Премьер новый, порядки старые: Британия катится в кризис, но теперь с Лиз Трасс

Лиз Трасс
© AFP 2024 / HENRY NICHOLLS

Любовь Безродная

Тема: Европа без российского газа

В разгар экономического и энергетического кризиса Лиз Трасс, вступившая в должность премьер-министра Британии, пробует примерить на себя роль "железной леди". Но ее жесткие высказывания и радикальная русофобская позиция не помогут британцам пережить текущий кризис.

В Великобритании 5 сентября подвели итоги выборов лидера правящей Консервативной партии, то есть нового премьер-министра страны взамен скомпрометировавшего себя Бориса Джонсона. Победу ожидаемо одержала глава МИД Лиз Трасс. Она набрала 57,4% (81,3 тысячи) голосов, став третьей в истории Британии женщиной, занявшей пост главы правительства.

Лиз Трасс занимает достаточно жесткую позицию в отношении противостояния с Россией и Китаем, из-за чего некоторые даже начали сравнивать ее с бывшим премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер. Но получится ли у новой "железной леди" принести столько же пользы стране? А вот в этом вопросе есть большие сомнения.

Жесткая политика или истеричность?

Еще до вступления в должность премьер-министра Великобритании Лиз Трасс успела прославиться за счет своих странных публичных заявлений. Стоит признать, что некоторые высказывания глава правительства делала на протяжении всей своей политической карьеры.

Например, еще занимая должность главного секретаря министерства финансов, Лиз Трасс была очень недовольна трудоспособностью британцев и призвала рабочих "больше вкалывать", как это делают граждане Китая. В 2014 году она посетовала, что ее сограждане едят слишком много импортного сыра, что посчитала очень тревожным явлением.

Помимо высказываний, которые вызывали закономерное раздражение граждан Соединенного Королевства, новый премьер не раз смешила публику своими познаниями. Например, Лиз Трасс утверждала, что Воронежская и Ростовская области не принадлежат России, а позже желала оказать "поддержку балтийским союзникам через Черное море".

Впрочем, заявления, которые сильно напоминают экс-представителя Госдепа США Джейн Псаки, британцы ей простили. В ходе выборов, которые проходили в разгар спецоперации России на Украине, Лиз Трасс запомнилась агрессивной позицией в адрес властей РФ, что явно пошло ей на пользу. Однако некоторые идеи нового премьера вызывали не только одобрение, но и пугали. Милитаристическая тематика ее предвыборной кампании зашла так далеко, что Лиз Трасс заявила о готовности нажать на "красную кнопку".

"Я думаю, что это важная обязанность премьер-министра. Я готова сделать это", – заявила она во время выступления в Бирмингеме. Очевидно, Трасс пыталась продемонстрировать свою бескомпромиссную позицию и умение вести диалог с позиции силы. 

"Несмотря на геополитический хаос, который мы наблюдаем в последние месяцы, ООН продолжает свою работу. Есть определенные правила игры, и страны не станут выходить за рамки. Даже на примере миссии МАГАТЭ в Энергодар мы видим, как стороны ищут решения проблем и выходят на контакты друг с другом. ООН пока не утратила свой потенциал, как это было с Лигой Наций в XX веке. Именно поэтому заявления Трасс о "красной кнопке" не стоит воспринимать всерьез", – рассказал в беседе с Baltnews председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства", эксперт и участник Изборского клуба Юрий Самонкин.

При этом необходимо выделить определенную тенденцию в изменении западного политического истеблишмента, при которой на смену радикальному политику приходит кто-то с еще более радикальными позициями.

"Трасс известна своими громкими и жесткими заявлениями. Она как раз из тех, кто может сознательно похоронить европейскую и британскую экономику "назло Путину". Так что изменений к лучшему в российско-британских отношениях ждать не стоит.  Население Британии устало жить при Джонсоне, который показал себя бездарным политиком и любителем вечеринок. Но при Трасс лучше не станет, и рано или поздно в нее полетят камни. Чтобы выровнять ситуацию в энергетике и в экономике, необходимо наладить контакты с Востоком, в том числе и с Россией, а она этого делать не собирается. Так что "железной леди" ей не стать", – добавил он.

Как бы Лиз Трасс не пыталась изображать из себя жесткого лидера, внешняя политика страны вряд ли изменится. Руководство Британии итак придерживалось крайне русофобской позиции, обрывало все связи с Москвой, всеми силами поддерживало Украину. Сменив Джонсона на Трасс, британцы не заметят особых изменений. В том числе и тех, которые необходимы для выхода из экономического и энергетического кризиса.

У кого-то дома газ, а у Британии Лиз Трасс

Взгляды нового премьера на внешнюю политику, безусловно, важны для британцев. Но уже не так сильно, как это было пару лет назад. Сегодня, в разгар энергетического и экономического кризиса, а также беспрецедентного роста инфляции, для граждан Великобритании намного важнее другое – план по улучшению экономических показателей. 

Здесь Лиз Трасс тоже постаралась. В ходе своей предвыборной кампании она пообещала сократить налоги и принять меры для урегулирования энергетического кризиса. "Я буду заниматься счетами населения за электроэнергию, а также решать все долгосрочные проблемы с энергоснабжением, которые мы имеем", – заявила она на выступлении после победы на выборах лидера консерваторов.

Как именно Лиз Трасс собирается выполнять все свои обещания, неизвестно. Как сообщает Daily Mail, ссылаясь на данные британского энергетического регулятора Ofgem, с 1 октября в стране стоимость электроэнергии вырастет на 80%, после чего средний счет домохозяйств превысит £3,5 тыс. (более $4,1 тыс.) в год. Для сравнения – сегодня этот показатель составляет £1,9 тыс. К весне 2023 года эта сумма может возрасти до £5 тыс.

Конечно, Лиз Трасс уже озвучила свой план по борьбе с энергокризисом, который состоит в том, чтобы фактически отменить режим ценообразования и отстранить от работы орган  регулирования энергетики Ofgem. Как сообщает Bloomberg, правительство установит новую цену, которую домохозяйства будут платить за электричество и газ. Фактически, Лиз Трасс собирается заморозить тарифы, чтобы они не превышали текущего уровня в £1971 в год. Издание отмечает, что проведение такой политики может стоить бюджету Британии £130 млн в течение следующих 18 месяцев.

Безусловно, заморозка тарифов добавит новому премьер популярности среди населения. Однако проблему таким образом решить не получится. Цены на электроэнергию в Британии растут регулярно, и происходит это не просто так.

Чтобы выровнять тарифы и не опустошать бюджет страны, необходимо достичь энергетической безопасности. Но сделать это не так просто. В 2015 году в Британии закрылась последняя глубинная шахта "Келлингли", так что собственной добычи этого полезного ископаемого у Лондона практически нет.

Конечно, после заявлений о том, что Соединенное Королевство откажется от импорта российского угля, власти объявили об открытии первой за 30 лет угольной шахты для производства коксующегося угля. Однако на строительство объекта нужно время, и даже после открытия вряд ли что-то существенно изменится. Добыча всего на одной шахте не сможет покрыть все потребности в угле.

С газом в Британии тоже не все просто. Дело даже не в том, что Соединенное Королевство откажется от российского "голубого топлива", заменяя его более дорогим СПГ. У Британии достаточно терминалов, чтобы получать необходимое количество сжиженного газа. Проблема состоит в его хранении.

В 2017 году закрылось крупнейшее в Великобритании подземное хранилище газа Rough, которое вмещало около 100 млрд кубометров газа. В 2022 году власти Британии подняли вопрос о том, чтобы открыть это ПХГ. Однако существует несколько препятствий, которые вряд ли позволят так просто расконсервировать его.

Первое – необходимо заключить сделку с компанией Centrica (владелец British Gas) и правительством о господдержке. Второе – согласие Управления Северного моря. Третье – ПХГ закрылось не просто так, а из-за эксплуатационных расходов, низкого рабочего давления в скважинах, изношенности скважин и оборудования, и эти причины никуда не делись. В хранилище необходима модернизация, которую правительство Британии снова должно будет поддержать бюджетными средствами.

На данный момент, пока ПХГ Rough еще закрыто, Британии просто негде хранить газ, который ей удается закупать. И даже если подземное хранилище все же получится открыть в ближайшее время, закачивать туда "голубое топливо" придется по нынешним ценам, а значит, надеяться на какую-то выгоду не стоит.

У Лиз Трасс просто нет другого выхода, кроме как маскировать собственное бессилие заморозкой цен, оплачивающейся из бюджета. Вот только долго такие меры работать не будут, и в итоге британцы получат то же самое, что и при Джонсоне – стремительно растущие тарифы на коммунальные услуги, увеличение цен на топливо, потребительские товары, да и в целом рост инфляции.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме