Опозорился на весь мир министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна, когда в кулуарах конференции Леннарта Мери в Таллине обронил якобы со знанием дела: "Чрезвычайно важно, что Балтийское море теперь является озером НАТО. Каждый, кто хоть что-то знает об обороне, понимает, что это многое меняет в стратегическом плане".
Умничать о вещах, в которых мало осведомлен – почти национальная черта прибалтов.
Цахкна промахнулся. Если заправилы трансатлантического альянса действительно единолично хозяйничают на Балтике, каким образом дошли до Санкт-Петербурга и 30 июля участвовали в параде большой противолодочный корабль "Североморск", первый надводный носитель гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты "Циркон", черноморский фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков", подлодка "Уфа" с "Калибрами" на борту – российский ответ американским "Томагавкам" – и еще 40 кораблей и судов?
Явно не слишком по-хозяйски обстоят дела у НАТО. Тут еще Россия со 2 августа под руководством главнокомандующего Военно-морским флотом адмирала Николая Евменова проводит маневры "для проверки готовности сил и средств к защите интересов страны в оперативно важном районе", указали в Минобороны.
Было окно, стала дверь
На Балтике запланированы более 200 боевых упражнений, в том числе с практическим применением оружия по защите морских коммуникаций, перевозки войск и воинских грузов, а также по обороне морского побережья.
Для этих целей к учению привлечены свыше 30 боевых кораблей и катеров, 20 судов обеспечения, 30 летательных аппаратов морской авиации и Воздушно-космических сил России, порядка 6 тыс. военнослужащих.
То есть силища по совокупной мощи в 100 раз превышает возможности армии Литвы. Ее генералы помалкивают, но руководители государства проповедуют популизм, рассчитанный на откровенных болванов.
"Регион Балтийского моря стал хорошим примером ограничения возможностей России на северо-западном театре военных действий", – вещает глава МИД Габриэлюс Ландсбергис. А военный министр Арвидас Анушаускас призывает США увеличить число демонстраций американского флага, поскольку "Кремль нуждается на Балтике в надежной узде".
Вашингтонские партнеры на обещания горазды и тут же прислали звездно-полосатое полотнище на корме ржавого возрастного корыта, из вооружения на котором установлены две зенитные "пукалки". Автор статьи в свое время служил на Тихоокеанском флоте на эсминце 30-Б (тридцатка-бис) как раз комендором (корабельным артиллеристом) и отлично представляет возможности "дульно-бздульной" группы, как презрительно называли на корабле мелкокалиберные зенитные установки.
Извините, господин Ландсбергис, но для того, чтобы "защищать энергетическую и другие критически важные инфраструктуры, укреплять безопасность, демократию и основанный на правилах порядок", как вы того желаете, двух морально устаревших орудий и сильно потрепанного флага stars and stripes маловато будет.
Чего не скажешь о морской мощи России, которая была, есть и будет хозяйкой Балтийского моря, называй его внутренним озером НАТО или как угодно иначе. Промежуточное резюме таково: русские закрепились на седых балтийских берегах навечно.
Фантазии диванных флотоводцев
В Литве мало военных профессионалов, разбирающихся в делах флотских, но такие есть в Эстонии. Контр-адмирал Игорь Шведе высоко ценит возможности флота РФ на Балтике: прогнозы о скорой гибели России сильно преувеличены, нет оснований утверждать, что она стратегически потерпела поражение после появления в НАТО Финляндии и готовности Швеции стать членом альянса.
Командующего ВМС Эстонии Юри Саска, как практика, беспокоит возрастающая активностью россиян на острове Гогланд в Финском заливе.
Остров занимает выгодное географическое положение и может быть использован для ведения радио- и радиометрической разведки, постановки электромагнитных помех как против Эстонии, так и Финляндии. В случае кризиса он в состоянии представлять угрозу для ВМС двух стран НАТО и Швеции, как страны-потенциального члена агрессивного военного блока.
Российские военные топографы, вертолетчики, подразделения береговых частей Балтфлота действительно возвратились на Гогланд – этого потребовала изменившаяся обстановка. Но планов по созданию крупной группировки нет. Она не нужна, утверждают в Главном штабе ВМФ РФ.
Игорь Шведе уточняет: Гогланд действительно подходит для ведения разведки, позволяя следить за происходящим на море и частично на суше. Контр-адмирал сравнил тактическое значение Гогланда со значением острова Змеиный у Крыма, поэтому вместе с союзниками по НАТО Эстония проводит активную контрразведывательную деятельность в отношении России.
В Минобороны Литвы эстонцев не услышали, значения происходящих в северной части Балтики изменений не поняли и продолжают питаться фантазиями своих диванных флотоводцев. Они напрочь лишены связей с реальностью, предлагают глупости.
Например, все тот же глава МИД Ландсбергис навязывает союзникам по организации Североатлантического договора неосуществимый план – "запереть" наглухо российский Балтфлот в Балтийске и в Финском заливе. При этом у самой Литвы нет сил и средств для участия в блокадах – ограниченная автономность плавания двух ее тральщиков не позволят кораблям 4-го ранга находиться в море более 20 суток.
Официальный Вильнюс в очередной раз хочет увеличить свою безопасность за счет чужих возможностей, не планируя рисковать собственными разбитыми корытами.
В парламенте Литвы два депутата из числа бывших моряков – Гедиминас Киркилас (был даже министром обороны) и Альгирдас Сисас. Оба служили на лодках Северного флота. Умные, грамотные, деловые, поскольку дураков в подплав не брали.
Странно, но оба не хотят растолковать главе МИД Ландсбергису: перед ним не десяток надувных "бананов" и пиратских гребных галер, а хорошо укомплектованная и обученная российская сила.
Ее мощь НАТО уже испытывает на себе, хоть и через прокладку в виде сами знаете какой страны. Может, пора забыть не существующее на морских картах "внутреннее озеро" и тихо сидеть в дюнах, любуясь не своими кораблями в Балтийском море?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.