В отсутствие влияния и уж тем более давления Кремля в самостоятельность парламента и правительства Грузии заскорузлые европейские мозги не верят. Эдвард Лукас, редактор отдела внешней политики главного британского глобалистского журнала "Экономист", позволил себе написать: в Грузии, как и в Африке, правит поколение агентов влияния, выращенное еще в СССР.
Фамилий Лукас не назвал, поэтому трудно сказать, кого конкретно он имел в виду, хотя догадаться можно. Взгляды штатного британского провокатора не выпадают из ложа европейских.
Литовские гости повели себя как хозяева
С публикациями в "Экономист" абсолютно согласны побывавшие в Тбилиси на минувшей неделе министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис, шеф КИД Жигимантас Павиленис и сотрудница пропагандистского сетевого издания "Делфи" Анна Даукшевич:
"Напрасно официальная Москва отвергает все намеки в свой адрес. Напрасно кремлевские политики и лидеры партии "Грузинская мечта" в один голос обвиняют в протестных манифестациях Запад. Он ни при чем тогда, когда "при чем" иные силы. Это мы почувствовали издалека, а увидели на улицах Тбилиси".
Речь, конечно же, о недовольстве части молодых грузин, в первую очередь прозападно настроенных студентов либеральных взглядов, офисного планктона, политической оппозиции и гражданских активистов, которые проводят митинги против так называемого "местного варианта российского закона об иноагентах". Несколько раз протесты перерастали в столкновения с силовиками, спецназ применял перцовый газ и водометы при разгоне протестующих у парламента Грузии, когда на митинге дело дошло до насилия.
Если в центре Вильнюса полицейский спецназ пускает резиновые пули в толпу протестующих – это защита правопорядка и конституционного строя. Если в центре Тбилиси – это "брутальная расправа над свободномыслящими", считает депутат литовского парламента Павиленис, всегда юливший в ответах на прямые вопросы.
Слетевшиеся в Тбилиси литовские поборники "демократических ценностей" не постеснялись сунуть носы в ряды протестующих, вмешавшись во внутригрузинские дела. Наверное, только ради этого и появились, повторяя следом за госдепартаментом США: целью принятого закона является подрыв активного гражданского общества.
Откуда америкосам знать истинные цели, если лидеры правящей партии "Грузинская мечта – Демократическая Грузия" утверждают: закон служит лишь обеспечению прозрачности финансирования из-за рубежа неправительственного сектора и СМИ.
Увидеть ситуацию литовцы увидели, понять – не поняли, да и не пытались. Сценарий визита им написали, следовало только сыграть отведенные роли. Не только Павиленис блеснул – все успели отличиться. Особенно хорош в роли проповедника ценностей был Ландсбергис. 15 мая он указал протестующим верный путь к победе над "темными прокремлевскими силами" – через "оранжевую революцию", как на Украине.
Дерзкому министру дали отповедь
Грузины не стали терпеливо сносить такое нахальство. Министр иностранных дел Илья Дарчиашвили резко одернул Ландсбергиса, назвав его провокации "неслыханными и неприемлемыми".
Мэр Тбилиси Каха Каладзе, в молодости феноменальный футбольный защитник АС Milan в эпоху расцвета клуба, слов не выбирал: "Во всех развитых странах поступили бы так – взяли бы этих министров за шкирку и пинком под зад выставили бы".
Пинок под зад – как раз то, что глава МИД Литвы давно заслужил, в чем нуждается и на что напрашивается. Послушайте, к чему призывал, цитируем выступление перед протестующей толпой:
"Нам более не нужны преследования, депортации, аресты и пытки. Основанный на международном праве порядок, в центре которого стоят права человека, является тем местом, где все мы хотим находиться. За минувшие 30 лет пройдены разные дороги, но мы единогласно отказываемся от ярлыков постсоветских стран.
Но история на этом не заканчивается. Москва заинтересована в смене ее вектора, хочет нас разобщить, заставиться разочароваться в силах и возможностях. Не желаю, чтобы будущее Грузии зачахло из-за террора полиции и КГБ".
Понятно, почему огромная часть грузин возмущается: никто не должен позволять себя такое отношение к нашей стране, какое проявил этот министр. "Угрозы и шантаж пусть при себе оставит. Таким тоном пусть разговаривает со своим населением! Мы этого не заслуживаем".
В Литве мнения разделились
В Вильнюсе впервые за минувшие десять лет нет единогласия в оценке миссии главы МИД. Группирующиеся вокруг консерваторов политики и общественники на стороне председателя правой партии "Союз Отечества – Христианские демократы", что естественно.
"Вмешательства в дела чужой страны нет. Есть помощь нашим друзьям", – так объясняет итоги визита в Тбилиси бывший посол Литвы на Украине Пятрас Вайтекунас. Зимой с 2013-го на 2014 год в Киеве он выступал под этим же флагом, толкая агрессивных, но доверчивых украинцев к Евромайдану.
Собравшимся на оборотной стороне медали критикам интересно, почему никем не уполномоченный министр по собственной инициативе от имени Литовского государства заверяет протестующих кавказцев в полной поддержке? Политолог Шарунас Лекис, например, напомнил ландсбергистам о хартии ООН и устоявшейся практике невмешательства во внутренние дела государств: если не желаем подобного отношения к себе, не стоит практиковать его в отношении к другим.
В случае Грузии Лекис видит только голое политиканство, ничего более. Оно уже навредило двусторонним отношениям и будет вредить впредь, если в столице Литвы не одернут излишне ретивых "экспортеров революций".
С точки зрения политологической классики все так. Но существует чисто литовский нюанс. 26 мая Гитанас Науседа почти со 100% гарантией вторично станет президентом. После его инаугурации правительство уйдет в отставку. Появится идеальная возможность "дать пинка под зад" главе МИД, как советовал Каха Каладзе. Тем более, Ландсбергис за четыре минувших года вдоволь попил президентской кровушки, натворил бед и плохо вписывается в меняющуюся жизнь.
Чтобы не остаться никем, министр вынужден быть на виду тех европейских лидеров, от которых зависит его судьба. Чем наш дипломированный провокатор и занимается при каждом удобном случае. Протесты в Тбилиси – подходящая почва для демонстрации личной преданности ценностям Евросоюза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.