Нефтедоллар устал: Россия и Китай задают новый тон, а другие подхватывают

Котировки валютного рынка на экране в здании Московской биржи
© Sputnik / Григорий Сысоев

Илья Круглей

Тема: Мир после СВО

Россия, Китай, Бразилия, Саудовская Аравия, Индия и другие не видят смысла в торговле нефтью, используя только американскую валюту. Это настораживает даже европейских политиков, которые привыкли полагаться на Вашингтон.

Нефтедоллар с 1990-х годов был чем-то незыблемым в мировой экономике. Торговля черным золотом в американской валюте воспринималась участниками рынка как восход солнца, правилом, без которого вообще невозможно себе представить импорт и экспорт нефти.

Конец этой эпохи хоть еще и не настал, но изменения на мировом рынке становятся все более масштабными. В последние годы уже никого не удивляют сообщения о том, что Саудовская Аравия хочет торговать углеводородами с Китаем в юанях.

Мало кто посчитал революцией тот факт, что Индия уже которых раз за последние полгода приобретает черное золото у РФ в дирхамах через трейдеров в Дубае. Это касается, кстати, не только нефти, но и газа. Даже французский нефтегигант Total Energies в конце марта этого года не побоялся купить первую в своей истории партию СПГ из ОАЭ (65 000 т) у китайской CNOOC за юани.

А теперь впереди маячит еще один удар по нефтедоллару – торговля российской нефти в юанях. В конце марта президент России Владимир Путин объявил о том, что торговля нефтью и газом с Китаем будет осуществляться исключительно в юанях. Это уже не разовая акция, не "проба пера". Это уже процесс, который (опять-таки вспоминая Индию, Саудовскую Аравию и ряд других стран) с каждым месяцем усиливается.

Доллар в торговле – уже не авторитет?

Как пишет издание Focus, четыре года назад президент США Дональд Трамп под лозунгом "Сделаем Америку снова великой", вывел свою страну из торгового соглашения о Тихоокеанском партнерстве, ввел торговые и таможенные ограничения на импорт из Китая, а также задействовал дополнительные пошлины на сталь и алюминий.

Кстати, в последнем случае это коснулось не только КНР, но даже европейских компаний. Цель была в общем-то вполне логичной. Глава США хотел вернуть своим соотечественникам те рабочие места, которые ушли в Поднебесную в результате глобализации. Да и сбалансировать сильно перекошенные (в пользу экспорта Китая своих товаров в США) торговые отношения с Пекином тоже не мешало бы.

Увы, но какими ни были благие цели, это означало де-факто переход Штатов к политике изоляционизма, закрытие американской экономики от других стран, контакты с которыми, конечно, сохранились бы, но все равно не на прежнем уровне.

Что самое смешное, при новом президенте Джо Байдене пошлины никуда не делись. Республиканцы и демократы едины в идее быть жесткими по отношению к КНР. Проблема в том, что такой путь, рано или поздно, ударил бы по нефтедоллару. Американская валюта, напомним, долгие десятилетия являлась единственной при торговле черным золотом. Все операции по купле и продаже нефти совершались именно в ней, а задействование других валют считалось не просто моветоном, а чисто технически и финансово невыгодным предприятием.

Теперь же в конце марта Путин во время российско-китайских переговоров в расширенном составе заявил, что РФ готова переходить на расчеты в юанях в торговле с другими странами. Более того, по его словам в будущем вся торговля нефтью и газом между Россией и Китаем будет осуществляться в юанях.

"Необходимо провести изменение контрактов и техническую подготовку банковских систем, что потребует определенного времени и затрат. Это может занять от нескольких месяцев до года или более. Главное препятствие – отсутствие опыта в использовании юаня в качестве международной резервной валюты. Все-таки сейчас доля юаня в международных расчетах составляет менее 2%", – сказал Baltnews представитель компании Trader Income Дмитрий Мазанов.

"Переход на китайскую валюту за экспорт нефти и газа может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты для экономики России. Да, это уменьшение зависимости от доллара США, который является основной валютой для международных расчетов, а также укрепление экономических связей с Китаем. Однако есть и риск нестабильности курса юаня, а также потенциальные сложности при расчетах с другими странами, которые не используют юань", – добавил он.

В беседе с Baltnews аналитик "Финам" Андрей Маслов подчеркнул, что технически реализовать это не так сложно. Вопрос в том, что вообще подразумевается под "оплатой газа в юанях", так как это может означать проведение транзакции в долларах с дальнейшим переводом в юани на территории КНР. По сути, это та же торговля в долларах.

"Реализовать подобный сценарий можно достаточно быстро, для этого нужны соглашения между банками и другими контрагентами, участвующими в поставках газа. По аналогии с ЕС, это может произойти за пару месяцев", – заметил Маслов.

"Скорее всего, смысла в этом не будет, так как велик шанс, что сумма в юани будет переводиться все же лишь в конце транзакционного пути. Если все же газ будет полностью, от начала и до конца, торговаться в юанях, это уменьшит количество долларов в обороте российской экономики, но увеличит количество юаней, сделав РФ более зависимой от Китая. Впрочем, Россия и без того за последний год стала сильно зависеть от КНР", – добавил он.

Напомним, сейчас доля китайской валюты в экспортных расчетах России составляет около 16%, а общий товарооборот между странами по итогам 2022 года – $190,3 млрд. А теперь представьте, если еще и вся нефть будет оплачиваться в юанях. К слову, В 2022 году Китай импортировал из России 86,25 млн т сырой нефти общей стоимостью около $58,4 млрд.

Объем, конечно, чуть меньше поставок из Саудовской Аравии – всего на 1,4%. Но вот же совпадение! В середине марта экспортно-импортный банк Китая (Chexim) выступил с заявлением о том, что между ним и Саудовским национальным банком было заключено первое кредитное соглашение в юанях. Это, кто еще не понял, такой легкий намек, что в товарообороте (включая нефть) между ближневосточной монархией и КНР, который в 2022 году составил $116 млрд? уже активно включают механизмы использования китайской валюты.

А тем временем ФРС США борется с инфляцией и активно печатает доллары. В сумме за 2 недели марта Минфин США добавил в финансовую систему (выдав РЕПО банкам, т.е. в каком-то смысле кредиты) $112 млрд, ФРС добавила еще $386 млрд, т.е. за полмесяца печатный станок создал полтриллиона долларов. Эти деньги реальный сектор экономики США – предприятия, домохозяйства – не увидят. Это все чтобы банки поддерживать, чтобы с кризисом бороться.

Неудивительно, что в торговле нефтью начали появляться новые валюты и в первую очередь юань. Нет, это не значит конец доллара и обвал мировой финансовой системы уже завтра. Но это, пусть и ожидаемый, все же серьезный сдвиг на рынке. Как отметил в комментарии для Baltnews управляющий активами Cresco Finance Степан Сумин, данная новость не является шокирующей.

"Россия и Китая стали практиковать использование взаиморасчетов в национальных валютах еще с 2012. Современный вектор развития стабильности российской финансовой системы обозначен – сбережения в юанях и золоте. Технически это совсем не сложно сделать, база и платформа были проработаны давно. Китайский лидер уже неоднократно выделял, что платформа Шанхайской Биржи нефти и природного газа будет полностью использоваться для расчетов в юанях при торговле нефтью и газом", – отметил Сумин.

"Я не вижу препятствий для реализации данной инициативы, так как она реализуется строго по плану. Важно проработать законодательную часть данного механизма, при этом отметим, что Китай уже давно использует юань для покупки российских энергоносителей. До сентября 2023 года все нюансы должны быть решены и проработан", – добавил он.

По его мнению, для российской экономики в принципе выгодно столь тесное сотрудничество с Китаем. Москве не приходится выбирать, ведь она столкнулась с беспрецедентной экономической блокадой со стороны Запада. Для экономики РФ не столь важно в юанях она ведет взаиморасчеты или долларах, евро, так как важен инструмент котирования.

При этом данная инициатива не подрывает значимость доллара для мировой финансовой системы, поскольку юань все еще зависим от доллара и не является свободной валютой. Спрос на доллары останется таким же высоким, так как доля России в мировом ВВП слишком мала, поэтому пока что отказ от взаиморасчетов в них не повлияет на гегемонию доллара, заметил Сумин:

"Для глобального изменения, РФ нужно продавать свои энергоресурсы за золото или за рубли, привязанные к золоту, но это сложнее реализовать. Большое поступлений юаней в казну позволит бесперебойно исполнять нужды бюджета, если потребуется продолжение реализации бюджетного правила, а пока дефицит бюджета есть, то данная мера будет необходима".

"На рынке российские "голубые" нефтегазовые фишки чувствуют себя в первом квартале 2023 года хорошо, как и весь индекс ММВБ. Это связано с верой в реализацию совместных проектов с Китаем в нефтегазовой отрасли, девальвацией рубля, ожившим экспортом и остановившимся падением нефтяных котировок. Вполне допустимо, что китайский инвестор все больше интересуется фондовым рынком РФ и компаниями, которые активно сотрудничают с КНР. Ожидание дивидендов является подспорьем для роста нефтегазового сектора и привлекает зарубежного инвестора", – уверен Степан Сумин.

О дивный новый мир

Другой эксперт – Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets – в комментарии для Baltnews заявил, что особых препятствий для расчетов за поставляемые российские энергоресурсы в КНР в юанях нет.

"Такой переход, в первую очередь, конечно, выгоден Поднебесной: к скидке на энергоресурсы из России добавляется отсутствие конвертации при покупке долларов. Теперь Китаю станет еще выгоднее приобретать сырье в РФ", – сказал Деев.

"Для России такой шаг – это определенная защита от санкций со стороны США и ЕС, поскольку расчеты будут осуществляться не в их валюте, а в валюте другого государства. И это также вынужденное решение, чтобы удержать Китай в качестве основного клиента на азиатском направлении. Поскольку необходимо расширять возможности экспорта с этим государством взамен Европы, Японии, США, Канады и других недружественных стран", – добавил он.

На этом фоне покупка сжиженного газа Total Energies у китайской CNOOC в юанях уже не кажется чем-то криминальным. Индия так и вообще не стесняется привлекать свой Государственный банк, чтобы нефтеперерабатывающие заводы этой страны могли покупать нефть у России за дирхамы через трейдеров в Дубае.

Есть и другие крупнейшие мировые поставщики нефти, которые "почуяли кровь". 30 марта этого года Китай и Бразилия заключили сделку по торговле в своих собственных валютах вместо доллара США.

Как пишет Asia Financial, ссылаясь на официальные сообщения правительства Бразилии, Китай является крупнейшим торговым партнером латиноамериканской страны. Объем двусторонней торговли в прошлом году достиг рекордных $150,5 млрд. Добыча нефти в Бразилии, кстати, растет хорошими темпами в последние годы, включая даже 2020-й коронакризисный. А если мы говорим о торговле этой страны с Китаем в юанях, это значит, что с увеличением экспорта в том числе и нефти из Бразилии, будет больше использоваться и юань, впрочем, как и бразильский реал.

Неудивительно, что в Евросоюзе сегодня стараются не рвать все связи с Китаем. США в последнее время ничего хорошего еврозоне не дали. Торговые войны де-факто до сих пор не угасли. Вашингтон требует увеличивать конфронтацию с РФ и отказываться от ее углеводородов, покупая более дорогие американские и т.п. Поругаться еще и с Китаем? А как выживут тогда немецкие предприятия Volkswagen и BASF без китайского рынка? Про автопром мы даже не говорим, впрочем, как и про редкоземельные металлы. А на этом фоне нефтедоллар активно толкают другие валюты, причем китайская делает это наглее всех, ведь отпора то никакого нет.

Просто интересно, председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен и президент Франции Эммануэль Макрон, которые вскоре хотят посетить Пекин, случайно не захотят обсудить (в кулуарах, разумеется) новые условия в торговле с Китаем? На всякий случай…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме