По стопам США: к чему приведет повышение процентной ставки ЕЦБ

Надпись "инфляция"

Любовь Безродная

Европейский регулятор пока что спасает не экономику и карман рядового обывателя, а банки. Впрочем, даже это пока что получается крайне плохо – акции финансовых организаций падают, а общая ситуация на рынке лучше не стала.

Кризис в ЕС продолжает разгораться и не сбавляет обороты, несмотря на все усилия европейских финансистов. Как сообщали в Eurostat, в феврале 2023 года инфляция в еврозоне достигла 8,5%. Этот показатель оказался даже выше прогноза, который давали эксперты – 8,2%. И единственная на данный момент мера, с помощью которой в ЕС пытаются сдержать инфляцию – повышение ключевой ставки.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) пошел уже известным путем, повысив ключевую ставку на 50 базисных пунктов до 3,5% годовых. Это шестое повышение ставки подряд. С 22 марта 2023 года ключевая ставка составит 3,5%, ставка по депозитам – 3%, а ставка по маржинальным кредитам – 3,75%.

Такие меры действительно способны сдержать инфляцию, хотя бы в теории. Но есть и обратная сторона медали – банковский сектор, который итак находится не в лучшем состоянии, ждут большие потрясения.

Акции банков входят в пике, остановить процесс не выходит

Поднятие ЕЦБ ключевой ставки сразу на 50 б.п. оказалось почти неожиданностью, ведь даже аналитики Bloomberg прогнозировали, что такого значительного повышения не будет из-за опасений по поводу состояния финансового сектора.

Напомним, после краха американских банков Silicon Valley Bank, Signature Bank и Silvergate Capital последовали проблемы в швейцарском Credit Suisse. Его акции на торгах Швейцарской фондовой биржи (SIX) 15 марта обновили исторический минимум. В ходе торгов котировки рухнули на 30,8% до 1,55 швейцарского франка. После таких новостей все ожидали, что ЕЦБ поднимет ставку на 25 базисных пунктов.

Однако в Европе решили, что возможный крах банковского сектора не так важен, как инфляция. Она ведь не только на экономике отражается, но и по рейтингам нынешней власти бьет! В итоге запланированное повышение состоялось, но поможет ли оно, никто не знает.

Более того, в пресс-релизе ЕЦБ сообщается, что согласно прогнозам, инфляция будет оставаться высокой еще очень долго. Конечно, в Европе уверили, что банковский сектор устойчив, обладает сильным капиталом и ликвидностью. Вот только швейцарский Credit Suisse тоже был устойчивым… до определенного момента. Сейчас же Европа прилагает огромные усилия для того, чтобы его спасти.

Национальный банк Швейцарии взял на себя обязательства предоставить необходимую ликвидность банку. Причем это произошло меньше чем через сутки после того, как председатель правления уверил, что помощь кредитной организации со стороны государства не потребуется.

В итоге Credit Suisse потребуется заложить оставшиеся активы, после чего он получит доступ к кредитной линии центрального банка на сумму до 50 млрд швейцарских франков (около $54 млрд). При этом сам швейцарский банк остается убыточным и не сможет преодолеть кризис ликвидности в среднесрочной перспективе. По сути, все усилия по его спасению необходимы для того, чтобы не произошло масштабного краха финансовой системы.

Теперь, когда ЕЦБ поднял ключевую ставку еще на 50 базисных пунктов, многие банки в еврозоне окажутся если не на месте печально известного Credit Suisse, то очень близко к нему. Почти сразу после объявления о повышении ставки европейские банковские акции достигли минимума.

Индекс банковской отрасли уверенно снижается, поскольку рынок в целом падает. В швейцарский Credit Suisse уже влили больше 50 млрд долл. Не придется ли таким образом поддерживать и другие крупные банки еврозоны? Сначала ЕС выделала огромные суммы для преодоления кризиса, вызванного пандемией, потом поддерживала Украину.

Впрочем, Европа продолжает направлять в эту страну колоссальные деньги и сейчас. Брюссель долгие годы, особенно с начала пандемии в 2022-м, искусственно подпитывал собственную энергетику. Теперь настала очередь банков. Все это не слишком похоже на адекватный план по выходу из кризиса. Скорее напоминает схему, при которой госдолг ЕС сравняется с американским.

Выход есть, но он не все понравится

Конечно, выбор у Брюсселя был не такой уж и большой – усиливающийся инфляционный риск против риска распространения банкротств в финансовом секторе. В первом случае наиболее пострадавшими окажутся домохозяйства, производственные предприятия и рядовые потребители, во втором – банковский сектор. Если посмотреть с этой стороны, то выбор кажется очевидным.

Да, кризис в финансовом секторе может повторить сценарий 2008 года, когда финансовые организации рушились одна за другой. Казалось бы, тогда Европа выжила пусть и с потерями, но все еще с устойчивой экономикой. Вот только сегодня совершенно другой случай. Дело не в количестве банкротств и показателях ликвидности. Перед кризисом 2008 года экономические показатели в странах ЕС изначально были намного выше, чем сегодня.

В 2008 году уровень инфляции в еврозоне составлял 1,58%. Сегодня же общий показатель равен 8,5%. Даже у самых устойчивых экономик Европы инфляция разогналась до серьезных отметок – Люксембурге (4,8%), Бельгии (5,5%) и Испании (6,1%). В более бедных странах ЕС инфляция и вовсе давно перевалила за двухзначные цифры – в Латвии (20,1%), Эстонии (17,8%) и Литве (17,2%).

Выходит, Европа входит в кризис, уже находясь в кризисе. Звучит курьезно, но смеяться жители ЕС не спешат. Причем четкого плана по выходу из этой тупиковой ситуации не видно. Европейские чиновники уже предупредили, что ЕЦБ может повысить ключевую ставку еще раз. Как сообщает Financial Times, глава ЦБ Бельгии Пьер Вуншс предупредил, что ставка повысится до 4%, "если мы не получим четких сигналов о том, что базовая инфляция снижается".

Как рассказал в беседе с Baltnews руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, ЕЦБ, как и ФРС, явно пошел по пути роста инфляции ради спасения банковской системы. Одновременно вливаются огромные объемы средств (пока в ЕС речь идет о сумме $54 млрд для Credit Suisse, но на этом регулятор явно не остановится). В США власти собираются влить в систему до $2 трлн. Это, совершенно очевидно, приведет к новому витку инфляции в Еврозоне и США.

"Поэтому ЕЦБ и пошел на ужесточение ставки: одновременно спасать банки, провоцируя инфляцию, или идти сознательно на ее снижение за счет краха следующих банков – выбор очень неоднозначный. ЕЦБ повышает ставку на опережение, инфляция вновь начнет расти и без повышения ставок не обойтись. На фоне этого решения уже есть сомнения, что ФРС не станет повышать ставку на заседании 22 марта. Скорее всего, регулятор поступит также. Все это означает, что в дальнейшем мы будем видеть рост инфляции в развитых странах, которые балансируют на грани банковского кризиса. Вливание ликвидности в систему этот момент падения просто отодвигает во времени", – отметил эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме