"Президент Франции выбрал ужасный момент для голлистского откровения после встречи с главой Коммунистической партии Китая Си Цзиньпином", – так начинается редакционная статья в американской The Wall Street Journal.
Практически все американские СМИ остро отреагировали на сказанное президентом Франции. А дело все в том, что Эммануэль Макрон, выступая в Нидерландах, заявил, что быть союзником США – "не значит быть вассалом". Макрон также вновь высказался по поводу Тайваня, в этот раз отметив, что Париж выступает за статус-кво.
Также французский президент сказал, что Европа не должна ввязываться в конфликты США, а должна стремиться стать третьим полюсом наряду с Вашингтоном и Пекином. Президент Франции отводит Европе новую роль в противостоянии США и КНР. В интервью Макрон отметил, что ЕС в энергетике и военно-технической сфере стал слишком зависим от США.
Мало того, президент Франции замахнулся на святое: упомянул, что Европа должна перестать ориентироваться на доллар как валюту расчетов, иначе Европа "в какой-то момент просто выпадет из истории". На фоне как минимум зачатков процесса дедолларизации мировой экономики такой призыв уже не выглядит как пустая угроза.
Между Вашингтоном и Пекином
Мнения насчет сказанного Макроном разделились. Громче всех его критикуют Центральная и Восточная Европа. Они обвинили позволившего себе дерзость французского президента в том, что он призывает к уходу от США и сближению с Китаем, в то время как Вашингтон несет на себе большую часть расходов на поддержку киевского режима, а КНР "отрабатывает нападение на Тайвань".
Застрельщиком выступил главный "союзник" США в Европе Польша в лице премьера Моравецкого. Его реакция последовала молниеносно.
"Некоторые западные лидеры мечтают о сотрудничестве со всеми, включая Россию и некоторые могущественные государства на Дальнем Востоке. Мы предостерегаем от этого, мы хотим жить в мире со всеми, конечно. Но вместо построения стратегической автономии от Соединенных Штатов я предлагаю стратегическое партнерство с США, которые сейчас гарантируют безопасность Европе, тем более, Восточной Европе", – высказался он.
Не удержалась от комментария и соседняя Чехия. "Прочные трансатлантические отношения между Европой и США являются основой нашей безопасности", – заявил Reuters министр иностранных дел Ян Липавский.
В Конгрессе США на предложение Макрона также отреагировали негативно. Сенатор Марко Рубио – ястреб и неокон – пригрозил оставить Европу без помощи: разбирайтесь, мол, с украинским кризисом сами.
Похоже, что французский президент – после того, как американские СМИ начали “топить” его за попытки выступать в качестве общеевропейского переговорщика – решил в ответ продемонстрировать, что случится, если во главу угла будут поставлены национальные интересы.
Как результат, Франция продемонстрировала некоторое своеволие и на уровне действий, заблокировав решение Евросоюза о финансировании поставок боеприпасов для ВСУ. Очевидно, что по мере усиления усталости от украинского конфликта будут нарастать и противоречия в западной коалиции – договориться о бесконечном финансировании киевского режима будет все сложнее.
Напомним, что первоначально планировалось выделить 2 млрд евро – такое решение было принято в марте на саммите Евросоюза в Брюсселе. Но после визита президента Макрона в Китай Франция заблокировала решение ЕС о финансировании поставок боеприпасов на Украину. Один миллиард – все, что смогли собрать после этого.
В Пекине, напротив, отклик на слова французского президента был позитивным. Си Цзиньпин и Коммунистическая партия Китая с энтузиазмом поддержали концепцию стратегической автономии, и китайские официальные лица постоянно ссылаются на нее в своих отношениях с европейскими странами.
В этой связи газета Хуаньцю шибао (структурное подразделение печатного органа КПК – газеты "Жэньминь жибао") намекает на то, что конфликт между Китаем и Западной Европой возник на почве разницы позиций по украинскому конфликту. А разница позиций, в свою очередь, обусловлена влиянием заокеанского “старшего партнера".
"Что касается вопроса Украины, то уже заметны изменения в отношении Европы к Китаю. В свою очередь, мы также видим различия между ней и Вашингтоном. <…> взгляды европейцев в определенной степени совпадают с китайскими. Европа отреагировала на опубликованные мирные предложения Пекина гораздо более позитивно, чем Америка".
Издание Global Times – также китайское – полагает, что сказанное Макроном "отражает точку зрения вдумчивых европейцев, не страдающих от сегодняшних комплексов Европы, где очень напряженная внутренняя и внешняя обстановка. Макрон показывает довольно объективный и разумный путь и направление движения Европы в соответствии с ее интересами".
Вдумчивые люди, в том числе политики, в Европе пока остаются, хотя в западных мейнстримных СМИ они редкие гости. Так, депутат Европарламента Клэр Дейли (Clair Daly) в интервью китайскому изданию Global Times отметила, что важно ориентироваться и на Китай, который, очевидно, играет все более важную роль на международной арене.
"Дело в том, что на нашей планете слишком долго господствовали США, действовавшие в своих собственных интересах, как поступают все государства. Но, к сожалению, эти интересы наносят ущерб народам всего мира, и все мы за это расплачиваемся", – пояснила она.
Напрашивается, в первую очередь, пример подрыва трубопроводов "Северного потока–2". Европейские политики не заинтересованы в том, чтобы назвать исполнителя, поскольку это было признанием того, что против ЕС развязана, без преувеличения, экономическая война.
"Европейским лидерам расследование не нужно, потому что они боятся ответа. Если это сделали США, что вполне возможно, то это военная акция со стороны Америки, которая якобы является нашим единомышленником, партнером и другом", – сказала Дейли.
Союзников, которые идут на такой шаг как подрыв газопроводов ради того, чтобы вынудить “партнеров” закупать "демократический газ" в четыре раза дороже по сравнению с российским, вряд ли можно назвать таковыми – это начинают понимать даже Франция и Германия с их сильным провашингтонским лобби.
Западная Европа подает голос
Макрон и раньше, задолго до острой фазы конфликта на Украине, то есть до российской СВО, заикался о создании собственной общеевропейской армии, которая существовала бы параллельно НАТО и в идеале сделала бы Европу независимой в вопросах собственной обороны и безопасности. Наделали шуму и его слова о "смерти мозга НАТО". Однако тогда его голос был одиноким, а кроме того, все понимали, что в этом плане дальше разговоров дело не пойдет – по крайней мере, в обозримом будущем.
Сейчас проблема (для Штатов) заключается в том, что на этот раз Макрон – не единственный, кто желает большей автономии от заокеанского сюзерена. Соответствующее признание на днях сделал председатель Евросовета Шарль Мишель:
"По вопросу об отношениях с Соединенными Штатами ясно, что за столом Европейского совета могут быть нюансы и деликатности. Некоторые европейские лидеры не стали бы говорить то же самое, что Эммануэль Макрон… Полагаю, некоторые действительно думают, как Эммануэль Макрон".
Словно в подтверждение этих слов, комментарии Эммануэля Макрона о ЕС и Китае внезапно поддержала министр иностранных дел Германии Анналена Бербок.
Бербок, похоже, предложила некоторую поддержку президенту Франции Эммануэлю Макрону, чьи комментарии о необходимости Европы проводить свою собственную политику в отношении Китая и Тайваня, а не просто следовать за США, поставили его в затруднительное положение с союзниками в Вашингтоне.
Бербок сказала, что сильные стороны ЕС заключаются в том, что страны блока "не только близки друг к другу, но и придерживаются совместных стратегических подходов по центральным вопросам наших интересов и ценностей". Она также предостерегла от конфликта в Тайваньском проливе и от последствий, которые могут затронуть Германию и ЕС в целом.
Тему интересов Европы затронул бывший премьер-министр Франции при Жаке Шираке Жан-Пьер Раффарен, поддержавший Макрона. В телеэфире он заметил, что текущий президент продолжает то, что когда-то делал генерал де Голль.
"Это и есть политика Франции последние 60 лет. Макрон ничего нового не сказал. По Тайваню – лишь то, что не надо нагнетать. Если в мире нет никого, кто скажет, как говорил де Голль, "надо уважать независимость", то Макрон обращается к миру “уважайте независимость Европы”. Пока мы не станем мощными, чтобы сохранять баланс, Китай и США так и будут нас гонять туда-сюда, как шарик в пинг-понге", – подытожил экс-премьер.
Конец Старого света?
Следует, однако, понимать, что слова Макрона все-таки стоило бы “делить на шесть”. В Западной Европе, особенно Франции и Германии, которые являются главными сторонниками “автономии”, располагаются десятки натовских (читайте – американских) военных баз, так что в обозримом будущем о подлинном суверенитете, которого у этих стран не было с 1945 года, говорить не приходится.
Россию западные европейцы все еще называют угрозой, особенно сейчас, во время специальной военной операции, да и после нее Россия останется таковой. Все доллары разом обратно в Штаты никто не отправит, и даже из НАТО они вряд ли выйдут. Тем не менее ситуация такова, что разделение на Старую и Новую Европу, которое существовало после Второй мировой, становится более острым и явственным, а поводов для конфликта между ними становится больше.
Франция и Германия, при всем их отрицании очевидного, осознают невыгодность своего зависимого положения и, напротив, выгоду от сотрудничества с Китаем – в отличие от США, которые заставляют отказаться от своих экономических интересов в угоду интересам Вашингтона. В этой связи они начали какие-то попытки искать выход: как избавиться от слишком уж навязчивой опеки США и не растерять остатки независимости.
В свою очередь, восточная часть Европы (за исключением Венгрии, которая позволяет себе отступать от "генеральной линии") останется в орбите влияния США в силу гораздо большей зависимости от американских финансовых вливаний.
Возможно, Евросоюз так бы и продолжал существовать в текущем виде, однако, судя по описанным тенденциям, геополитические реалии меняются. Раньше ЕС был нужен Штатам как минимум по той простой причине, что взаимодействовать (и контролировать) с одним объектом гораздо проще, чем с тремя десятками.
Теперь им нужна лишь Польша, на чьих нереализованных амбициях успешно удается играть, а также такие страны как Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Румыния. Возможна даже уния Польши и Украины, о которой говорят ряд экспертов – заявление Владимира Зеленского об отсутствии границ между Украиной и Польшей на это непрозрачно намекает.
Кто знает, как Евросоюз в нынешнем виде поведет себя в будущем в конфликте США с Китаем и даже Россией? А такое объединение гораздо послушнее и создало бы "граду на холме" безотказного союзника на европейском континенте. Однако оно едва ли совместимо с ЕС – последний в таком случае попросту перестанет функционировать де-факто, а то и де-юре. Это бы создало также беспрецедентный уровень угрозы, особенно для России – с далеко идущими последствиями. Осознают ли это политики и обыватели? Будущее Европы зависит от этого.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.