ЕС переводит автопарк на электротягу к 2035 году: готова ли экономика?

Машины на парковке
© Sputnik / Александр Кряжев

Илья Круглей

Старый свет действительно может совершить рывок в сторону электромобилей, но это выключит огромный сегмент промышленности региона, за что покупательская способность населения спасибо не скажет.

Депутаты Европарламента одобрили закон, который фактически запретит продажу авто на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) в странах ЕС с 2035 года. Казалось бы, время радоваться, ведь воздух станет чище, да и Старый свет не будет так зависеть от нефти и нефтепродуктов. Не придется лихорадочно, как это делается сейчас, искать альтернативные российским поставкам контракты на импорт дизеля и бензина.

Увы, но не все так просто. Дело не только в том, что электромобиль (EV) по сравнению с ДВС с теми же характеристиками по мощности, комфорту и безопасности стоит намного дороже. Хотя это тоже проблема и путей ее решения до сих пор не придумали (субсидии, как оказалось – не панацея). Сложность в том, что европейский автопром от подобного нововведения может прийти в такой упадок, что Европа лишится огромного промышленного кластера, который долгие десятилетия приносил бюджетам стран ЕС огромные суммы.

По сути, Европарламент и Еврокомиссия откроют рынок Старого света для конкурентов, а европейский автопром подтолкнут к переселению (в США или в Китай – это уже вопрос второстепенный). Кстати, с экологией на самом деле тоже есть много вопросов. Однако, давайте разберем все по порядку.

Что это за запрет и насколько он реален?

Решение принято в рамках стратегии ЕС, которая должна привести страны блока к так называемой углеродной нейтральности к 2050 году, то есть к нулевым выбросам парниковых газов (ПГ). По планам Еврокомиссии, уровень ПГ должен быть снижен в Европе на 55% (по сравнению с показателем 2021 года) к 2030 году.

Сейчас на автоиндустрию приходится примерно 15% всех выбросов CO2 в Евросоюзе, поэтому перевод всего автопарка Старого света на электротягу – решение, как может показаться на первый взгляд, вполне логичное. Окончательное утверждение законопроекта в Европарламенте запланировано на март этого года.

Вроде как и без этого законопроекта тенденция к переходу на EV в Евросоюзе вполне устойчивая. Доля зарегистрированных новых электромобилей достигла максимума – 9% в 2021 году. Число регистраций гибридных электромобилей с подключаемым модулем в период с 2015 по 2019 год выросло до 8,91%. Всего же в 2021 году количество зарегистрированных электромобилей с аккумуляторами в Европе достигло почти 1,3 млн единиц.

Однако такой рост вскоре может сильно замедлиться, а в некоторых странах ЕС даже откатиться назад. Причин несколько.

Первая – неспособность ряда европейских государств продолжать выдавать субсидии покупателям и производителям EV. Подчеркнем, речь не идет о периферийных странах ЕС вроде балтийских республик, где нет таких выплат, поскольку их бюджеты неровня западноевропейским странам.

Такие выплаты уже не может позволить себе даже Германия. Как пишет The Wall Street Journal, ссылаясь на данные Управления автомобильного транспорта Германии, в январе этого года продажи EV в ФРГ упали на 13,2% по сравнению с январем 2021 года. При этом авто на ДВС продали на 3,5% больше. Почему? Все дело в деньгах.

До декабря 2022-го в Германии 9 000 евро давали потребителям и покупателям (пополам), если EV стоил ниже 40 000 евро (если гибрид, то субсидия в 6 750 евро). Теперь для гибридов субсидий нет вообще, а для электромобилей она снизилась до 4 500 евро. Выходит, как только государство уменьшило выплаты вдвое, продажи тут же пошли на спад. Представьте себе, что будет, если субсидии отменить вовсе.

А ведь субсидии нужны и операторам энергосетей. Зарядка EV, при условии их большой доли в общем автопарке Евросоюза, сильно повысит нагрузку на сети. Их надо расширять, модернизировать, искать инвестиции, что в условиях энергокризиса – та еще задача.

Вторая причина, по которой рост продаж EV в Европе может замедлиться и даже пойти на спад – это удорожание производства таких авто. В первую очередь, из-за роста цен на редкоземельные металлы. С января 2021 года по март 2022 года средняя цена на никель на мировом рынке выросла на 100%, литий – на 700%, кобальт – более чем на 150%.

Даже с медью все плохо. В Saxo Bank говорят, что стоимость этого металла будет варьироваться от $3,75 до $4,75 в ближайшие месяцы, но с III квартала 2023 года будет обязательный рывок вверх до новых рекордов. А ведь медь – это не только важное сырье для прокладки новый линий электропередач (а как, вы думаете, электричество поступает на зарядные станции для EV?), но и важное сырье при производстве электромобиля.

Выходит, европейский автопром должен всего за 12 лет увеличить производство EV почти на 90% в условиях, когда их цена из-за редкоземельных металлов (это мы еще не сказали про дорожающие микрочипы) растет в геометрической прогрессии. А субсидии при этом сокращаются, причем даже в ФРГ. Ах да, еще не забыть про отток капитала из Евросоюза, включая автопром, в ходе которого компании предпочитают переносить производство в США, где принят закон IRA, гарантирующий большие субсидии на проекты по энергопереходу (включая производство EV на территории Америки). Впрочем, в Китай капитал из ЕС тоже активно уходит.

Какие изменения грядут?

Консервативные депутаты Европарламента выступают против таких перемен в автопромышленности. В первую очередь это ставит под угрозу рабочие места. Например, в Германии в производстве автомобилей с ДВС заняты 600 тысяч человек. Куда их деть, когда в Европе все пересядут на EV?

Как рассказал в беседе с Baltnews вице-президент Национального автомобильного союза РФ Антон Шапарин, компании из ЕС серьезно отстают. Уже сейчас китайские машины имеют характеристики лучше BMW и Mercedes, а ведь на рынок EV еще не зашли монстры типа Xiaomi. Они вполне могут показать лучшие результаты и по технологиям беспилотного вождения, и по качеству пользовательского опыта с гаджетом на колесах.

Вполне вероятно, что вскоре большие европейские бренды попросту превратятся или в контрактных сборщиков-поставщиков технологий из XX века (подвески, кузова) цифровым компаниям из века XXI, или просто станут компаниями американскими, а может и китайскими.

"EV из КНР в Европу уже приходят в огромных объемах. Более того, мы видим, как европейские компании стремятся на китайский рынок (главный в мире), но проигрывают местным компаниям, поскольку сейчас там идет ценовая война. Европейские компании в ней участие принимать не хотят. Производители EV в КНР по уровню технологий, по качеству и передовым разработкам новых аккумуляторов явно опережают Старый свет. Даже сами европейские гиганты используют наработки китайских корпораций. Я не думаю, что стратегическое лидерство КНР может быть кем-то оспорено в ближайшее время", – говорит эксперт.

В КНР производством электромобилей занимаются десятки компаний, причем без жуткой европейской бюрократии. Даже попытки финансового стимулирования, которые применялись в ЕС, не стали панацеей в конкуренции с Поднебесной. Сразу же после снижения субсидий в Европе мы увидели падение продаж. Существовали даже схемы, по которым человек покупал EV, получал финпомощь от государства, а потом просто перепродавал такое авто.

"Электромобиль – технология по большому счету достаточно простая и понятная. На заре автомобилизации в мире машин на электротяге было больше, чем с ДВС. Но потом человек пошел по пути универсальности, которую обеспечивал бензин и дизель. Сейчас заход в электромобили вряд ли завершится полной победой EV. Сегодня есть даже авто на водородном топливе. В определенном смысле оно может оказаться более актуальным для ЕС. Электричество ведь не всегда экологичное. В ФРГ ведь все больше работает угольных электростанций. Выходит, каждый EV в ФРГ сейчас ездит отчасти за счет угольной генерации", – поделился мнением Антон Шапарин.

Ключевые ошибки, о которых не сказали

Выходит, Европарламент и Еврокомиссия, заставляющие авторынок ЕС переходить на электромобили, автоматически бьют по европейским производителям, ведь те не могут конкурировать с китайскими корпорациями. Даже с американскими с недавнего времени, потому что субсидии в США сейчас для EV на порядок выше, чем в Старом свете – $7,5 тыс. на покупку электромобилей при условии, что такой транспорт или хотя бы 50% его составляющих был произведен в Северной Америке.

Honda Motor и LG Energy Solutions Ltd. уже в декабре 2022-го сообщили о намерении построить в США завод по производству электромобилей стоимостью $4,4 млрд. Panasonic Holdings – главный поставщик аккумуляторов Tesla – решил построить завод по производству электромобилей стоимостью $4 млрд именно на территории США, хотя ранее компания рассматривала и другие страны.

В комментарии для Baltnews руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев подчеркнул, что в современном мире не только Европа стремится стать первой в вопросе массового использования EV и полного запрета авто с ДВС. О том, чтобы внедрить эту программу с 2035 года, также заявили США, а Китай намерен полностью прекратить выпуск машин с ДВС с 2040 года. Саудовская Аравия и ОАЭ не отстают от этого тренда.

"В Европе, вероятнее всего, первыми пересядут на электрокары немцы – концерн Volkswagen ранее заявлял, что готов стать первым в мире по количеству выпускаемых машин с электродвигателем. Но есть несколько проблем, из-за которых такой технологический переход вряд ли вообще состоится. Первая – недостаток сырья в мировом масштабе", – отметил Деев.

В настоящее время подсчеты ученых показывают, что производство EV для нужд только одной страны потребует нарастить добычу редкоземельных металлов в несколько раз. Однако такого количества лития, кадмия, неодима и даже меди на планете просто не существует.

"Вторая проблема – производство одного EV требует энергии в два раза больше, чем для выпуска авто с ДВС. То есть в процессе своего производства электрокар становится источником большего загрязнения природы, чем обычный автомобиль, ведь для энергии сжигается уголь, мазут (продукт нефтепереработки) или газ. Также используются ВИЭ (солнечные и ветряные станции), которые тоже совсем не безвредны. Ветряки приводят к иссушению почвы, из-за солнечных станций гибнут птицы и животные. Падение уровня рек сокращает производство энергии на ГЭС, а для мирового перехода на электромобили потребуется построить столько АЭС, что это также приведет к исчерпанию многих редких металлов в мире. Не решен вопрос утилизации литиевых батарей, которые загрязняют природу очень сильно", – объяснил эксперт.

От также добавил, что производство EV экономически невыгодно бизнесу, эти авто из-за высоких затрат на энергию и сырье очень дорогие. Мировые концерны компенсируют выпуск гибридов и электрокаров продажами машин с ДВС и регулярно отказываются от выпуска очередных моделей, потому что не понимают, как продать такой дорогой автомобиль.

В итоге Европа пересядет на электромобили, но с рядом оговорок. Во-первых, далеко не все смогут себе это позволить, что сделает легковые авто в ЕС роскошью, как это было в Старом свете в каких-нибудь 1920-х. Есть большая доля вероятности, что люди просто будут подолгу ездить на старых машинах с ДВС, подобно тому, как это происходит на Кубе. Во-вторых, автопром региона перекочует на другой континент (либо перестанет существовать в нынешнем виде). Уничтожение такого сегмента промышленности автоматически снизит налоговые поступления в бюджеты европейских стран, а также понизит покупательскую способность простых обывателей.

Грета Тунберг довольна, китайские и американские корпорации зарабатывают… а европейцам остается радоваться за Еврокомиссию, которая выполняет план по декарбонизации.

И кстати, "вишенка на торте" – это не экологичность электромобилей на практике. Да, представьте себе они не "чище", чем ДВС, если конечно смотреть на цифры (а не молча кивать в такт популистским заявлениям политиков).

Для создания литий-ионных батарей, установленных сегодня в большинстве EV по всему миру, необходим кобальт, литий и никель, при добыче которых наносится серьезный ущерб окружающей среде. Еще в 2020-м шведский Polestar (производит EV при заводской поддержке Volvo) сравнил углеродный след электромобиля Polestar 2 и обычного Volvo XC40 на ДВС. Подсчет выброса ПГ учитывал не только эксплуатацию транспорта, при которой электромобиль, конечно, выигрывал, но и выбросы ПГ при производстве машины.

О ужас! Исследование Polestar показало, что больше всего ПГ выбрасывается в воздух при производстве EV. Чтобы сравняться по этому показателю с XC40 на бензине, якобы экологичному Polestar 2 нужно проехать как минимум 50000 километров. Но это только при условии, что такой электромобиль будет заряжаться в тех станциях, которые используют электричество исключительно от "ветряков", а не угольных электростанций.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме