Продолжающиеся попытки глобального Запада остановить перестройку миропорядка становятся все более радикальными. Так, "сдерживая" Россию, Запад уже довел до беспрецедентного экономического кризиса страны ЕС, вверг в пучину войны Украину и не собирается останавливаться. Но на Востоке уже возникла сила, которой Вашингтону и его союзникам нечего противопоставить.
Мечта Запада. Грозит ли Китаю внутренний раскол
Очередной, XX съезд Коммунистической партии Китая начнется 16 октября и продлится до 23 октября. В ходе мероприятия партийные элиты КНР отчитаются о проделанной за последние пять лет работе и выработают цели и задачи на следующую пятилетку.
Несмотря на то, что ряд западных экспертов полагает, что на фоне противостояния с Западом условная проамериканская часть китайской элиты захочет подорвать вертикаль власти Поднебесной, такой сценарий очень маловероятен.
Дело здесь в том, что в Пекине очень внимательно изучили опыт распада Советского Союза, и партийная элита КНР для себя четко осознала – ослабление и распад страны никому не принесет выгоды, в том числе и прозападной ее части.
Более того, по мере роста китайской экономики, в народе и власти пришли к выводу, что именно укрепление мощи Китая – тот сценарий, который несет выгоду всем сторонам китайского общества.
Надеясь на раскол в Китае, Вашингтон льет воду на мельницу консолидации китайского народа и элит. Но каждый житель Поднебесной обладает обостренным чувством национальной гордости и поэтому не позволит с собой говорить на языке санкций и угроз. Выбирая между гордостью и выгодной торговлей с Западом, Пекин склоняется к первому.
Тайваньская мозоль. Что Китай будет делать с "островом свободы"
В свете конфронтации с Западом для Пекина не менее важным представляется и вопрос Тайваня. Несмотря на то, что с 1949 года коммунистическое правительство не контролирует остров, тайваньская проблема остается краеугольным камнем политики КНР.
На протяжении более чем 50 лет Вашингтон оказывает поддержку непризнанному государству, а должностные лица США и их сателлитов совершают символические визиты на остров. Одним из таких недавних визитов стал прилет спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань.
В ответ на такой дерзкий шаг Китай начал беспрецедентные учения сухопутных войск. Особое внимание уделялось маневрам в прибрежных провинциях КНР. Кроме того, были проведены показательные вылеты бомбардировочной авиации и ракетные стрельбы в направлении Тайваня. Таким образом, Пекин дал четко понять, что в случае конфликта он не оставит острову и шанса.
Не удалось Тайваню с США избежать и экономического ответа со стороны Поднебесной. Так, после дерзкой выходки Пелоси КНР прекратила поставки песка на Тайвань. Это простая мера оказалась эффективным экономическим ударом.
Дело в том, что на Тайване практически нет собственного песка, а его завоз из отдаленных стран будет довольно дорогостоящим. В свою очередь, тайваньская промышленность – один из важнейших поставщиком полупроводников для США. Так, запрет на экспорт песка ударил как по Тайваню, так и по американской экономике.
Пекин продемонстрировал, что готов отстаивать свой суверенитет, применяя как военные меры, так и экономические рычаги влияния. Тем более, что КНР есть еще чем испортить жизнь "партнерам". Например, Китай контролирует порядка 80% рынка редкоземельных металлов, необходимых для производства самолетов, электротехники и сложного оборудования. Если КНР ограничит поставки этих ресурсов, экономика стран запада окажется в очень незавидном положении.
Тем не менее, Вашингтон при поддержке плеяды своих сателлитов продолжает давить Китаю на тайваньскую мозоль, так как существование де-факто независимого государства на острове не только вредит репутации КНР, но и выгодно в стратегическом плане. Фактически, Вашингтон готов использовать Тайвань в качестве антикитайского тарана, подобно тому, как он делает с Украиной против России.
Как Китай ответит на провокации Литвы и других марионеток США
Если противостояние США и КНР не вызывает удивления, то яркое появление Литвы в этом конфликте может. Эта балтийская республика, находясь на обочине серьезной мировой политики, решила подергать дракона за усы. В частности, Вильнюс пошел на дипломатическое сближение с Тайванем.
Несмотря на то, что Пекин неоднократно призывал Литву не нарушать суверенитет КНР и отказаться от тайваньской авантюры, литовские власти с завидным упорством продолжали голосить о том, что имеют право вести политику так, как им хочется. Также неоднократно звучали сравнения о том, что дескать Тайвань – это такая Литва в прошлом, находящаяся под гнетом коммунистической метрополии.
То ли от отсутствия чувства самосохранения, то ли от каких-то психоэмоциональных отклонений правительство Литвы наотрез отказывалось пересматривать свои планы по Тайваню. В результате, в октябре 2021 года в Вильнюсе открылось представительство этого непризнанного государства.
Вместе с тем, Литва призвала другие страны ЕС последовать ее примеру, и некоторые даже ее послушали. Например, Словения, Чехия и Эстония также стали наращивать контакты с Тайванем, отправляя на остров различные делегации и принимая тайваньских гостей у себя.
Ответ Китая не заставил себя долго ждать. Первым делом Пекин практически прекратил дипломатические контакты с Литвой, выслав дипломатов балтийской республики. Кроме того, представители китайского бизнеса внезапно потеряли всякий интерес к сотрудничеству с литовским государством и его предпринимателями.
Наконец, Литва вместе с Чехией пропали из таможенных регистров КНР. Фактически, это означает полный разрыв торгово-экономических отношений Поднебесной с этими странами. И если китайский потребитель как-нибудь переживет отсутствие литовского пива на прилавках магазинов, то экономике балтийской республики будет не просто обойтись без товаров и услуг Китая, не говоря уже о доступе на рынок КНР.
В свою очередь, Вильнюс попытался заручиться поддержкой Евросоюза. Изображая из себя растерзанную драконом жертву, Литва взмолилась к Брюсселю с тем, чтоб он дал больше денег и наказал Китай. В Еврокомиссию восприняли положение Литвы с обеспокоенностью и заявили, что санкции против Литвы недопустимы.
Даже вырабатывался некий законопроект, предусматривающий то, что санкции против одной страны-члена ЕС равны экономической войне со всем блоком. Вот только дальше обсуждений этот план не пошел, а крупные экономики ЕС, зависимые от торговли с Китаем, решили максимально дистанцироваться от литовского безумия. Например, так поступили Германия и Франция.
Литва хоть и смогла поднять вокруг себя некоторый шум и заручиться некоторой любовью Тайваня, но глобально она осталась одна наедине с разгневанным Китаем. Главному же куратору Вильнюса – Вашингтону – не до проблем маленькой Литвы. Там думают о том, как выстоять в экономическом противостоянии с Красным Драконом.
Предчувствуя крах. Что Вашингтон может противопоставить мощи Китая
Вашингтон, конечно, не собирается без боя терять свою гегемонию в существующей архитектуре международных отношений. Для сохранения лидирующих позиций США готовы разрушить выстроенную ими же систему политических и финансовых отношений.
Действуя в этом направлении, Штаты разрывают мировые кооперационные цепочки через санкционную политику в отношении России, Китая и любой неугодной страны. Также создаются очаги нестабильности по периметру вышеназванных стран: Украина, Тайвань, попытки организовать беспорядки в Белоруссии, Пакистане. Везде прослеживается американский след.
Более того, Вашингтон старается принудить Пекин к соблюдению антироссийских санкций. В случае же неповиновения грозит ввести рестрикции в отношении самой Поднебесной. Но так ли страшны Китаю американские угрозы? В целом, нет. Как показали торговые войны администрации Дональда Трампа с КНР, Вашингтон не располагает серьезным набором рычагов воздействия рычагов давления на Поднбесную.
Экономическое столкновение с Китаем оказалось слишком болезненным для американской экономики. Вашингтону пришлось стыдливо прикрыться и признать, что показательная порка Китая не удалась. Не добавляет положительного имиджа американцам и то, как Штаты не справились с энергетическим кризисом в стране, инфляцией и пандемией коронавируса.
Тем не менее, у США есть один рычаг давления на КНР – банковская система. В частности, крупнейшие банки Китая работают через американских посредников и используют западную финансовую систему.
В случае отключения Китая от SWIFT или введения санкций против банковской сферы, экономика Поднебесной может сильно пострадать. С другой стороны, такой разрыв кооперационных цепочек нанесет удар и по самим США.
Любая попытка нанести ущерб экономики КНР неизбежно влечет урон и для Штатов.
В Китае эту угрозу прекрасно осознают и стараются ее нивелировать. У КНР уже есть собственная платежная система – Union Pay. По объему проводимых платежей в 2015 году она опередила Visa и Mastercard и стала крупнейшей платежной системой в мире. Кроме того, карты этой системы принимают и выпускают в 115 странах мира.
Несмотря на то, что всего 0,5% платежей системы происходят вне Китая, желающие сотрудничать с КНР вне американских платежных систем смогут это сделать без проблем.
Заключение без итогов
Несмотря на то, что сейчас Китай развивается гораздо динамичнее, чем США и их союзники, а мощь Поднебесной крепнет на глазах, было бы наивно допустить, что глобальный Запад просто так откажется от своей гегемонии.
XX съезд КПК можно сравнит с заседанием Генерального Штаба перед началом боевых действий. Да, цели и амбиции КНР, как и США, будут ясны, но настоящая борьба еще впереди.
Учитывая то, что Запад не может предложить миру новую, более эффективную модель развития, он будет стремиться подорвать и дестабилизировать любую страну или даже целый регион, где увидит альтернативную точку роста и притяжения.
И хотя старый гегемон слабеет, но от того он становится еще опаснее. Цепляясь за гегемонию, США не погнушаются попыткой утянуть какой-нибудь регион или даже весь мир в бездну вслед за собой. В этой ситуации остается лишь надеяться, что Пекин ответственно подойдет к своей растущей мощи, а Вашингтон все же прислушается к голосу разума и смирится с тем, что мир меняется.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.