Калининград для Вильнюса – острая кость поперек нежного горла

Калининград
РИА Новости

Артурас Паулаускас

Таллин вслед за Варшавой, Ригой и Вильнюсом отказывается от использования названия Калининград. Этот же шаг наверняка сделают в Братиславе, скандинавских столицах и черт знает где еще. 

Дурной пример заразителен, а пример осатаневшего киевского стендап-комика для его европейских друзей подобен вирусной инфекции.

22 апреля Владимир Зеленский подписал закон "Об осуждении и запрете пропаганды российской имперской политики на Украине и деколонизации топонимии". Отныне и до полной денацификации страны запрещаются все связанные с Российской Империей символы и топонимы со времен Московского царства до Российской Федерации, цитируем: "Российская имперская политика признается преступной, включая упоминание занимавших в России руководящие посты или причастных к имперской пропаганде исторических лиц".

По замыслу киевских умников, новый документ призван обеспечить уменьшение влияния РФ на внутреннюю политику страны и мировоззрение украинцев, создать предпосылки для предотвращения российской пропагандистской деятельности и ускорить десоветизацию.

В странах вокруг бывшей прекрасной УССР (за исключением Белоруссии) мечтают об этом же. По примеру Киева все его союзники приняли национальные законы о декоммунизации. Сами понимаете, что они означают.

Восточная Европа медленно сходит с ума.

Рыцари наступают свиньей

К счастью, Калининград с одноименной областью находится в России и не подпадает ни под первый, ни под свежий правовой акт, изобретенный в офисе одного известного украинского пианиста.

Иначе быть городу имени Михаила Ивановича Калинина, российского революционного, советского, государственного и партийного деятеля, переименованным в Черновол, Сторык или Гоп со смыком. Но попытки отобрать у города имя Калинина, а у России – ее западный областной центр присутствуют.

Начали чехи в 2022 году: требовали приращения территорий, а "новый регион" хотели назвать Краловец. Польские политики по предложению министра Вальдемара Буды переиначили Калининград в Крулевец, область – в Крулевецкую: "Мы не хотим русификации Польши, и поэтому решили называть Калининград и Калининградскую область на нашем родном языке".

Оказывается, трепетно-нежные поляки испытывают неприятное чувство, когда крупный город недалеко от их границы носит имя товарища Калинина, который ответственен за решение убить около 25 000 польских офицеров в Катыни в 1940 году. На Волыни украинские головорезы уничтожили 50 000 этнических поляков, но нельзя сказать, что Варшава "испытывает неприятное чувство", ручкаясь с Киевом.

Латыши по рекомендации национального языкового центра (при Минюсте он занимается вопросами языковой политики) начали использовать традиционное балтское название Караляучи и, как вариант, немецкое Кенигсберг. Эксперты-лингвисты полагают, что такое звучание справедливо с политической точки зрения при нынешней ситуации на континенте.

Литва зрителем не осталась. Депутаты парламента Вилюс Семешка и Пауле Кузмицкене в поисках исторической справедливости обратились в госкомиссию по языку с просьбой изменить нынешний литовский вариант названия Kaliningradаs на Karaliaučius – Караляучюс. Мотив шаблонен: пока отказаться от российского нарратива.

Далее пошла лживая самодеятельность, цитируем по стенограмме заседания Сейма: "Название появилось во время агрессии СССР в годы Второй мировой войны".

Господа-товарищи, вы точно уверены, что СССР в 1941-1945 годах по отношению к гитлеровской Германии являлся агрессором? В таком случае – не забывайте о Мемеле (Клайпеде) и Мемельском крае (Клайпедском районе). Они достались Литве по итогам той же агрессии.

Верните краденое законному владельцу и только потом рассуждайте об украинских событиях, в контексте которых, цитируем Семешку, "надо пересмотреть названия, отказаться от тех, которые чужды литовскому языку, не засорять его советским наследием и инородными, навязанными нам искусственными наименованиями".

Тут и Таллин подтянулся: член комиссии Рийгикогу (парламента) по иностранным делам Ээрик-Нийлес Кроссь предложил называть российский областной центр Кунингамяэ: "Топоним Восточная Пруссия – Ida-Preisimaa – еще более эстонский, исторически укорененный, его следует использовать для так называемой Калининградской области".

Прут ближайшие соседи против России свиньей, как крестоносцы на Чудском озере. Его лед, образно говоря, может не выдержать, история 5 апреля 1242 года повториться. Не случайно же раку святого благоверного князя Александра Невского спустя 101 год возвращают на ее историческое место – в Троицкий собор Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

Дурак думкой богатеет

Прибалтийские и польские умники хотят, чтобы топоним "Калининград" исчез с карты Европы. Одновременно они против, чтобы Вроцлав вновь стал Бреслау, Гданьск – Данцигом. Расположенный на границе Украины Ужгород – Унгаром, латвийский Даугавпилс – Динабургом или Двинском, Таллин – Ревелем, литовский Юрбаркас – немецким Юрбургом. Потому что "это – другое".

Какую судьбу соседи готовят столице западного российского эксклава? Например, латвийский экономист Улдис Осис 16 мая поделился своим видением перспектив: "Город и область надо деколонизировать и демилитаризовать, определить под административное управление Евросоюза или группы стран ЕС и провести санацию (то есть лечебно-профилактические меры по оздоровлению организма, подразумевающие очистку определенного участка ткани или органа) на 15-20 лет".

Осис верно отреагировал на настроения, циркулирующие в кулуарах МИД Латвии. Его глава Эдгар Ринкевич постоянно повторяет националистическую мантру: "Российская Федерация нуждается в глубинной денацификации".

Официальной Варшаве по душе другой сценарий. Польские руководители до парламентских выборов осенью 2024 года при поддержке США торопятся сделать страну империей. Дотянуться до Калининграда у президента Анджея Дуды и "теневого" руководителя государства Ярослава Качиньского руки коротки, но языки подходящей длины. Вот на словах и решают судьбы чужой земли, законно с 1945 года принадлежащей России.

Политика поляков не признает никаких "красных" линий. Двуногое недоразумение из МИД по фамилии Павел Яблоньский, оценивая перспективы украинского территориального спора, 12 декабря 2022 года заявил: "Будет несправедливо, если Украина передаст территории в состав России". Вот если Польша прирастет "Крулевецкой областью", получится и законно, и справедливо.

Если проект выгорит, президент Дуда останется в народной памяти главным собирателем земель, по степени почитания переплюнет геополитического хищника Юзефа Пилсудского, а Варшава превратится в хозяйку самой крупной в ЕС территории.

Экономист Бартош Бартчак в этом контексте говорит: Америке нужно, чтобы экономика ФРГ "загнулась". И тогда именно "Гиена Европы", как назвал Польшу сэр Уинстон Черчилль, выйдет на первый план в Европе.

Увы, Варшава верна себе в переоценке своих сил и возможностей, и снова руководствуется не здравым смыслом, а политическим чванством. Все произрастает из сильного желания отомстить России, подпитанного в XXI веке русофобией.

Но самые обширные планы на "Kaliningradаs-Karaliaučius" у маленькой Литвы. Она давно положила глаз на левобережье Немана, а в 2014 году "хотелка" стала чесаться невыносимо. Зудит по сей день.

Госбезопасность и военная разведка в докладе об угрозах национальной безопасности в 2022 году назвали Калининград и область самым большим источником угрозы. В документе подчеркнуто, цитируем по первоисточнику:

"Россия стремится сохранить контроль над регионом Балтийского моря за счет Калининградской области и сосредоточенного там военного потенциала".

В прогнозе на региональную перспективу директор департамента госбезопасности генерал-майор Дарюс Яунишкис и начальник Второго оперативного (разведка и контразведка) департамента Минобороны полковник Элегиюс Паулавичюс предположили – Россия сохранит тенденцию к усилению калининградской военной группировки путем создания новых воинских частей и модернизации сосредоточенной здесь военной техники:

"Это означает, что Калининградская область продолжит выполнять свою важнейшую функцию – мешать НАТО в регионе Балтийского моря дислоцировать необходимые оборонительные возможности".

Но как стреножить Москву? Вот что пишет "отец" литовского агрессивного неонационализма Гинтарас Сонгайла: "Пришло время спровоцировать США таким образом, чтобы американская армия нанесла сокрушительный удар по российскому эксклаву. Литва может поддержать стратегических партнеров атакой через Неман, чтобы закрепиться на земле, которая всегда была литовской".

Сонгайла предлагает имитировать российское нападение на приграничное литовское село или небольшой городок: "Если окажутся убитыми 100 или 200 граждан Литвы, этот факт станет достаточным поводом для нанесения ответного удара. Так Германия в 1939 году нашла повод начать захват Польши".

Из таких заявлений видно, что по возможным последствиям игры европейских столиц в переименования чужих городов носят совсем не безобидный характер.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме