Начало спецоперации ВС РФ по денацификации и демилитаризации Украины стало знаковым моментом 2022 года и всей международной политики. Тем не менее СВО – лишь часть большой игры интересов России, Евросоюза и США. Чего добивается Вашингтон, Baltnews проанализировал вместе с доктором экономических наук, ведущим экспертом НИУ ВШЭ Иосифом Дискиным.
Непорядок. Как вассал превзошел сюзерена
Подогревая противостояние России и стран Евросоюза, Вашингтон не забывает о том, что Европу надо держать в подчинении. Несмотря на то, что такие страны, как Литва, Латвия, Эстония и Польша вместе с евробюрократией выражают полную лояльность американскому курсу, экономическая мощь Германия и Франция не дает Вашингтону покоя.
Так, еще в 2016 году Евросоюз обогнал США по темпам экономического роста. В частности, в этом году ВВП 19 стран, использующих в качестве единой валюты евро, вырос в годовом исчислении на 1,7%, а ВВП всех 28 стран ЕС – на 1,9%. Американский же ВВП – на 1,6%.
Несмотря на все ошибки, Евросоюз лучше справился с пандемией коронавируса в 2021 году, чем США. Это привело к тому, что европейская экономика стала быстрее выходить из режима ограничений, а государствам-членам ЕС порекомендовали ввести ограничения на въезд для туристов из США.
Впрочем, такое положение дел – не результат какой-то небывалой мудрости, эффективности и византийской хитрости европейских руководителей, а следствие кризиса системы управления в США.
Последний привел к тому, что уже в 2022 году экономисты Bloomberg не побоялись отметить, что американская экономика неизбежно впадет в рецессию. Сегодня руководство США продолжает повышать процентную ставку в надежде обуздать рекордную инфляцию. Однако так они лишь провоцируют рост безработицы и экономический спад.
Американский план: обмануть и обобрать
Чтобы выбраться из экономического кризиса, Вашингтон прибег к классической тактике "обмануть и обобрать", применяемой Западом на протяжении веков. И коль за счет России, Индии, Китая и многих других стран уже не выйдет поживиться, было принято решение обстричь европейскую овцу.
Сначала США существенно сократили доступ стран ЕС к дешевому трубопроводному газу из России, навязав блоку идею "энергонезависимости от РФ". Одновременно с этим – очень удачно для Штатов, надо заметить – произошла диверсия на газопроводах "Северный поток–1" и "Северный поток–2", по которым газ беспрепятственно мог поступать напрямую из России в Германию.
В этих условиях американцы предложили Европе свой СПГ.И не важно, что он в разы дороже, чем трубопроводный газ, и в четыре раза дороже, чем газ для американцев. И хотя это бьет по европейской промышленности, для Вашингтона в этом настоящее благо: загружаются собственные добывающие, обрабатывающие и транспортные мощности, а – что еще важнее – ЕС подсаживается на американскую СПГ-иглу.
Даже этого хватило для того, чтобы европейская промышленность начала потихоньку мигрировать за дешевой энергией и ни куда-нибудь, а – вот так неожиданность – в Америку. Например, Люксембургская металлургическая компания ArcelorMittal SA, объявившая в сентябре о закрытии двух комбинатов в Германии, сообщила о хороших показателях своего производства в Техасе и заявила о планах по его расширению.
Однако Вашингтон не остановился на этом. Вслед за "обрезанием" европейской промышленности углеводородными ограничениями Вашингтон решил основательно поддержать своих производителей, напрямую конкурирующих с европейцами. В частности, в США был принят т.н. Закон о борьбе с инфляцией. Согласно документу, Вашингтон предоставит своим промышленникам субсидии и налоговые льготы на сумму $369 млрд.
"Американский закон – в определенном смысле продолжение политики [45-го президента Дональда] Трампа. Это означает, что в США по этому вопросу возник двухпартийный консенсус. А этот консенсус совсем не от хорошей жизни: сама экономика США поставлена на кон", – рассказал доктор экономических наук, ведущий эксперт НИУ ВШЭ Иосиф Дискин.
Эксперт в беседе с Baltnews заметил, что только для обслуживания $31 трлн национального долга США требуется около половины триллиона долларов. Соответственно, Вашингтону нужно откуда-то иметь приток таких денег.
Однако на международной арене сложились не самые удобные для США условия: Китай и Саудовская Аравия договорились о взаиморасчетах в китайских юанях. Раньше Эр-Рияд получал доллары и размещал их в бондах казначейства США. Слово "нефтедоллары" означает именно эту схему.
"Как только появляются юани, которые в бонды не конвертируешь, возникает вопрос: как обеспечить приток тех самых полутриллиона долларов. Ответ простой: поднимать ставки невозможно, сегодня обслуживание долга – это четвертая по масштабу составляющая бюджета. Если поднять ставки, это будет миллиардов 700, и возрастет рисковая составляющая бондов", – подчеркнул экономист.
По словам ученого, в этой ситуации консультанты говорят о том, что национальный долг США превратится в финансовую пирамиду, которая имеет шанс рухнуть по причине утраты доверия. Поэтому, чтобы не допустить финансового краха США, Вашингтону нужно создать ситуацию, при которой вкладываться в другие страны просто рискованно и опасно. Именно поэтому Америка выбрала путь удушения европейской экономики – с тем, чтобы лишить регион инвестиций.
Меняющаяся логика мира
Отметим, что экономическая война США с Евросоюзом – лишь проявление масштабных изменений, происходящих в мире. Либерально-капиталистический мир, выстроенный глобальным Западом после краха Советского Союза, казался незыблемым. Тогда же и заговорили о "конце истории". Впрочем, история сама решила положить конец западной гегемонии.
На протяжении почти 30 лет коллективный Запад, фактически жил за счет остального мира, раскупая по выгодной для себя цене природные ресурсы и продавая свою готовую продукцию в ответ.
Фактически миру предлагалась следующая схема взаимоотношений: "Мы определяем правила, по которым все работает; вы поставляете нам ресурсы, а мы занимаемся их обработкой, так что не нужны вам технологии и развитие собственного производства; и не вздумайте защищать собственную промышленность – наши производители сами все сделают и продадут вам".
До некоторого времени это так и работало, но экономический кризис 2008 года показал, что сам Запад, продвигая либерализацию экономики, не гнушается протекционизмом и субсидированием своих производств, а финансовый сектор – это "пузырь", не имеющий реальной самоценности.
Вместе с тем Запад стал все более нагло диктовать "правила" остальному миру, продвигая идеологические и экономические "идеалы", что привело к череде революций и падению уровня жизни в развивающихся странах.
Это не осталось незамеченным в России, Китае, Индии, Иране и других государствах. Постепенно все громче зазвучали голоса, призывающие к невозможности дальнейшего существования однополярного мира.
Отсюда и эскалация противостояния России и Запада, обострение китайско-американских противоречий, отказ от поиска компромиссов с Ираном и рост напряженности во множестве точек, где сохраняются тлеющие конфликты.
Система, обеспечивающая гегемонию Запада, уже расшатана, а ее демонтаж продолжается. Когда в Вашингтоне поняли, что на одном троне уже не усидеть сразу и США, и их европейским союзникам, лишний балласт было решено скинуть. Так, Европа и ее экономика стали той частью организма, которую решено ампутировать, чтобы продлить агонию гегемона.
Что делать дальше?
Напомним, что с обострением конфликта между Россией и Западом основные издержки противостояния легли на страны ЕС. Из-за поддержки киевского режима экономика ЕС недосчиталась уже одного трлн долларов.
Подсчитано, что эти деньги Брюссель мог потратить на более благородные и полезные цели. Например, 25 лет обеспечивать граждан Франции бесплатным высшим образованием; 615 лет лечить онкобольных в ФРГ; закупить порядка 4000 новых "Боингов" или же 27 лет ухаживать за всеми домашними животными Европы.
Однако Евробюрократия решила спустить их на "солидарность" с Украиной. Теперь перспективы самого блока выглядят туманно.
В таких условиях России остается только диверсифицировать свои экономические связи и готовиться к ожесточенному противостоянию с глобальным Западом. Тем Западом, который, цепляясь за ускользающую гегемонию, обнажил звериное лицо и стал пожирать самого себя. Впрочем, Москва уже готова снова выстоять и победить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.