Элиты Литвы: невыносимый Владимир Путин отказался прислушиваться к нашим советам

POOL

Анастасия Кулик

Обращение президента России Владимира Путина к Федеральному собранию и к народу РФ вождям Литвы не понравилось, что нетрудно было предсказать.

В Литве политобозреватели, политики и руководители государства о президенте Российской Федерации Владимире Владимировиче Путине говорят так, будто живут с ним на одном этаже в обшарпаной общаге, вечерами сидят за бокалом светлого в ближайшей дешевой пивной, а по субботам моются в общественной бане.

В сплетнях о соседе доминирует критика: плохо себя ведет, не так стоит, не то говорит, что хотелось бы от него слышать, упертый по жизни и слепо влюблен в какую-то Россию, которую никто из обитателей общаги в глаза не видел.

Но доминирующим минусом российского лидера в литовских глазах можно назвать абсолютное нежелание ВВП слушать и прислушиваться к советам, звучащим из Вашингтона, из столицы Евросоюза Брюсселя, из штаб-квартиры НАТО и даже из Вильнюса, обитатели которого лучше всех понимают и точнее других анализирую мировые геополитические процессы.

Слушала, да не услышала

Депутаты парламента Литвы уже 21 февраля, в день послания, набросились на докладчика. Оказывается, он совершил ошибку, начав речь с обвинений в адрес Украины. По мнению парламентариев, для пролога следовало бы назвать приоритеты внутренней политики и обрисовать экономическую ситуацию в собственной стране, которая находится под санкциями "всего цивилизованного мира" и живет в сложной ситуации.

Вопреки европейской традиции начав с обвинений Украины, Владимир Путин "показал гражданам России, что имперские амбиции ему ближе и дороже благосостояния своего государства и народа". Что касается Киева, "в его адрес прозвучало много пропаганды и лжи. РФ неправомочно выставлена миротворцем, изо всех сил стремящимся "мирным путем решить больной вопрос", однако из-за жесткой позиции "украинских неонацистов, которыми дирижируют из США" достичь мира Москве пока не удается.

Сам украинский конфликт в обращении докладчиком ошибочно назван "историческим", считают члены Сейма. Задача "обеспечить безопасность исторических земель России" надумана, вредна Восточной Европе и опасна Прибалтике, которая тоже была когда-то частью Российском империи.

"Россия – это тюрьма народов, Украина – свободная страна", – объяснил суть недовольства депутатов Сейма Жигимантас Павиленис, председатель парламентского комитета по иностранным делам.

А что говорят другие публичные персоны?

По мнению Асты Скайсгирите, советника президента Гитанаса Науседы по вопросам внешней политики, российский лидер "не сказал ничего нового, с вариациями повторил извесное, но слушать его было полезно по той причине, что стало понятно – на Украине русские пойдут до конца".

"Владимир Путин обычно делает то, что говорит, – справедиво отметила Скайсгирите. – Если заявил о продолжении СВО – ее непременно продолжат. Это очень важный сигнал. Отсюда вытекает основная задача содружества цивилизованных государств – солидарно поддерживать Киев, пока он не победит. Вопрос в том, хватит ли сил у союзников Украины?"

С ответом пусть они разбираются самостоятельно, но можно дать подсказку: уже год 30 членов НАТО со всеми их армиями и арсеналами не в состоянии справится с одной страной, членом блока не являющейся.

Что касается заявления Скайсгирите о речи президента России в контексте "повторил известное с вариациями" – если приостановка участия РФ в договоре о стратегических наступательных вооружениях для советницы Гитанаса Науседы ничего не значит по возможным следствиям, стыдно за главу Литовского государства и его команду. Как говорится, каков поп – таков и приход.

Политологу Марюсу Лауринавичюсу тоже не хватило "изюминки" в докладе. Как и Скайсгирите, он тоже пропустил мимо ушей "заморозку" участия РФ в СНВ-3, переполошившую администрацию Белого дома и весь Запад. Впрочем, военное дело для обозревателя всегда было темным лесом.

Поэтому литовец пошел традиционным путем: в России президент силен, элиты разобщены, переворота не предвидится, чем Путин умело пользуется, напрямую общаясь к гражданам своей страны. По словам Лауринавичюса, Джо Байден тоже предпочитает играть на эмоциях и настроениях. Например, неожиданно приехал в Киев, дав украинцам очередную надежду.

С пропагандисткой точки зрения ход сильный, но "визитами не победишь". Из чего следует элементарный вывод – на Западе до сих пор никто не понимает очевидной истины: нужно идти не по пути налаживания переговорного процесса с Москвой, а взять над ней верх на поле боя.

Марюс Лауринавичюс точно подметил: сила Владимира Путина в трезвых оценках интересов и возможностей противников, что помогает выявлять их слабые места и "капельно" вносить раздор в ряды западных лидеров.

Бывший глава МИД Антанас Валенис много критиковал обращение, но вынужденно признал хорошей идеей учреждение фонда помощи родственникам участников спецоперации, который может появиться до конца 2023 года. Дипломат не сомневается – предложенные президентом меры обязательно реализуют, поскольку в контексте социальной поддержки они, скорее всего, вписываются в российский бюджет.

Что касается Запада, по словам Валениса он "катастрофически опаздывает". Сначала не было веры в возможности Украины, сейчас ее прибавилось, но нет оружия и боеприпасов: "В России это понимают и готовы помогать участникам СВО с новыми усилиями".

Реакция "подхрюкивающих"

Можно привести 200-300 реакций известных литовцев на речь президента России, но это окажется перебором. Достаточно еще нескольких.

Профессор Довиле Якнюнайте из Института международных отношений возмущена прозвучавшими словами об однополых отношениях, партнерстве, венчании и браке. Но разве президент РФ не подчеркнул "пусть творят, что хотят"? Именно подчеркнул эту мысль, как и свою – только к нам не лезут.

Директор центра изучения стран Восточной Европы Линас Кояла отметил – договор СНВ-3 "не работал с 2020 года, поскольку предусматривает инспекции, которых не было". В этом смысле де-факто стало де-юре, хотя и произвело сильный эффект на военных. В тот момент Кояла еще не знал, что Энтони Блинкен уже дал задний ход и объявил о желании Штатов вернуться к диалогу по договору.

Обозреватель Паулюс Гиртенас оказался оригинальнее коллег – такие речи, как речь 21 февраля "должен комментировать психолог", сказал он: "Но все равно мы не будем безвольно с окраины имперского проекта наблюдать за опасными экспериментами". Что планируют делать активные наблюдатели, Гиртенас не придумал.

Спикер Сейма Виктория Чмилите назвала послание "тенью визита президента США в Киев". Что она имела в виду, непонятно. Разве Байден в Киеве делал доклад? Депутат Матас Мальдейкис – короткое и слабое смс-сообщение Западу "НАТО, геи и нацисты".

Возвращаясь к аналогии с общагой, пивасиком и банькой, в Литве хором и поодиночке осудили сильного соседа, априори испугавшись его возможных ответов.

Хотелось бы отметить важную деталь: Владимира Владимировича в литовских "верхах" не любят, но слушали. Этим местным гиртенасам, мальдейкисам, коялам и прочим хорошо известно, кто такой Путин. Он, в свою очередь, вряд ли слышал хотя бы одну фамилию из прозвучавших в тексте. Поэтому об оценках в свой адрес даже не узнает.

Этим президент России невыносим для русофобов из Литвы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме