"Голышом в крапиву": как Литва видит торговые отношения с Россией

Флаги России, ЕС и Франции
© Sputnik / Владимир Сергеев

Европейский бизнес продолжает торговать с Россией напрямую несанкционными товарами или косвенно, благодаря параллельному импорту через третьи страны.

Несмотря на санкции, некоторые западные компании продолжают торговать с Россией. Правда, несанкционными товарами. Даже учитывая, что есть ряд продукции, не находящейся под санкциями, любые деловые отношения с Россией продолжают вызывать негодование в некоторых кругах.

Например, такое положение дел не устраивает литовских политиков. Так, президент конфедерации работодателей Данас Арлаускас призвал двигаться к полному отделению от Москвы.

"Мне хотелось бы, чтобы наши политики думали как члены семьи ЕС. И чтобы у всех нас была единая политика по этому вопросу. <…> Если до десятого пакета есть какие-то товары и ими официально торгуют другие страны ЕС, то и мы не должны в одиночку "голышом прыгать в крапиву" и запрещать их. Потому что это вредит экономическим интересам нашего государства. И политики должны это усвоить", – заявил он.

Арлаускас считает, что ЕС должен полностью отделиться от российской экономики. По его словам, отказ от торговли должен произойти на общеевропейском уровне с гарантией того, что это не приведет к социальным волнениям.

Ранее Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) опубликовал доклад, согласно которому страны Европейского союза увеличили экспорт в соседние с Россией страны, чтобы товары поступали в Россию в обход санкциям.

Так, в мае-июле 2022 года экспорт в (ЕАЭС) Киргизию вырос на 84%, в Армению – на 72%, в Таджикистан – на 21%, в Грузию – на 19%, в Казахстан – на 14% по сравнению с аналогичными периодами 2017–2019 годов. При этом показатели в направлении России сократились на 56%.

Согласно данным ЕБРР, в 2021 году объем торговли Москвы с соседними странами составил 46 млрд долларов, в то время как в 2022 году – уже 800 млрд долларов.

Напомним, в прошлом году из-за санкций в Кремле сделали ставку на параллельный импорт, который позволил ввозить в Россию товары без согласия производителя или правообладателя.

Как заявил заместитель министра экономического развития России Владимир Ильичев, санкции затронули порядка 20% экспорта и импорта, однако они подстегнули Москву расширить сотрудничество с другими странами.

"Санкции напрямую затронули примерно 23% экспорта и 18% импорта. Закрытие западных рынков повлекло за собой снижение объемов торговли. Прежде всего, с Евросоюзом и США <…> Уже сейчас больше половины нашей торговли приходится на дружественные страны. Среди них – Китай, Индия, Турция и, конечно же, ЕАЭС", – отметил Ильичев.

Однако он добавил, что на третий квартал прошлого года пришлось около 25% российского экспорта в недружественные страны без учета поставок энергоносителей, 16% – в ЕС.

По словам гендиректора Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)  Тадзио Шиллинга, бизнес ЕС не выступает против параллельного импорта в Россию.

"Хотя в заголовках доминируют новости об уходе иностранных компаний по понятным причинам, в России по-прежнему остается много европейских компаний. Особенно в секторах, менее затронутых санкциями или другими проблемами, связанными с кризисом", – отметил гендиректор АЕБ.

"Я разговаривал со многими руководителями и менеджерами иностранных компаний, и могу вам сказать, что за каждым уходом стоят сотни печальных личных историй, и каждых уход – это не только экономическая потеря, но и потеря в плане человеческих отношений", – добавил он.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме