СВО в кисточках. Как через искусство передать суть спецоперации

© Sputnik / Кирилл Брага

Анна Кузнецова

Тема: Восстановление Донбасса

Движущей силой государства является народ. В военное время его опора и понимание особенно важны для солдат, которые защищают честь Родины. Один из способов поддержки – искусство.

Говорить образно – наилучший способ разъяснить человеку те или иные смыслы. Искусство доносит разные оттенки происходящего. В период боевых действий важно объяснять, почему они начались, как идут и какими будут возможные результаты. Картины, музыка, кино, литература повествуют о том, о чем просто так рассказать нельзя.

Почему человеку важно смотреть на произведения искусства, чтобы уразуметь, а не только читать аналитические статьи или сводки Минобороны? Понимание основополагающих вещей – необходимость, точка роста, новый шаг в глубину.

Искусство воздействует, в первую очередь, на сердце. А аналитика – на ум. Оба фактора важны, но их совокупность и слаженность – гораздо сильнее. Здесь – цифры, разбор, логика, факты, уточнения, а там – понимание, причастность, переживание, осмысление. В конце концов, и идеология – иногда сухая, выверенная, строится на убеждениях, то есть на делах сердечных.

Как россияне запечатлеют СВО в искусстве

Еще до начала спецоперации российские режиссеры, сценаристы, документалисты и другие деятели искусства пытались донести до общества картину тех страданий, которые испытывали жители Донбасса. Делалось это с помощью разных художественных средств.

Привлекающей частью книги, фильма, картины является именно название – яркое, точное. Примеры: "Донбасс. Дети", "Святые из медблока", "Я живой", "Культурный фронт", "Донбасс. Близкие люди", "Русофобия. История ненависти", "Диагноз: жизнь".

Они живо отзывались в сердцах людей. Зритель пытается не только понять, как помочь соотечественникам, но и разобраться, почему на Украине стало возможно возвращение "коричневой чумы". Здесь примечательно, что в "Фонд кино" продолжают поступать заявки от документалистов на прокат фильмов. То есть спрос рождает предложение. Люди ждут соответствующий контент.

"Понятно, что такое кино не развлекает. Смотреть его – это труд. Это может быть больно, страшно, некомфортно. Оно заставляет крепко задуматься. Но показывать и говорить об этом необходимо! Если хотя бы кто-то после просмотра остановится среди повседневной суеты и задумается – это уже результат", – считает глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО Владимир Легойда. 

Действительно, смотреть такие фильмы нужно не для развлечений и отдыха. При их просмотре задействуются и разум, и чувства. Чем больше человек узнает фактов, тем больше ужасается от происходящего. Таким образом, искусство доносит до людей боль, которую получили жители Донбасса. "Аллея ангелов", "Горловская Мадонна", страх уснуть и не проснуться – всю трагичность этих символов не передать холодным языком фактов.

Российское искусство на войне и о войне

Поддержка солдат на фронте необходима. Творческая часть общества, как показал недавний фестиваль "Кино на службе Отечеству", умеет консолидироваться. Его посетили более 3,5 тысяч зрителей, а ведь это немалое число. За короткие пять дней работы фестиваля посетителям представили 20 документальных кинолент, рассказывающих о новых героях, о подвигах врачей, которые каждый день под обстрелами борются за жизни бойцов, о православных священниках, студентах, шахтерах и других людях.

Что касается книг, то их заголовки тоже дают о себе знать, а значит, содержание наполненное: "Герои СВО. Символы российского мужества", "Сегодня Россия – это они", "Книга Z". Эти работы содержат стихотворения, рассказы, фотографии, короткие заметки ополченцев, солдат, местных жителей и волонтеров.

"Тема емкая и отзывающаяся у людей. Люди спрашивают, но книжный рынок еще не успел в полной мере отреагировать на актуальные события, отрефлексировать и художественно переработать происходящее. Поэтому, наоборот, очень важно, чтобы такие издания печатались и продавались", – заявил о теме СВО в литературе генеральный директор "Московского дома книги" Кирилл Крюков.

Книги о спецоперации, преступлениях киевского режима, боевом опыте и стратегии востребованы у россиян. Вместе с тем актуализировалась тема Великой Отечественной войны. Люди все больше стали читать мемуары и научную литературу о тех событиях. Примечательно, что выросла популярность таких книг как "Искусство побеждать" Александра Суворова и "О войне" Карла фон Клаузевица. Это демонстрирует то, насколько народ сопереживает и сопричастен происходящим событиям.

Однако не одной литературой прирастает культурное отображение СВО. Люди также пишут картины в поддержку спецоперации. К примеру, художник из Севастополя Сергей Берлов создал "госпитальную серию" картин на основе портретов героев СВО, проходящих лечение в госпитале Черноморского флота. А художница из Сибири Анна Урюпина изобразила возвращение военнослужащего из зоны боевых действий.

Антиальтернатива. Что было бы, если об СВО не говорили художественно

Попытки фальсифицировать историю делают важным запечатление в памяти народа спецоперации, ведь СВО станет историей. Спустя пару поколений у нашего народа будет четкое понимание того, что происходило на самом деле.

Достаточно взглянуть на другой опыт: на примере Великой Отечественной войны мы видим, как Запад пытается подменить исторические понятия. В некоторых европейских и американских кинолентах, книгах не упоминается Советский Союз. Режиссеры снимают картины, где по улицам Берлина разъезжает техника с американскими флагами. Такой же мягкой силой вымарывается в западном культурном пространстве память о том, что именно СССР освобождал узников нацистских лагерей.

История имеет свойство повторяться. А значит, можно предугадать, что через несколько лет после завершения СВО западная пропаганда будет пытаться выставить Россию в гораздо более зловещем свете, чем сейчас. Поэтому необходимо вести работу на культурном поле для того, чтобы у потомков не возникало вопросов о том, на чьей стороне правда.

Определенная политическая конъюнктура диктует свои правила. А правила белыми и пушистыми не бывают. Если нужно добиться цели, то все средства оправданы. На Западе уже начали выпускать книги, полностью подвергающие сомнению тезис о том, что Россия борется с нацизмом и защищает свои ценности. Оболванивание людей, безусловно, присутствует. Полученная информация впоследствии будет передаваться из уст в уста. На полке одного из книжных магазинов читаем заголовки: "По ту сторону Путина: Токсичное общество России", "В голове Путина. Логика и произвол самодержца".

Книга Гезине Дорнблут и Томас Франке "По ту сторону Путина: Токсичное общество России"
© Baltnews
1 из 2
Книга Гезине Дорнблут и Томас Франке "По ту сторону Путина: Токсичное общество России"
Книга Мишеля Эльчанинова "В голове Путина. Логика и произвол самодержца"
© Baltnews
2 из 2
Книга Мишеля Эльчанинова "В голове Путина. Логика и произвол самодержца"

Так, обложка, название, палитра цветов располагают к соответствующему восприятию информации – такому, какого хочет добиться автор: искаженному, обливающего грязью Россию и российское правительство, а вместе с тем и сам народ. Неискушенный читатель легко попадется на эту удочку, а дальше – вопрос времени, когда зернышко слова прорастет в нем, и какие даст плоды.

Это уже не просто понижение планки для разговора с читателем о важном, о том, зачем России необходимо СВО, а недопустимое переписывание истории в соответствии со своими искаженными представлениями. Такое эпичное шоу из серии лживых книг разрушает границы дозволенного.

Политика, культура и искусство в сегодняшних реалиях тесно переплетены. И там, и там есть эмоции. Создается ажиотаж. Людей кормят впечатлениями. Создается некая инструкция – читай и смотри только это, никой альтернативы, никакого плюрализма мнений. Поэтому Запад печатает, по сути, вредные игрушки: в голове читателя создается игра мыслей, запутанных и хаотичных, полностью неверных.

Россия же сохраняет и развивает культурное наследие. В том числе, через создание новых произведений искусства об СВО. Разносторонний взгляд на вещи необходим, в том числе, и для молодежи. Картина пишется не ради картины, фильм снимается не ради фильма; в большей степени не для удовольствия, но осознания основополагающих вещей. Будущие же поколения смогут прочувствовать связь с прошлым, понять глубину, которой будет не хватать.

В целом, Западу нужно отдать должное: если бы не навязчивая антироссийская пропаганда, развивались бы внутри самой России патриотические настроения, в том числе творческие? Крепли бы они или стагнировали, не видя угроз и предупреждений? Вопрос открыт.

Воля и желание к лучшему

Донести смысл СВО, объяснить ее необходимость и задачи можно только благодаря чуткости и пониманию, способности человека уловить посыл. Искусство может это развить. Российский народ пестрый и разнообразный, а значит, нужны вариативные и универсальные формы. Следовательно, нужно продолжать популяризировать СВО через творчество.

С одной стороны, люди, которые тянутся к истине и ищут ответы на интересующие вопросы, могут отыскать их сразу же, посмотрев фильм или прочитав книгу. С другой стороны, не всегда удается донести смысл быстро. Например, картина может не задеть чувства человека, но смысловое зерно останется в мозгу, и оно когда-нибудь прорастет. Тогда внутренние переживания вдруг приобретут силу: от услышанного или увиденного человек узнает свой вопрос и начнет искать ответ.

Человеку, который ищет ответы на вопросы, может быть недостаточно сухих фактов и цифр. У него с окружающей действительностью, исторической правдой должна произойти встреча – что-то волнующее, неповторимое, навсегда запавшее в душу. Поэтому творчество – это попытка приблизить человека к этому знаменательному событию. А красота – в глазах смотрящего, такая, какую видит только он.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме