Подковерная жизнь европейского истеблишмента: боевой самолет как фактор раскола в Брюсселе

Американский истребитель F-35
AP Photo / Rick Bowmer

Алексей Языков

Единство и солидарность стран европейского альянса подвергается очередному испытанию – на этот раз истребителями.

Стокгольм выказывает недовольство намерением Праги приобрести новые истребители не у Швеции, которая многие годы помогала развитию чешских военно-воздушных сил, а у Соединенных Штатов.

Пара десятков истребителей F-35 могут серьезно испортить взаимоотношения между двумя столицами стран Евросоюза. А Греция встревожена переговорами между Францией и Турцией о приобретении турками истребителей Dassault Rafales.

Современный истребитель – самое дорогое, пожалуй, приобретение в списке военных покупок европейских государств, взявшихся перевооружаться и довооружаться под предлогом "угрозы с востока". К тому же дело это не быстрое, производство боевых самолетов в тех количествах, на которые рассчитывают страны Евросоюза, растянется на годы. Плюс обучение пилотов и техников, обслуживание этих сложных машин и снабжение их вооружениями.

Так что борьба за подряды на их поставку ведется самая острая, не оставляющая места переживаниям по поводу того, как к этому отнесутся ратующие за солидарность и единство союзники по европейскому альянсу. Не особенно заботят покупателей и призывы Брюсселя отдать предпочтение европейским производителям вооружений и техники.

Военная помощь Украине, в рамках которой бывшие государства Варшавского пакта передают Киеву бывшие советские боевые самолеты, с точки зрения бизнеса и доходов военно-промышленных комплексов – прежде всего, американского – можно считать почти гениальным маркетинговым ходом.

Отдавая украинским пилотам старые истребители и штурмовики, восточноевропейские доноры, естественно, заблаговременно заручились гарантиями США или Франции восполнить потерю военного воздушного флота новыми самолетами.

Сложно сказать, о чем там говорилось на наверняка совершенно секретных переговорах, но судя по тому, как европейские столицы наперебой ринулись договариваться о заказах на боевые машины, условия им были предложены выгодные. И очевидно, американская Lockheed Martin, выпускающая самые дорогие – даже без учета инфляции – в мире истребители-бомбардировщики F-35, смогла каким-то образом многих убедить выбрать именно эти машины.

Шведские иллюзии и надежды на солидарность чехов

Устрашившись "агрессии России" и включившись в гонку вооружений, Чехия решила совершить самую крупную в своей истории военную закупку. Прага заявила о намерении почти вдвое увеличить парк истребителей за счет приобретения американских машин, оставив тем самым с носом Швецию.

"Будут инициированы переговоры с американскими партнерами о закупке сверхзвукового многоцелевого самолета пятого поколения F-35. Мы также будем вести переговоры со Швецией о приобретении новых боевых машин пехоты", – цитируют чешские издания премьер-министра страны Петра Фиала.

Боевые машины пехоты вряд ли станут утешением для шведов, у которых фактически увели из-под носа подряд на поставку 24 боевых самолетов.

У Стокгольма были все основания рассчитывать на этот заказ, поскольку шведские военные давно и, как им казалось, плодотворно сотрудничают с чешскими коллегами, которые взяли у них в аренду до 2027 года 14 истребителей Gripen производства компании Saab.

Отстроенная инфраструктура военных аэродромов, ремонтные мощности и система технического обслуживания машин рассчитаны именно на шведские самолеты.

"Мы ожидали, что как долгосрочный партнер Чешской Республики, с которой мы тесно сотрудничаем в успешной программе Gripen, Швеция также получит возможность представить свои текущие и будущие возможности Gripen, и что у шведского правительства будет прозрачная возможность представить свое предложение", – заявил генеральный директор Saab Микаэль Йоханссон, процитированный возмущенными шведскими изданиями.

Вероятно, даже у прагматичных шведов по какой-то причине имелись иллюзии насчет "солидарности и единства" Евросоюза, а также взаимовыгодного партнерства в рамках альянса НАТО, к которому Стокгольм недавно решил присоединиться.

Похоже, относительно недавняя история с австралийскими субмаринами, подряд на производство которых Соединенные Штаты увели из-под носа Франции (вызвав там бурю возмущения), а также решение финнов и поляков приобрести истребители не в Европе, а у той же Lockheed Martin, ничему не научили Швецию.

Зачем президенту Эрдогану французские истребители

Но, вероятно, Парижу удастся немного исправить положение и хотя бы частично отыграться на сделке продажи Турции истребителей Rafales производства корпорации Dassault Aviation. Об интересе Реджепа Тайипа Эрдогана к переговорам на этот счет некоторое время назад сообщили турецкие издания, но без особых подробностей.

Последние очень интересуют, в частности, Грецию. Афины заявили о том, что ожидают разъяснений от Парижа, но, насколько известно, их пока не получили. Хотя президент Эммануэль Макрон заявлял еще в июне, что Греция пользуется "полной поддержкой Евросоюза и особенно Франции". "Нарушение Турцией территориальной целостности Греции должно быть незамедлительно осуждено", – добавил французский президент.

Напряженность в отношениях между Грецией и Турцией не ослабевает, и греки полагают, что союзные им французы (турки тоже союзны, но в рамках НАТО и это почему-то не способствует смягчению застарелого конфликта) не должны бы содействовать усилению военно-воздушных сил потенциального противника, претендующего на ряд греческих островов.

Нарушения воздушного пространства Греции, как сообщается, вновь участились. Афины ранее подписали с Францией контракт на поставку в общей сложности 24 истребителей Rafales, заплатив почти два миллиарда евро. В Греции предполагали, что современные самолеты дадут им преимущество в воздухе над турецкими оппонентами. Но, очевидно, в контракте с Францией ничего не говорилось об отказе французов от каких-либо сделок с турками.

Ну а те, не добившись, по слухам, от Вашингтона железной гарантии на поставку 40 истребителей F-16 Viper и 80 F-16C/D старого поколения в обмен на отказ от возражений против вступления в НАТО Швеции и Финляндии, решили сделать ставку на Францию. Или же лишь изобразить, что отдают предпочтение французским самолетам, чтобы побудить Конгресс США снять возражения против сделки с Анкарой, вроде бы уже обещанной президентом Джо Байденом.

Ранее, еще в марте некие турецкие дипломаты давали понять, что рассматривают возможность приобретения истребителей Eurofighter Typhoon. Если окажется, что Эрдоган просто использует Европу, чтобы подразнить США, но в конечном счете предпочтет все же продукцию американской корпорации, ярости Макрона не будет границ.

Иными словами, страсти по истребителям кипят нешуточные, интриги, контринтриги и тайные переговоры очень обогащают подковерную жизнь европейского истеблишмента.

За всем этим фейерверком эмоций как-то теряется декларируемая цель перевооружения – защита от "агрессивной России". Похоже организация этой "защиты" может оказаться опаснее для отношений между странами Евросоюза и для трансатлантического партнерства, чем сама гипотетическая угроза со стороны Москвы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме