципиальном клочке европейской территории.

Независимо от желаний, мы становимся свидетелями игры в долгую. Возникает главный вопрос. Какая стратегия победит: западного гопника Ахиллеса или умудренной и нерасторопной черепахи?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме