Президент Джо Байден пообещал, что "будут последствия" для отношений США с Саудовской Аравией после того, как ОПЕК+ (группа экспортеров нефти, куда также входит и РФ) объявила о сокращении добычи нефти на 2 млн баррелей в сутки (б/с).
Его заявление было сделано на следующий день после того, как председатель сенатского комитета по международным отношениям, сенатор (от партии демократов) Боб Менендес призвал Вашингтон "немедленно заморозить все сотрудничество с Саудовской Аравией, включая продажу оружия".
Что ж, список стран, с которыми у США серьезно портятся отношения, вскоре может быть пополнен еще одним пунктом. Ничем хорошим для влияния Вашингтона на Ближнем Востоке это не кончится.
И это на фоне провала "ядерной сделки" с Ираном, ужасных отношений США с Китаем, Россией, да и с ведущими европейскими странами у Америки становится все сложнее. Более того, подобное происходит во время энергокризиса в США, роста инфляции, повышения ключевой ставки, выборов в Конгресс.
Казалось бы, американским дипломатам в таких условиях надо вести себя максимально аккуратно. Увы, но Байден считает иначе.
Самое время поругаться с главным нефтедобытчиком на Ближнем Востоке
В ходе интервью Джейку Тапперу на CNN Джо Байден не стал обсуждать, какие именно варианты "последствия для Саудовской Аравии" он рассматривал. Не последовало деталей и от пресс-секретаря Белого дома Карин Жан-Пьер. Она лишь сообщила, что будет проведен пересмотр политики, но не сообщила сроков действий или информации о том, кто будет руководить переоценкой.
Джон Кирби, представитель Белого дома по нацбезопасности, сказал, что Байден будет работать с Конгрессом, "чтобы продумать, как эти отношения должны выглядеть в будущем". Кирби подчеркнул, что это не дело далеких дней, президент США готов начать консультации по поводу пересмотра отношений с Эр-Риядом уже сейчас.
Недовольство американского правительства можно понять. Садовская Аравия, а также другие члены ОПЕК+, по сути, со следующего месяца лишают мировой рынок определенного количества нефти, когда США уже почти год в этот же рынок "вбрасывают" свои резервы.
В тот момент, когда на топливном рынке США цены хоть немного стабилизировались и даже начали немного снижаться (хотя до нормальной цены годом ранее еще очень далеко), Саудовская Аравия нивелирует все усилия Байдена, как бы провоцируя новый виток роста цен на бензин в Америке.
Однако важно отметить, что Эр-Рияд не задается целью дестабилизировать экономику США. В действиях Саудовской Аравии, как и всего ОПЕК+, есть своя мотивация, причем весьма логичная. Проблемы топливного рынка – просто побочное действие, во многом вызванное, кстати, политикой Вашингтона.
Напомним, в мире каждый день в среднем добывается около 100 млн б/с. Потребляется примерно столько же. Да, есть колебания в зависимости от ситуации в сильнейших экономиках мира (например, во время первой волны COVID-19 потребление ощутимо снизилось), но в целом добыча удовлетворяет спрос. Однако в последние годы этот баланс стал очень хрупким. Среди основных причин:
- пандемия, вызвавшая резкое сокращение потребления в 2020-м;
- слабое инвестирование в нефтегаз из-за той же пандемии с 2020 года;
- уменьшение инвестиций в отрасль и добычу среди европейских и американских компаний (ради инвестиций в "зеленую" энергетику);
- энергокризис (из-за которого потребление в ЕС снизилось, ведь промышленность останавливается);
- эмбарго G7 против российской нефти и "потолок цен", который инициируют ЕС и США.
Все это вносит хаос на мировой рынок нефти и – что самое опасное – для нефтедобытчиков (начиная от России и Мексики, заканчивая Саудовской Аравией и Нигерией) – вероятность снижения спроса на нефть. Для стран-экспортеров "черного золота" важно не пропустить момент, когда нефти на ранке станет больше, чем ее нужно покупателям. В таком случае добычу и экспорт нефти придется резко сокращать (что технически не так просто, учитывая всю сложность мировой логистики), иначе товара на рынке будет слишком много, он будет дешеветь, а нефтедобытчики меньше зарабатывать.
Разумеется, Саудовская Аравия думает о том, как заработать на продаже своего ресурса, глупо винить ее в том, что она в первую очередь заботится о своем бюджете, а не о топливном рынке США, где цена бензина (почти на 50% зависит от ценообразования нефти) примерно в 2 раза больше, чем год назад.
Мотивация Байдена тоже вполне очевидна. Белый дом с ноября 2021-го "вбрасывает" нефть на мировой рынок из своих Стратегических запасов (SPR), пытаясь снизить стоимость бензина в стране (год назад – $0,5 за литр, а с начала 2022-го – $1,2 за литр).
Из-за этого, кстати, запасы SPR сегодня истощены до 40-летнего минимума. Но Белый дом не остановился. После объявления ОПЕК+ о сокращении добычи Байден анонсировал новую "распаковку" из SPR – 10 млн баррелей нефти (в ноябре 2021-го было 50 млн, в марте 2022-го – 30 млн, весной-летом – 180 млн). Разумеется, "сбить" цену бензина в США кардинально не получится, но Вашингтон должен хоть что-то делать в преддверии выборов в Конгресс.
Налицо конфликт интересов, где есть выгода Эр-Рияда и есть выгода Вашингтона, которые друг другу прямо противоречат. Неудивительно, что руководство США сегодня на грани ухудшения отношений с ведущим нефтедобытчиком Ближнего Востока. Вот только есть проблема. США не могут помешать Саудовской Аравии.
Нет авторитета – нет силы
У Соединенных Штатов на мировой арене слишком много провалов за последние годы. Афганистан – это, пожалуй, самый яркий в визуальном плане (уж больно много видео с бегством). Однако есть и другие просчеты, в том числе торговые войны с КНР и даже с ЕС (еще при Трампе). Есть и неспособность серьезно поддерживать Украину, а ведь о защите Киева в Вашингтоне раньше говорили каждый вторник.
При этом США портят отношения со все большим числом стран. "Ядерная сделка" с Ираном в очередной раз провалилась в начале осени. Санкции с Венесуэлы Вашингтон снимать не хочет. Американские нефтегазовые компании Chevron, Exxon Mobil и другие вроде как постепенно получают разрешения более интенсивно работать в этой стране, но серьезных подвижек в добыче нефти Венесуэлы не происходит. А ведь иранская и венесуэльская нефть могли бы частично выполнить те задачи, которые преследует Байден ("вбросить" дополнительные баррели на мировой рынок).
С Китаем у Вашингтона, хоть Трамп и ушел с поста президента, все до сих пор плохо. Более того страны на грани нового витка торговых войн (+сложная ситуация с Тайванем, при которой Белый дом ведет себя провокационно). Об отношениях США с Россией, пожалуй, даже говорить не стоит. И так все предельно понятно. С Европой тоже все становится сложно. Во Франции глава Минэкономики уже открыто говорит, что США не должны наживаться на энергокризисе ЕС, зарабатывая миллиарды на продаже СПГ, пока в Старом свете дефицит газа.
Теперь на очереди ссора с Саудовской Аравией. Найти, к чему придраться, – без проблем. Права человека в ближневосточном королевстве – крайне сложный вопрос, который американские политики сознательно игнорировали, а значит, его всегда можно быстро "разогреть", скажем, чтобы остановить поставки вооружений для Эр-Рияда. Но почему нельзя решить конфликт с Эр-Риядом дипломатическим путем?
"У США очень сильные спецслужбы, а вот дипломатия в последние 30-40 лет, увы, нет. Американские власти привыкли за последние 30 лет работать на мировой арене по принципу "по щучьему веленью, по моему хотенью". Логика Вашингтона стала максимально простой: "мы настолько могучи и сильны, что в дипломатии не нуждаемся". В Белом доме привыкли к тому, что достаточно поднять трубку телефона, дать указания главе другой страны, будь то президент, шах, министр или еще кто-то, после чего можно спокойно ждать исполнения сказанного. Последние 30 лет такая практика, в большей или меньшей степени, работала. А вот сегодня – нет", – рассказал в беседе с Baltnews профессор, президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
"Неожиданно для американских политиков оказалось, что США утратили на мировой арене значительную часть своего авторитета. Страны, которые ранее принимали безоговорочно указания Белого дома, теперь хотят знать, что им будет выдано взамен. Причем традиционного "спасибо" или "сделаете, тогда мы вас не разбомбим" уже недостаточно", – добавил он.
По мнению эксперта, когда США говорят, что не дадут саудитам оружия, в Эр-Рияде отчетливо понимают, что найдут замену. Саудовской Аравии даже необязательно обращаться к России. Есть Китай, Индия, ЮАР, которые с радостью заключат сделки по поставкам вооружений для ближневосточного королевства. Кроме них есть и ряд других стран.
"Какое-нибудь бедное островное государство США еще могут запугать и принудить к действиям, выгодным исключительно Вашингтону. Саудовскую Аравию уже теперь нет, впрочем, как и целый ряд других более сильных или примерно в том же "диапазоне влияния" стран. Американская дипломатия в тупике. Действовать по-старому – напролом и с помощью угроз – уже не получается. Результата нет. Надо действовать другими методами, но Вашингтон забыл инструменты, с помощью которых добивался в дипломатии блестящих результатов при Ричарде Никсоне или при Джеральде Форде. Со временем навык, конечно, вернется. Но пройдет немало времени", – резюмировал Николай Межевич.
Проблема в том, что к тому моменту, когда политические элиты США не только поймут свои ошибки, но и на практике начнут адекватно действовать на дипломатическом уровне, Вашингтон может успеть наделать очень много ошибок. Исправлять их придется годами и десятилетиями, причем тратя на это деньги, ресурсы, и не факт, что все получится.
К примеру, как заставить Китай вновь наладить уровень доверия в экономических связях с США до такого же уровня, который был до Дональда Трампа? Напомним, торговые войны все еще идут. Крупные китайские компании понимают, что пора дистанцироваться от финансовых регуляторов США (к примеру, недавно крупнейший производитель алюминия Китая покинул рынок ценных бумаг Америки).
В комментарии для Baltnews политолог Андрей Тихонов объяснил, что мир находится на сломе эпох. Период глобализации стремительно завершается и неудивительно, что в этот момент некоторые региональные державы начинают себе позволять немного больше. Впрочем, он отметил, что на самом деле жест Саудовской Аравии не столь радикален, сколько жесты, которые мы увидим в ближайшем будущем от ряда других стран.
"С другой стороны, переоценивать потенциал сопротивления американской гегемонии не стоит. Это пока что бунт на коленях. Особенно в том, что касается Европы. Абсолютное большинство элитариев еще не поняли специфику момента и действуют по инерции. Слишком страшно противоречить Америке и еще более страшно, что своей собственной линии у большинства политиков нет", – заметил Тихонов.
"Многое также будет зависеть от того, покинет ли Байден Белый дом по причине болезни или в результате выборов. Если президентом США станет республиканец, то мы увидим совсем иную конфигурацию сил в мире. Есть вероятность, что республиканцы (если придут к власти в США) попытаются возродить более традиционные способы контроля сателлитов в духе неоколониализма, при этом предоставив им больше свободы в разграблении маленьких стран", – заключил политолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.