Когда-то давно, еще в XIX веке, британцы, а с ними за компанию и французы с американцами, провели ряд чудовищных по своей жестокости и масштабу войн против закрытого для западного влияния Китая, известных как опиумные войны. И все только ради того, чтобы обеспечить в Азии торговые интересы якобы цивилизованных европейцев. История опиумных войн изобилует так называемыми поводами для применения силы и оружия против китайцев.
Например, вдруг оказался убитым какой-то европейский миссионер, которого в Китай никто не приглашал, но который там появился, причем с конкретными целями – нести "свет западной цивилизации" в китайские массы, а попутно заниматься, фактически, разведкой ресурсов, торговых возможностей, картографией. Или экипаж прибывшего к китайским берегам европейского корабля, загруженного опиумом, запрещенным, кстати, к продаже в Китае, вдруг оказался арестованным.
Этого было достаточно, чтобы европейцы брались за куда более современное, по сравнению с китайским, оружие и устраивали бои локального значения, шаг за шагом добиваясь от Китая уступок в торговых делах. В том числе в деле массовой деморализации китайского населения опиумом.
Схожие случаи, кстати, есть и в истории Америки, когда европейские колонизаторы, заявившиеся на чужую землю, силой и оружием расправлялись с местными жителями по любому поводу, большинством из которых оказывалась попытка аборигенов защитить от чужаков свой мир и уклад жизни.
Прошли сотни лет, но ничего не изменилось
В конце марта по приказу американского министра обороны Ллойда Остина, действовавшего по поручению американского президента Джо Байдена, США нанесли высокоточные авиаудары по Сирии. Как пояснили в Пентагоне, "удары были нанесены по связанным с иранским Корпусом стражей исламской революции (КСИР) формированиям" как ответные.
Собственно, громким поводом для атаки армии США стало возмездие за убитого американца в результате "атаки иранского беспилотника на базу сил коалиции недалеко от Хасаки на северо-востоке Сирии" 23 марта. Так представили новость ведущие СМИ Запада.
В качестве оправдания атаки фигурировали данные от генерала армии США Эрика Куриллы, командующего силами США на Ближнем Востоке: "с 2021 года связанные с Ираном формирования совершили около 78 атак против сил США", "иранский режим имеет самый большой арсенал боеспособных беспилотных летательных аппаратов на Ближнем Востоке".
"Ни одна группировка не будет безнаказанно наносить удары по нашим войскам", – сопроводило новость о ракетных ударах США пафосное заявление главы американского Минобороны.
На первый взгляд, такое заявление выглядит справедливым на фоне дерзкого нападения противника. Но главный, по существу, вопрос – где находятся группировки США и их противник, что они там делают – оказался, как обычно, на задворках новости.
"Вы не ждали нас, а мы приперлися…"
Кратчайшее расстояние от США до Сирии составляет около 10582 км, от США до Ирана – 11512 км, а между Сирией и Ираном – всего 1384 км. Логично предположить, что Сирия и Иран и территориально, и исторически, и ментально, и культурно куда более связаны между собой, чем с США.
Более того, иранские беспилотники (если это были они) не гонялись за американцами на американской территории – они даже не залетали туда. Беспилотники атаковали американцев на сирийской территории, причем на фоне того, что легитимный президент Сирии Башар Асад рассматривает американские войска в своей стране как оккупантов.
При этом Иран в сирийской гражданской войне поддерживает президента Асада, а США на сирийской территории все больше союзничают с курдами, возглавляющими так называемые Сирийские демократические силы, которые, по утверждениям западной прессы, отражают террористическую угрозу – то есть "Исламское государство"*, боевики которого до сих пор обитают где-то в безлюдных районах страны. При этом, чем на самом деле занимаются американцы в Сирии, известно разве что американским бонзам.
США на протяжении многих десятилетий не раз были уличены в подготовке и вооружении различных групп боевиков и экстремистов, которые, как правило, использовались в контексте местных особенностей, но в американских геополитических целях. О такой двоякой деятельности Запада на Ближнем Востоке в своих мемуарах писал советский и российский политический и государственный деятель, известный журналист и дипломат Евгений Примаков, объездивший практически все страны этого региона и участвовавший в немалом количестве значимых дипломатических событий. Так что заявления Вашингтона, призванные убедить общественность в справедливости тех или иных действий США, можно, что называется, делить на сто.
Одним словом, аналогия с Китаем здесь не случайна – европейские колонизаторы (нынешние американцы – все те же европейцы, агрессивно укоренившиеся на чужой территории несколько веков назад) в очередной раз дислоцировались, по надуманным предлогам, в чужой стране и диктуют свои правила игры.
У вас есть суверенитет? Тогда мы идем к вам
Иран уже долгое время находится под пристальным и весьма деятельным вниманием "цивилизованных" западных демократий, поскольку никак не поддается под их воздействие в исключительно собственных интересах. Фактически эта страна на Ближнем Востоке представляет собой образец наименее подверженного влиянию извне государства, то есть, по сегодняшним меркам, наиболее суверенного.
Эскалация и без того перманентно существовавшей конфронтации между Западом и слишком самостоятельным Ираном произошла в 2017 году – опять же, по надуманному поводу. Бывший в ту пору президентом США Дональд Трамп вдруг единолично обвинил Иран в несоблюдении ранее достигнутых договоренностей и заявил, что Исламская Республика является "страной-изгоем, которая экспортирует насилие, кровопролитие и хаос" и США намерены противостоять "дестабилизирующему влиянию" Ирана.
К тому времени прошло два года с подписания Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) между Ираном и международными посредниками – Россией, Великобританией, Китаем, США, Францией и Германией. По условиям СВПД, ряд наложенных на Иран (в связи с его ядерной программой) санкций отменялись в обмен на ограничение Тегераном ядерной деятельности и постановки ее под международный контроль.
Примечательно, что все это произошло на фоне официальных заявлений МАГАТЭ о выполнении Ираном своих обязательств. Но Америку не интересовало выполнение или невыполнение Ираном обязательств – Америке был нужен повод давить на страну, сохраняющую свой суверенитет, и дестабилизировать регион для оправдания нахождения там военных подразделений США.
В итоге в 2018 году США объявили о выходе из соглашения по Иранской ядерной программе, восстановили ограничения на торговлю с Тегераном золотом и рядом других металлов, на операции с его национальной валютой и госдолгом, вновь запретили продажу иранскому правительству долларов. А к концу 2018 года американские санкции в отношении Ирана были возобновлены уже в полном объеме, то есть был перекрыт экспорт иранской нефти, от мировых рынков оказались отрезаны более 700 иранских банков, компаний и физических лиц. И чтобы уж совсем закрепить достижения американской политики в отношении восточного суверенитета, официальный Вашингтон вышел из Договора о дружбе, экономических отношениях и консульских правах с Ираном, действовавшего еще с 1955 года.
Правда, США временно разрешили закупать нефть у Ирана таким странам, как Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Италия, Греция, Тайвань и Турция. Но это продлилось недолго. К весне 2019 года США подготовились сами, а также подтянули Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию к предложению своей нефти этим государствам, и Трамп акцептировал санкции на иранскую нефть в полном объеме.
Разобравшись таким образом с международным уровнем, США в 2019 году перешли к эскалации конфликта непосредственно с Ираном. Вашингтон заявил о получении неких разведданных о якобы подготовке Ираном нападений на американские объекты на Ближнем Востоке и под девизом "на любые покушения на интересы Соединенных Штатов или союзников будет дан бескомпромиссный ответ с точки зрения силы" отправил в район Персидского залива ударную группу ВМС во главе с авианосцем "Авраам Линкольн", тактическую группу бомбардировщиков B-52, батарею зенитных ракетных комплексов Patriot и военно-транспортный корабль USS Arlington.
Дональд Трамп пригрозил Ирану, что его ждет конец в случае, если он захочет воевать, и отправил на Ближний Восток дополнительно полторы тысячи американских военных, а также единолично принял решение начать продажу вооружений Иордании, Саудовской Аравии и ОАЭ для "сдерживания иранской агрессии". Но Иран держался, и обстановка внутри страны также не поддавалась раскачке.
США решили повесить на Иран такой ярлык, от которого будут шарахаться даже его местные потенциальные союзники, а иранские элиты придут в замешательство и восстанут против власти. И Вашингтон обвинил Иран в причастности к атакам на нефтяные танкеры у побережья ОАЭ, к нападению на трубопровод в Саудовской Аравии, а также на танкеры в Оманском заливе. Кто и что на самом деле атаковал, покрыто мраком, но такого рода заявления послужили поводом для отправки на Ближний Восток еще тысячи американских военных, а также партии ЗРК Patriot, БПЛА и самолетов-разведчиков.
А Дональд Трамп под лозунгом "шаги Вашингтона представляют собой решительный и пропорциональный ответ на все более провокационные действия Ирана" подписал указы о санкциях, в числе прочего, против верховного лидера Ирана Али Хомейни, нескольких военачальников Корпуса стражей исламской революции, главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, а также иранского Центрального банка. При этом КСИР и его силы специального назначения "Аль-Кудс" – часть официального правительства Ирана – Вашингтон внес в список иностранных террористических организаций.
Власти Ирана ответили. Они внесли в свой список террористических организаций Центральное командование ВС США.
Убийственная политика мирового гегемона
В январе 2020 года Иран сотрясла трагедия национального масштаба – ракетным ударом США в Ираке был убит генерал КСИР Касем Сулеймани, приближенный аятоллы Али Хомейни, один из самых влиятельных и популярных людей в стране, глава элитного военного подразделения КСИР – сил "Кудс", занимавшихся разведкой и спецоперациями.
Имя Сулеймани связывали с военными победами Ирана и его союзников в регионе, в том числе в сирийской войне на стороне президента Асада, во время боев против ИГИЛ* в Ираке и Сирии. Сулеймани способствовал включению шиитских повстанческих групп в ряды государственных военных сил в Иране, Ливане и Ираке, а его подразделению приписывают поддержку "Хезболлы"* на палестинской территории и повстанческих группировок в Йемене и Афганистане. При этом "Кудс" помогало США во время вторжения в Афганистан после терактов 2001 года, но во время вторжения США в Ирак в 2003 году генерал выступил против американцев, заподозрив их в нечистоплотной игре.
С тех пор слухи о возможных покушениях спецслужб США, американского союзника в регионе Израиля и некоторых арабских стран на Сулеймани появлялись не раз. Когда США признали террористической организацией КСИР, госсекретарь США Майк Помпео назвал генерала Сулеймани "одним из главных террористов", а в тех арабских странах, где во главе правительств стоят сунниты, иранского генерала назвали одним из главных врагов.
Фоном для убийства генерала стали беспорядки в Багдаде, где шиитским группировкам приписывался штурм посольства США. Тогда Вашингтон заявил о приостановке деятельности посольства, эвакуировал его сотрудников и призвал всех американских граждан покинуть Ирак, а Пентагон начал операцию по устранению Касема Сулеймани по прямому указанию Дональда Трампа.
При этом никаких доказательств причастности Сулеймани к происходящему не было. Зато некоторые политологи отмечали тогда, что влияние Ирана на Ирак, который после свержения Саддама Хусейна США принялись реформировать по своим демократическим правилам, крайне мешало установлению безграничного влияния Запада.
Примечательно, что накануне убийства Сулеймани с президентом Трампом совещались врио главы администрации Джон Малвейни, советник по нацбезопасности Роберт О'Брайен, госсекретарь Майк Помпео и вице-президент Майк Пенс, из которых наиболее настойчивыми в продвижении идеи срочно убрать неугодного генерала под предлогом "возмездия Ирану за сбитый БПЛА RQ-4 Global Hawk" были Помпео и Пенс. Однако, истинная подоплека оказалась совсем в другом.
До поста директора ЦРУ Майк Помпео был президентом фирмы Sentry International, поставлявшей оборудование техасской компании Koch Industries, которая скандально прославилась поставками оборудования на иранский завод Zagros Petrochemical. В свою очередь Майк Пенс до поста вице-президента был лоббистом интересов нефтяных компаний Chevron и Exxon Mobil, последняя из которых имела филиал в Ираке – Exxon Mobil Iraq. Не исключено, что деятельность этих персонажей находилась под прицелом "Кудс" и лично генерала Сулеймани, занимавшихся, в числе прочего, и сбором компромата на чиновников и военачальников США, активно участвующих в делах на Ближнем Востоке.
Сулеймани, предположительно, имел архив компромата, который, в случае обнародования в ходе, например, очередных президентских выборов (2020 года) мог весьма повлиять на расстановку сил в США. За архивом Сулеймани охотились и ЦРУ, и Моссад, и МИ-6, но безуспешно. И тогда начались провокации с якобы иранскими атаками на танкеры и НПЗ в Саудовской Аравии, за которыми с высокой долей вероятности стоял бывший руководитель отделения ЦРУ в Саудовской Аравии – Майкл Д'Андреа, он же "Темный принц" или "Аятолла Майк".
Когда США совершили атаку на Багдад, премьер-министр Ирака Адиль Абдул-Махди назвал их действия нарушением суверенитета страны, в ходе которого погибли несколько иракских военных. Глава МИД Ирана Джавад Зариф назвал убийство командира "Кудс" – "самого эффективного в борьбе с ИГИЛ*, Фронтом Аль-Нусра*, Аль-Каедой* и прочими" – актом международного терроризма. Иран пригрозил отомстить Штатам. Тогда же появились прогнозы, что Иран действительно отомстит за своего генерала американцам, но месть случится, скорее всего, не путем нанесения отдельных ударов. Она окажется тоньше, глубже, объемнее и, возможно, не сразу.
Лучшая месть "демократическому" Западу – суверенитет
И вот наступил 2022 год, и на Украине началась военная спецоперация Вооруженных сил Российской Федерации по уничтожению нацистского режима, поддерживаемого Западом. Первым активным союзником России в столь непростом конфликте, причем игроком явно суверенным, оказался Иран, чьи беспилотники уже немало месяцев подряд успешно наносят сотни и сотни ударов по разрекламированной западной военной технике, в том числе американской. А также уничтожают живую силу, воюющую на стороне киевского режима. И никто ничего не может сделать с Ираном, который в результате лишь набирает очки и в мировом, и в региональном измерении.
Чем не месть? И красиво, и для соблюдения национальных интересов полезно. Жаль только, что генерал Касем Сулеймани не дожил до сегодняшнего успеха своей страны. А может, это еще не все блюда, которые, как известно, подаются холодными? Неслучайно же США вновь использовали уже многократно избитый предлог – якобы ответный удар за якобы убитого иранскими БПЛА американца.
Действительно, неслучайно. В марте 2023 года Саудовская Аравия решилась на восстановление дипломатических (а значит и многих других) отношений с Ираном, которые были разорваны еще в 2016 году не без трепетного участия союзника – США. А 23 марта появилось сообщение о том, что Саудовская Аравия восстановит отношения и с Сирией, разорванные после 2011 года, опять же, при участии США. Да и Объединенные Арабские Эмираты – стратегический партнер США в регионе – двинулись по пути нормализации контактов с Башаром Асадом.
Это уже само по себе значительное достижение для арабского мира. А факт того, что "контакты между Эр-Риядом и Дамаском набрали обороты после знаменательного соглашения о восстановлении связей между Саудовской Аравией и Ираном, ключевым союзником президента Башара Асада", – точно серьезная пощечина США, а в их лице всему Западу, немало сделавшему ради маргинализации президента Асада и дестабилизации на Ближнем Востоке.
Западные СМИ уже обсуждают, как соглашение между Тегераном и Эр-Риядом может повлиять на другие кризисы в регионе, и сообщают, что, по информации от некого представителя Госдепартамента, "позиция США в отношении нормализации отношений остается неизменной" и что "они не будут поощрять другие страны к нормализации отношений с Асадом".
Эксперты утверждают, что санкции США остаются основным осложняющим фактором для стран, стремящихся расширить коммерческие связи. Но кто знает, насколько сильны окажутся эти санкции, если суверенные страны, совокупно обладающие всеми необходимыми для жизни ресурсами, решат на них наплевать.
Автора этих строк уже много лет посещает один и тот же вопрос. Если бы не было на планете Земля агрессивного Запада во главе с их гегемоном США, как сложились бы отношения между странами и народами в таком сложном и многогранном регионе как Ближний Восток? Признаться, есть немало сомнений относительно того, что он пережил бы столько войн и человеческих трагедий.
Да, вполне вероятно, что какие-то местные конфликты периодически возникали бы – где их не бывает. Но масштаб и длительность конфликтов явно были бы не те. Да и не случилось бы чудовищной миграции, когда миллионы людей оказались на обочине жизни, вне своей родной среды, в роли изгоев, маргиналов или пожизненно обслуживающего персонала. А наш мир, вполне возможно, никогда не знал бы такой угрозы как международный терроризм.
Следовательно, лидеров и политиков каких стран на самом деле необходимо сегодня судить в Международном уголовном суде?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.