Банковский кризис, разразившийся в США, вынуждает нас задуматься над двумя важными вопросами – как это отразится на всем мире и за чей счет США будут выбираться из кризиса.
Мартовский банкопад: в чем проблема
В США 11 марта обанкротился Silicon Valley Bank (SVB), известный тем, что, в соответствии со своим названием, занимался кредитованием стартапов в области высоких технологий. Как отметило издание The New York Times, банк занимал 16 место по размеру активов в Соединенных Штатах.
Проблема с банкротством Silicon Valley заключается в том, что последнее вообще ничто не предвещало. 14 февраля 2023 года Silicon Valley Bank занял восьмое место в рейтинге лучших банков США по версии Forbes. Впрочем, в свое время одним из лучших был назван и Lehman Brothers, с которого, как считается, и начался финансовый кризис 2008 года.
Основная причина обвала – облигации госзайма США. Из-за агрессивного повышения ФРС ключевой ставки облигации старых выпусков потеряли привлекательность, поскольку их доходность стала слишком низкой, а продать их можно только с ощутимым дисконтом (или ждать несколько лет срока погашения).
Поясним, как это работает: банки не хранят депозиты в сейфе – они ссужают их юридическим и физическим лицам. Поэтому, если вкладчики потребуют вернуть все свои деньги сразу, банк, скорее всего, разорится. Именно это произошло в случае SVB. Давние клиенты внезапно начали избавляться от отраслевых акций и выводить средства.
Как отметил первый зампред Сбера Александр Ведяхин, комментируя ситуацию с крахом банка Silicon Valley Bank, американский регулятор не предоставил SVB ликвидность, когда тот за ней обратился, а потому банку пришлось продавать активы.
Основная проблема SVB, по мнению Ведяхина, – размещение средств под очень низкие ставки. В результате, когда ФРС поднял ставки из-за инфляции на фоне пандемии, банк получил убытки, а капитала для покрытия убытков не хватило. "Будет дальше эффект домино", – подчеркнул зампред Сбера во время заседания комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
Закрытие SVB, действительно, обрушило и другие банки, не входящие в число особо крупных. 8 марта было объявлено о закрытии крипто-ориентированного банка Silvergate, а 12 марта – аналогичного нью-йоркского Signature Bank. Падение банковского сектора стало главным событием прошлой недели.
К счастью для американского фондового рынка и рядовых вкладчиков, финансовые регуляторы заявили в воскресенье вечером, что вкладчики обанкротившегося банка Силиконовой долины получат доступ ко всем своим деньгам, начиная с понедельника, 13 марта, одновременно объявив о новых средствах для поддержки снятия депозитов по всей банковской системе. Тем не менее, это не отменяет системные риски для последней.
Дело в том, что государственные облигации и ипотечные договоры в текущий кризис обрели отрицательную доходность, а они находятся в портфеле почти любого американского коммерческого банка. Бизнес-модель у банков схожа, однако при Джо Байдене она оказалась нерабочей.
В группе риска находятся десятки банков, полагают эксперты. Вот лишь некоторые из них: Customers Bancorp, First Republic Bank, Sandy Spring Bancorp, New York Community Bancorp, First Foundation, Ally Financial, Dime Community Bancshares, Pacific Premier Bancorp, Prosperity Bancshares, Columbia Financial. У них также проблемы с ликвидностью, но решить их можно только включив на полную мощность печатный станок и нарастив и без того астрономических размеров внешний долг.
Великая депрессия 2.0?
Цепные проблемы банков и закрытие SVB американские СМИ уже сравнивают с кризисом 2008 года. И не зря: предпосылки этих событий взаимосвязаны и во многом схожи. Сравнивают их также с тем, что происходило во времена Великой депрессии (1929-1933).
Вторую Великую депрессию уже предсказал экс-президент страны Дональд Трамп и обвинил в этом нынешнего лидера Джо Байдена.
"Исходя из того, что происходит с нашей экономикой, Джо Байден станет Гербертом Гувером (президент США с 1929 по 1933 год) современной эпохи. У нас будет Великая депрессия, гораздо сильнее, чем в 1929 году. Доказательство – банки уже начали банкротиться", – написал он в своей соцсети Truth Social. Впрочем, следует иметь в виду, что Трамп по очевидным политическим причинам несколько сгущает краски.
Великая депрессия, как известно, началась с падения акций и завершилась несколькими годами тотального экономического кризиса, общемирового экономического кризиса.
Сегодняшняя ситуация усугубляется тем, что роль доллара, на которой зиждется экономическое могущество США, медленно, но верно снижается. Этому способствуют многочисленные санкции против России, сокращающие долю доллара в расчетах, а теперь и проблемы в американском банковском секторе.
Наличие проблем подтверждается в том числе и тем, что Международное рейтинговое агентство Moody's ухудшило до негативного со стабильного прогноз по банковской системе США:
"Мы изменили наш прогноз по банковской системе США со стабильного на негативный, чтобы отразить быстрое ухудшение операционной среды после оттока депозитов из Silicon Valley Bank (SVB), Silvergate Bank и Signature Bank (SNY), а также банкротства SVB и SNY", – говорится в докладе агентства, выдержки которого привел CNBC.
Между тем Bloomberg пишет, что Credit Suisse обнаружил существенные недостатки в финансовой отчетности после предупреждения SEC, а руководители банков агрессивно скупают собственные акции после краха банка Силиконовой долины. Обвал акций Credit Suisse на 30% снова потянул вниз банки США, у First Republic Bank снова остановились торги. Так что пока нельзя говорить, что кризис миновал.
Ближайшее заседание Федеральной резервной системы США намечено на 21-22 марта, и в ходе него предстоит принять крайне непростое решение.
Повысить ставку – значит, приближать "банкопад", отказаться от повышения – значит, резко ускорить инфляцию, повышая цены на энергоносители и продовольствие.
Кто оплатит провал американцев
Ряд российских экспертов заверяет, что на сегодняшний день национальной банковской системе ничего не угрожает. Из-за тех же санкций экономика и банковская система страны практически изолированы от Запада.
Тем не менее было бы преждевременным поддаться искушению, которое может возникнуть, и злорадствовать по поводу трудностей, с которыми сталкивается американская экономика.
Во-первых, сценарий может распространиться на европейские и азиатские страны, что по определению сделает кризис глобальным. К слову, экономика Китая, с которым сблизилась Россия, также завязана во многом на США.
Во-вторых, следует помнить, чем Великая депрессия закончилась в прошлый раз, в 1930-е годы, и что помогло Штатам преодолеть ее последствия.
"Разъяснить, как американские власти будут "поддерживать устойчивость банковской системы", может каждый ребенок – бумагой и краской. Напечатают еще больше ничем не обеспеченных долларов, чем вызовут еще больше проблем в мире", – написала официальный представитель российского МИД Мария Захарова в своем Telegram-канале.
Увы, инфляция не является единственным средством, которым система США стремится поддерживать себя. Штаты сумели извлечь выгоду еще в результате Первой мировой, когда они получили не разрушения и многочисленные жертвы, а новые заказы для промышленности. Тогда США оказались не должником, а, напротив, кредитором целого ряда стран.
То же произошло после Второй мировой. Бывшие участники ВМВ покрывали уже свои долги за счет американских кредитов, которые отдавались ресурсами, а также в форме покупки товаров в счет долга. Бреттон-Вудское соглашение сделало американский доллар главной мировой валютой. Дело довершили план Маршалла и создание НАТО. Это обеспечило Штатам положение сюзерена, сохраняющееся и по сей день.
После первой Великой депрессии Штаты стали придерживаться правила "за наши ошибки расплачиваться будут все, кроме нас". В случае Второй мировой речь идет не о том, что они создали ситуацию, но сумели ей воспользоваться. Тем не менее до сих пор этот принцип в исполнении Вашингтона исправно работал. Как в целом работает механизм, благодаря которому военные расходы помогают финансировать дефицит федерального бюджета США.
Сегодня американские концерны ВПК зарабатывают на украинском конфликте. Темпы роста капитализации крупнейших оборонных компаний США в 2022 году составили от 19% до 44%. Но этого мало: заокеанский гегемон также прямо или опосредованно (через Литву, например) дергает за усы "китайского тигра", провоцируя его на конфликт с Тайванем.
В Вашингтоне, особенно неоконы, похоже, полагают, что описанная выше стратегия сработает и на этот раз. Вот и рупор официального Пекина The Global Times опасается риска Третьей мировой войны из-за политики Белого дома – не "гибридной", не "прокси", а вполне себе "обыкновенной". В Китае обратили внимание на то, что в 2023 году Вашингтон потратит в четыре раза больше средств на военные нужды, чем КНР – $842 млрд.
Однако время сейчас другое – есть как минимум фактор оружия массового поражения. Остается надеяться, что в Вашингтоне возобладает "партия мира", но готовиться следует к худшим сценариям. Когда гегемон обнаруживает, что рискует утратить монополию на мировую власть, ожидать можно чего угодно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.