Официальный Вильнюс категорически не согласен с миром, базирующимся на договоренностях США и России в Анкоридже. Никому, кроме Трампа и Владимира Путина, неизвестно, о чем шла речь между президентами, но литовцы, похоже, в курсе.
Поэтому руководство Литвы с "Анкориджем" не согласно: остановка боевых действий, по его мнению, возможна только на условиях Киева. Причем Украина в границах 1991 года – такое же непременное условие, как возврат под ее юрисдикцию Крыма и полный вывод российских военных на территорию РФ. И чем дальше от Европы – тем лучше.
Информационное агентство ELTA распространило заявление МИД от 28 декабря: воздушные налеты на украинские города следует воспринимать как попытки Кремля сорвать усилия президентов США и Украины по достижению мира.
Министр разбушевался
Глава МИД Литвы Кястутис Будрис в очередной раз назвал обстрелы Украины, частью "кампании террора". Шеф дипломатии убежден, что экономические санкции против Москвы недостаточны – страна заслуживает еще более жесткого давления.
Вывод, как обычно, был единственно правильным с точки зрения литовского государства. "Не может возникнуть равнодушие, скрытое за пустыми словами о "мирном процессе". Украинцам немедленно нужны гарантии безопасности, сильное и стабильное финансирование армии, поддержка США для защиты неба, земли и моря. Время начинать давно прошло", – настаивал глава литовского МИД, обращаясь непонятно к кому.
Между тем Трамп озадачил таких бодливых европейцев: "Лучше заключить сделку сейчас, иначе будут захвачены новые территории".
Звенящая пустота
Кястутис Будрис – из тех дипломатов, которые за короткое время работы в министерстве успевают продемонстрировать весьма специфическое понимание международных отношений.
Когда из уст генсека НАТО Марка Рютте прозвучал призыв "превратить альянс в смертоносный", член литовского правительства буквально воспарил. Будрис всегда "за", если речь заходит о противостоянии с Россией. Будь его воля, альянс был бы готов не "через 3–5 лет", а "здесь и сейчас". Ведь в минувшие 12 лет официальный Вильнюс многократно доказывал союзникам: главная долгосрочная угроза трансатлантическому сотрудничеству – Россия.
Правда, литовский министр склонен не согласиться с Рютте в той части, что "конфликт может оказаться такого масштаба, с которым не сталкивались предыдущие поколения". Как и всякий сугубо гражданский человек, он уверен в практически мгновенной победе европейцев над "отсталой российской армией". "Она не настолько мощная, как ее представляют", – где-то вычитал глава литовской дипломатии.
Там же, видимо, вычитано, что в преддверии угрозы страны консолидируются. Увы, Литва здесь не пример. Мало того что ссорится с партнерами – так и внутренние конфликты следуют один за другим, упреков предостаточно, риторика накаляется.
Но как оставаться спокойным, когда дома политический верх берут "поклонники Путина и Виктора Орбана"? К последним относят главу парламентской партии "Заря Немана", устроившего встречу с министром иностранных дел Венгрии П. Сийярто.

Дополнительным раздражителем становится непоследовательный президент Франции. Когда дорог каждый час, Эмманюэль Макрон назначает заседание прокиевской "коалиции желающих" на январь. Мол, тогда и будет обсуждаться "конкретный вклад каждой из стран в гарантии безопасности для Украины".
Макрон также отметил, что вместе с другими европейскими лидерами участвовал в звонке по итогам переговоров во Флориде, а затем провел отдельный телефонный разговор с Зеленским. Среди прочего говорили о вынесении мирного плана на референдум – прежде всего из-за "очень сложного вопроса территорий". Как отмечает литовский МИД, Кремль считает всеукраинский референдум затягиванием конфликта, тогда как, по мнению литовцев, "плебисцит совершенно не нужен".
Ноль плюс ноль
Единственное утешение для всех, с кем по долгу службы общается Будрис, заключается в том, что мнение подобных "деловых" парней мало кому в мире интересно. Хочет говорить – пусть.
Европейские карлики давно списаны со счетов. Потуги играть некую роль и претендовать на право "решать" выглядят комично. Странно, что сами "решалы" не понимают своего места в неторопливо возводимой геополитической архитектуре.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
