Министр обороны Литвы: НАТО направит солдат на южную окраину Украины

Министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас

Анастасия Кулик

Военные психологи (и не военные тоже) ежедневно обрабатывают военнослужащих Вооруженных сил Литвы, вдалбливая главное: раз ты при погонах, твоей основной задачей является убийство русских.

Такая накачка для обороны своего государства не нужна. Присяга обязывает защищать родину, не жалея крови и самой жизни. Точка. Психологической обработке подвергают тех, кого планируют отправить на несправедливую войну. В нашем случае – на юго-восток и в Запорожье страны "У" для восполнения потерь ВСУ в личном составе.

Высокопоставленный болтун

Министра обороны Литвы Арвидаса Анушаускаса погубит неуместная привычка публично, напоказ демонстрировать свою исключительную осведомленность.

На слуху разбирательство по поводу разглашения закрытой информации о покупке батальона (40 единиц по штатам НАТО) немецких танков Leopard. Цена вопроса – более двух миллиардов евро только броня. Еще миллиард – запчасти и обучение экипажей.

На такой кусок рты раскрыли французы, корейцы с юга полуострова, американцы, шведы и так далее. Анушаускас поспешил объявить о решении в пользу ФРГ, чем исключил возможность торгов ради скидок. Полгода специально созданные комиссии разбирались, нанес министр вред государству или нет, но сошлись во мнении, что глава МО не виновен, хотя вел себя неподобающе.

И вот черт опять дернул за язык. Анушаускас сообщил литовским журналистам с государственного телеканала LRT следующее:

"В ближайшее время мы увидим самые разнообразные инициативы по увеличению поддержки Украины, не обязательно оружием. Мы [НАТО и ЕС] поддерживаем Киев военными и финансовыми средствами, оказываем учебную поддержку, будут и другие формы, но я бы не хотел сейчас вдаваться в подробности".

"Другие формы" – сказано о живой силе. Косвенно такой план подтвердил генсек альянса Йенс Столтенберг, когда сказал – после поражения в Авдеевке "ВСУ нужно больше помощи, чтобы Россия не добилась дальнейших успехов".

Если судить по захваченным в лучшей укрофортеции трофеям, у "щэнэвмерликов" оружия в избытке, боеприпасов в достатке, однако настроения далеко не победные.

Разбавить пораженцев "идеологически мотивированными солдатами из армий НАТО", поставить спецназ за спинами паникеров и капитулянтов – и пойдет дело в нужном направлении. Примерно так мыслят теоретики наподобие Анушаускаса и Столтенберга.

Сбрасывать их планы со счетов не стоит. Есть все основания полагать, что будущий генсек альянса голландец Марк Рютте (экс-премьер Нидерландов, кандидатуру которого уже поддержал президент США Джо Байден) пойдет по проторенной для него дорожке.

С другой стороны, военнослужащие армий НАТО пусть не массово, но в немалых количествах воюют на стороне Киева. Возможно, у них больше оптимизма, но погибают так же, как украинские пессимисты.

Следы растаяли

Американцы и европейцы начали понимать, что нанести поражение России невозможно. Если в 2022 и летом 2023 они были полны уверенности в скорой победе боевиков киевской хунты, то 2024 год встречают скепсисом. Возникает закономерный вопрос – много ли членов организации Североатлантического договора согласятся не на словах, а на деле отправить своих военных в Незалежную?

Европу лихорадит, то железнодорожники протестуют, то авиаторы бастуют, то фермеры до такой степени разбушуются, что впору национальных гвардейцев призывать навести порядок на улицах крупных городов. К тому же 2024-2025 – годы выборов. В таких обстоятельствах идею отправки экспедиционных корпусов совсем непросто продать людям, многие из которых уже весной 2022 года утверждали "это не наша война".

В Литве ситуация проще. Общество капитально оболванили и запугали. Массовые протесты маловероятны, а с одиночками официальный Вильнюс расправляться научился.

Но зададимся вопросом – как много военнослужащих министр Анушаускас в состоянии направить в пекло? Еще шесть лет назад принято решение о расширении к 2023 году вооруженных сил с 18,8 до 26,25 тысячи человек. План удался частично, но армия достигла 23 000 штыков.

Не считая военно-морских сил и отдельных вспомогательных батальонов (например, инженерного), люди сведены в три бригады – в регулярные Geležinis vilkas ("Железный волк"), Žemaitija ("Жемайтия") и резервную Aukštaitija ("Аукшайтия"). Самая боеспособная первая. Именно ее командир становится командующим Сухопутными войсками, ее офицеры быстрее остальных делают карьеры, оседая в штабах и руководящих армейских звеньях.

Но бригада не резиновая. Мотопехотный полк двухбатальонного состава (около 1500 человек) – максимум, который можно изъять из состава "Железного волка", отправить на левобережье Днепра. Для сравнения: в распиаренной 3-й штурмовой, которую командование ВСУ призвало спасать Авдеевку, людей было в два раза больше, но и она ничего не сумела противопоставить наступающим россиянам.

Нарисовалась задачка со всеми известными – как долго будет держаться литовский полк на поле боя?

Возможно, предчувствуя колоссальные неприятности с катастрофическими последствиями, министр Анушаускас решил упредить события и сознательно обнародовал конфиденциальные планы? Не исключено. Арвидас никогда не был смелым и решительным. Опять же министерский портфель ему ближе к телу, чем драпающие ВСУ.

Тем не менее в данный момент профессионалы читают специальный курс психологической подготовки и устойчивости для военнослужащих литовской армии: если хочешь выжить на войне, убей первым.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме