Двуличие и предательство: почему Евросоюз теряет влияние в Африке

Демонстрант держит плакаты во время акции протеста с требованием вывода посла Франции, Уагадугу, 20 января 2023 год
© AFP 2024 / OLYMPIA DE MAISMONT

Алексей Языков

Тема: Мир после СВО

Французские военные покидают африканской страны, выбравшие Россию в новые союзники в войне с исламскими джихадистами. Вместе с Францией в Африке терпит поражение и Эстония.

Франция потеряла влияние в еще одной своей бывшей африканской колонии, многие годы пытающейся выжить в войне с исламскими боевиками. Французские военные по требованию местного правительства покинули Буркина-Фасо.

До этого их попросили уйти из соседней Мали, которая решила сделать ставку на российских военных экспертов, зарекомендовавших себя как эффективные бойцы с исламскими террористическими организациями. Вместе с Францией теряют свою роль "миротворцев" и ее союзники по военным миссиям в Африке, в число которых входит и Эстония.

Это была плохая идея. Участие в миротворческих миссиях Евросоюза в Африке, помощь Франции в наведении порядка в регионе Сахель, где активно развивалось исламистское повстанческое движение, в свое время показалось, очевидно, Таллину верным шагом по пути к статусу международно признанной страны-миротворца. И статусу верного союзника, готового – пусть и в меру своих невеликих сил – оказывать поддержку в зарубежных военных операциях в третьих странах.

Обернулось все поражением и ущербом для имиджа. Мало было Афганистана, очень срочно оставленного союзниками по западной коалиции, теперь еще и очевидное отступление перед исламскими террористами в Африке. Франция теряет влияние и изгоняется из своих бывших колоний, а вместе с ней несут бремя неудач и ее эстонские союзники. В отличие от французов, не имеющие в Африке никаких экономических интересов или хотя бы исторических связей.

Франция и Буркина-Фасо официально отметили окончание французских военных операций в этой западноафриканской стране, в лагере французского спецназа спущен флаг. Отношения портились не один год по мере того, как местная элита разочаровывалась во французских военных, не сумевших обуздать напирающих исламских инсургентов. Два бескровных военных переворота – в январе и сентябре 2022 года – и к власти в Буркина-Фасо пришли решительные военные, пожелавшие избавиться от французских союзников.

Столица страны Уагадугу прекратила действие военного соглашения с Парижем, которое позволяло французским войскам сражаться с повстанцами на ее территории, сославшись на желание страны защитить себя. Париж попросили отозвать посла, группы антифранцузских демонстрантов требовали от бывших защитников убраться домой и размахивали российскими флагами, призывая обратиться за военной помощью к России.

Последнее, надо думать, особенно злило французов, утверждающих теперь, что их очередное поражение стало результатом "подрывной" деятельности Москвы и происков частной военной компании "Вагнер". Присутствие ее служащих в стране пока не зафиксировано, но по аналогии с тем, как происходило изгнание западных союзников из соседней Мали, Париж делает вывод, что переходное правительство Буркина-Фасо намерено довериться именно россиянам.

Франция, а вслед за ней и Евросоюз обвиняют компании, известные как группа "Вагнер", в жестокости, но не могут замолчать тот факт, что ее офицеры зарекомендовали себя эффективным "средством" борьбы с террористами в нескольких странах мира. Лидеры Буркина-Фасо, гибнущей в войне с исламистами, которые захватили большие территории и вытеснили миллионы людей из региона Сахеля, к югу от Сахары, очевидно, пришли к выводу о необходимости более решительных, чем прежде, мер борьбы с инсургентами.

Бывшие африканские колонии устали ждать реальной помощи

Ранее Франция и ее союзники, включая и Эстонию с ее 78 военнослужащими, вывели свои подразделения из Мали, где после двух военных переворотов к власти пришли силы, начавшие сотрудничать с российскими военными подрядчиками (военные советники плюс штурмовики Су-25, учебно-тренировочные самолеты L-39 и вертолеты Ми-8).

Президент Франции Эммануэль Макрон охарактеризовал влияние России в бывших французских колониях в Африке как "хищническое", но никакие эпитеты и обвинения в адрес Москвы не меняют того факта, что французы, европейцы терпят поражение от исламистов и сталкиваются с проблемой ослабления своего традиционно сильного влияния в бывших колониях. Критически важных для экономики и авторитета Франции.

Ее операция "Сервал", стартовавшая в 2013 году против восставших на севере Мали (и на границе с Нигером) туарегов и радикальных исламистских группировок, сколачивание Парижем объединенных сил "Сахельской группы пяти" (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер, Чад), как отмечают эксперты, преследуют и еще одну, сугубо прагматическую задачу – обеспечение сырьевых интересов бывшей метрополии в регионе. Особенно важен для Франции Нигер с его месторождениями урана, который становится топливом для французских атомных электростанций. Но и в недрах соседних с Нигером стран имеются крайне привлекательные ресурсы.

Власти бывших колоний подозревают Париж в том, что тот, на официальном уровне демонстрируя политическую и военную поддержку в борьбе с исламскими инсургентами, одновременно неофициально помогает тем же повстанцам. Доказательства двуличия французов не приводятся, если не считать слухи о том, что где-то на севере Мали кто-то якобы видел, как вертолет из состава французского контингента доставлял оружие местным исламским боевикам.

Основанием для таких серьезных, требующих доказательств обвинений служит, вероятно, непонимание того, почему столь мощная европейская держава, обладающая всеми военными и разведывательными возможностями, так и не смогла добиться успеха в многолетней борьбе с исламистами.

Теоретически Парижу и в самом деле может быть выгодна постоянная напряженность в регионе, тем больше зависящем от французской помощи, чем менее прочными позициями обладают местные коррумпированные правительства, расплачивающиеся с бывшими колонизаторами ресурсами своих стран. Буркина-Фасо, например, богата месторождениями марганцевых и медных руд, золота (основная статья экспорта), фосфоритов, никеля и титана. В Мали богатейшие месторождения золота.

"Африканские лидеры и представители гражданского общества вовсе не пассивные "получатели" российской пропаганды", – писала в Euobserver Сигне Мари Колд-Равнкилде, датский исследователь, эксперт по Африке, пытавшаяся разобраться, почему Европа терпит поражение в своих бывших африканских колониях.

Она приводит слова представителей малийских общественных деятелей, которые считают, что "Франция, старая колониальная держава, предавала Мали в последние годы", она "поддерживала коррумпированные режимы, чтобы отстаивать собственные интересы, в то время как Мали поддалась террору".

Сотрудничество с Россией – осознанный выбор, основанный на доверии и уверенности в ее способности решительно покончить с исламским джихадом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме