"Восточное партнерство" идет ко дну вместе с его инициаторами из Литвы

Президент Литвы Гитанас Науседа
© Sputnik / Стрингер

Альгис Антанайтис

В Вильнюсе переживают за туманные перспективы "Восточного партнерства". Проект разваливается, в Брюсселе Литвой очень недовольны и сокращают финансовую подпитку идеи.

Уже мало кто помнит, что цель проекта "Восточное партнерство" – извлечение из сферы влияния России постсоветских государств. Изначально речь шла о Грузии, Украине, Молдавии, Азербайджане и Узбекистане – ГУУАМ. Союз в 1996–1997 годах задумывался Европой при участии США, как региональная буферная по отношению к Москве организация. В 2005 году Ташкент закрыл страничку бесперспективного сотрудничества, помахав коллегам ручкой – bye-bye!

Литовский чертик из постсоветской табакерки

В тот момент на авансцену выскочил Вильнюс, пообещавший Брюсселю в союзе с Варшавой и при поддержке скандинавов достичь намеченной ранее цели в более выгодном проекте, названном "Восточное партнерство". Взамен Узбекистана в него привлекли Белоруссию и Армению. Начались встречи, заседания, дискуссии и вычерчивание планов на десятилетия вперед.

Прямолинейная настойчивость Вильнюса в деле перетягивания постсоветских столиц от сотрудничества с Россией к конфронтации с нею в пользу интересов Европейского союза и США не понравилась Баку. Было заявлено: у Азербайджана есть своя нефть, он не нуждается в помощи со стороны нищих руководителей "партнерства".

Следом из программы выпал Минск, переориентировав национальные интересы в пользу Союзного государства Белоруссии и России. Ереван занял странную позицию, стараясь усидеть на двух стульях, затем свернув отношения с участниками постсоветского союза.

У Литвы к 2023 году осталось трое подопечных – Украина, Грузия, Молдавия. С первой все понятно: Киеву многое обещают в обмен на продолжение конфликта с РФ. Маловероятно, чтобы страну с разрушенной экономикой (сокращение ВВП в 2022 году может превысить 50%) приняли в западное сообщество на равных с прочими государствами условиях.

Вильнюсу будущее Киева безразлично, поскольку украинские перспективы – не его зона ответственности. Литовцы сконцентрировались на охмурении Тбилиси и Кишинева, чтоб те не повторили отрицательный опыт Минска с Ереваном.

"Сулико" не поют по-литовски

Грузия, в отличие от Украины и Молдавии, не получила статус кандидата на вступление в Европейский союз. Еврокомиссия выдвинула Тбилиси 12 условий, выполнив которые, представитель Кавказа сможет стать претендентом. Смотрящим назначили, разумеется, Вильнюс. Но чувствуется, что брюссельские начальники поставят столицу Литвы на колени в угол на горох на весь день.

Дело в том, что Тбилиси перестал быть тем Тбилиси, каким привыкли его видеть при Михаиле Саакашвили. Бывшие госсекретарь США Кондолиза Райс и директор Совета национальной безопасности США Фиона Хилл заявили об откате демократии в Грузии. По мнению "эксов", Тбилиси распрощался с повесткой дня США и стал комфортным местом для Москвы: "Грузия уже не может быть лучом демократии, который мы рекламировали в 2008 году". Однако дамы уверены, что ошибку следует исправить и вернуть жемчужину Кавказа в сферу влияния Вашингтона.

Несколько слов о бывшем третьем президенте, а ныне уголовнике Михаиле Саакашвили. Тюрьма не пошла ему во благо, здоровье никудышное. Брюссель даже направил официальную ноту, в которой 27 членов ЕС требовали выпустить Саакашвили на свободу ради лечения.

Странам ЕС отказали, как отказали в аналогичной просьбе Палате лордов парламента Великобритании. На Тбилиси посыпались проклятия и обвинения в игнорировании демократии. Даже глава МИД Украины Дмитро Кулеба устроил шум: "В Грузии убивают нашего гражданина Михаила Саакашвили, но мы не позволим его уничтожить, мы будем за него бороться!"

Пока "цивилизованный мир" борется за здоровье осужденного, "нецивилизованный" в лице парламента Грузии обсуждает законопроекты об иностранном влиянии. Они предполагают полную финансовую прозрачность организации и лиц, получающих средства из-за рубежа ("агентами" станут некоммерческие организации и СМИ, более 20% годового дохода которых составляет зарубежное финансирование), обязательную регистрацию в качестве иностранного агента. Нарушения предусматривают крупные штрафы и даже лишение свободы до пяти лет.

Западные соблазнители прелестями ЕС недовольны. Они утверждают: Грузия идет по пути России и подчистую отвергают заявления, что инициативы Тбилиси – всего лишь смягченный вариант американского закона, доработанный с учетом лучших практик демократических стран.

Все, кому положено по должности, в частности комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович, посол ЕС Павел Герчинский, посол США Келли Дегнан осудили правящую партию "Грузинская мечта": "Она не собираются интегрировать страну в Европу, она собираются утопить Грузию в российском болоте!"

Литовцы не стали исключением, назвав законопроект серьезной угрозой для демократии и гражданского общества Грузии, повторением практики авторитарных государств. Впрочем, не будущий закон пугает Литву (мало ли законов принимают, чтобы позже отменить?), а дрейф бывших кавказских друзей и братьев в сторону Кремля. В Вильнюсе по личному опыту знают: "Чем дальше от Запада, тем ближе к России. В такой архитектуре малым странам нужно держать вместе и против Кремля".

Подтекст этой конструкции должен звучать так: в игре в большую европейскую политику башня князя Гедимина вновь проиграла Спасской.

На кон поставлен матч-реванш

На недавнем саммите глав МИД стран ЕС состоялась встреча министров иностранных дел ЕС с заместителем премьер-министра Молдавии, министром иностранных дел и европейской интеграции Николаем Попеску. Обсуждалась поддержка Кишинева, ход реформ, создание гражданской миссии ЕС в стране.

Президент Литвы Гитанас Науседа на своем уровне тоже пообещал молдаванке Майе Санду поддержку интеграции в ЕС на фоне попыток поколебать курс Кишинева на Запад. Кто-кто, а Науседа точно понимает: Молдавия – последний шанс спасти престиж "Восточного партнерства" и испорченный имидж Литвы в глазах брюссельских заправил.

Инфляция в Молдавии в 2022 голу приблизилась к 35%, жизнь в одной из беднейших стран Европы действительно стала тяжелой. Науседа, как ловкий совратитель, гарантировал дамочке – не волнуйтесь, ситуация выправится. На ушко Санду он нашептывал, что именно благодаря попечительству Вильнюса 60% молдавского экспорта уже идет в страны европейского сообщества.

Увеличение макро-финансовой помощи до 295 млн евро – тоже, якобы, заслуга Литвы. Кроме этого, 200 млн Брюссель выдел на проекты, связанные с энергобезопасностью, 60 млн – на закупки мазута в Румынии и 5 млн на поддержку энергетически уязвимых слоев населения. И все благодаря радению Вильнюса.

Лгал, эксплуатируя мечты нищих разбогатеть в одночасье.

"Дальше будет только лучше, – убеждал собеседницу Науседа. – После ЕС откроются возможности для вступления в НАТО. Фамилия Санду в истории государства останется на века, как осталась фамилия румына Иона Антонеску".

Слышать такие речи женщине приятно. 

Правда, спикер молдавского парламента Игорь Гросу утверждает, что его страна не будет присоединяться к Североатлантическому альянсу. Но кто его станет слушать, когда до дела дойдет? Тем более, что президент Санду в интервью изданию Politico заявила: по ее мнению, Молдавия может отказаться от нейтралитета, который закреплен в Конституции, если решение о сближении с НАТО поддержит население.

Приоритеты народа так же никому в Европе не интересны, как и мнение Гросу. В Литве население тоже не стремилось ни в Евросоюз, ни в НАТО, но ловкие проходимцы народ обманули. Президент Литвы как лидер "Восточного партнерства" с молдаванами предлагает поступить аналогичным образом. Без церемоний.

Если планы Науседы осуществятся, традиционные мэрцишоры – маленькие бутоньерки в виде цветочков из ниток белого и красного цветов, считающиеся символом весны – скоро станут изготавливать в цветах флагов стран-членов ЕС и НАТО в качестве ностальгических символов по утраченной самостоятельности и окончательному обнищанию страны белого аиста.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме