Холодное поле боя. Почему Арктика важнее Украины

Российские войска во время учений в районе Северного полюса
© Sputnik / Валерий Мельников

Михаил Кузнецов

Тема: Мир после СВО

Несмотря на то, что внимание общественности приковано к событиям на Украине, главным полем боя между уходящим гегемоном в лице США и поднимающимися силами становится Арктика. У России здесь есть свое преимущество.

На протяжении веков Арктика находилась на периферии международной политики. Заполярье было скованно льдом и не представляло стратегического интереса для великих держав. Сегодня регион становится полем противостояния между Россией, США и другими державами. Победитель получит доступ к новым торговым маршрутам и колоссальным запасам ресурсов.

Кто "живет" в Арктике

Арктикой принято называть территории, расположенные за Северным полярным кругом. В более узком смысле Арктика – это Северный Ледовитый океан и его побережье. Таким образом, в число арктических держав входят Россия, Канада, Дания (Гренландия), США, Швеция, Норвегия, Финляндия и Исландия.

На Россию приходится более половины арктического побережья. Наиболее активно осваивало Заполярье именно российское государство, прокладывая Северный морской путь (СЗП). СЗП играет для российского государства критическую роль, "стягивания" территорий страны на севере. По нему осуществляется снабжение российских город в Заполярье топливом, товарами первой необходимости и другими вещами.

Общая площадь арктических владений России составляет порядка трех млн кв. км (18% всей территории страны), там проживает около 2,4 млн человек. Это менее 2% населения России и около 40% от общего населения всей Арктики. Как отмечал секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта.

Недооцененное поле боя

Интерес к Арктике усиливался в периоды войн. В годы Первой мировой через Заполярье Россия и Великобритания рассчитывали наладить торговлю и обмен припасами. В 1916 году на Кольском полуострове был основан город Романов-на-Мурмане. Его мы сейчас знаем как Мурманск.

В годы Великой Отечественной войны пошли Арктические конвои, доставлявшие в СССР грузы по ленд-лизу. Отправлялись они из портов Великобритании через Атлантику и Северный Ледовитый океан в Архангельск и Мурманск.

Когда война завершилась, Арктика стала олицетворять собой эпоху холодной войны. Внешне спокойные ледяные пустоши скрывали под собой подводную охоту атомных ракетоносцев и субмарин СССР и США. В небе над Арктикой кружили стратегические бомбардировщики и проходили кратчайшие маршруты планируемых ядерных ударов.

Чем привлекает Арктика

После холодной войны интерес к Арктике угас, но лишь для того, чтобы вспыхнуть с новой силой уже в XXI веке. На этот раз Арктика интересует мир не столько с военной, сколько с экономической точки зрения.

По данным Геологической службы США, в Арктике находится около 20% неразведанных мировых залежей нефти и газа. Кроме того, там есть уран, золото, алмазы и редкоземельные металлы. Особенно интересны последние: без редкоземельных металлов невозможно представить современную промышленность. Они применяются в производстве микрочипов, спутников, медицинского оборудования, авиастроении и других отраслях.

При этом, как сообщал научный журнал Science, большая часть арктических запасов газа залегает на территории России. Это укрепляет положение Москвы на мировом рынке углеводородов. Запасы нефти в большей мере сосредоточены у побережья Аляски.

По мере таяния льдов все более очевидной становится перспектива того, что в будущем через Северный Ледовитый океан пройдут торгово-транспортные пути между Востоком и Западом. Традиционный маршрут между Европой и Китаем через Суэцкий канал насчитывает 24 000 км, а маршрут через Арктику – лишь 14 000 км. Доставка грузов по СМП на 30% быстрее, чем через Суэц.

Арктические маршруты лишены рисков, связанных с южными морями. Например, в марте 2021 года Суэцкий канал был перекрыт застрявшим в нем танкером. Это создало перебои в международной торговле. Севморпуть благодаря российскому ледокольному флоту представляет собой надежную артерию. С другой стороны, СМП проходит в юрисдикции России, на этом маршруте нет угрозы появления пиратов, как у побережья Африки или Индийском океане.

Все эти блага Арктики превращают регион как в зону не только сотрудничества, но и противостояния. Страны Запада, США, Япония, Индия, Китай и другие государства заинтересованы в интернационализации региона. Это бы сделало часть ресурсов Заполярья, как и Севморпуть, "достоянием человечества".

Если такие страны, как Китай и Индия, готовы искать возможности для сотрудничества с арктическими государствами, развивать взаимовыгодные проекты в регионе, то уходящий гегемон в лице Вашингтона не намерен терпеть ограничения. Позиция США и их союзников проста – неважно, кто, когда и что сделал, нам нужны эти воды.

К счастью, амбиции Белого дома разбиваются об отсутствие возможностей как шхуна об айсберг.

Что по ледоколам, Джонни?

Главной силой США остается американский военно-морской флот с его авианосными ударными группировками. Вот только для работы в северных широтах ему необходимо сопровождение ледоколов, а с этим у американцев не все так радужно.

Ледокольный флот США, призванный обеспечивать деятельность ВМС и коммерческих перевозчиков, является частью Береговой охраны. На данный момент в ее составе формально имеется всего три тяжелых ледокола. Это два судна типа Polar и одно проекта Healy. Средний ледокол USCGC Mackinaw (WLBB-30) несет службу на Великих озерах и не выходит в океаны.

При этом лишь два тяжелых ледокола способны выходить в открытое море и действовать в северных широтах. Это суда USCGC Polar Star и USCGC Healy. Третий тяжелый ледокол, USCGC Polar Sea (WAGB-11), после аварии стоит у причальной стенки и служит источником запчастей для других судов.

По заявлениям американских политиков, Вашингтон намерен обновить ледокольный флот страны, но пока что эти заявления остаются нереализованными.

А чем может похвастаться Россия?

Здесь у России есть повод для гордости: она единственная на планете обладает флотом атомных ледоколов. Одно из главнейших их преимуществ – отсутствие необходимости регулярной заправки топливом, так что суда могут оставаться во льдах на протяжении длительного периода.

В состав атомного ледокольного флота РФ входят семь атомных ледоколов. Они обеспечивают устойчивую навигацию по Севморпути в коммерческих и научных целях.

При этом российский ледокольный флот постоянно обновляется. В 2022 году в России спустили на воду самый мощный ледокол в мире "Якутия" проекта 22220. Длина судна – более 170 метров, это больше футбольного поля, а масса – 16 900 тонн, высота корпуса при спуске – 15,5 метра (примерно равна пятиэтажному зданию). "Якутия" – третий серийный ледокол проекта 22220. "Арктика", "Урал" и "Сибирь" уже вошли в состав российского атомного флота, "Якутию" должны передать в конце 2024 года.

Параллельно с этим строится новый супер-ледокол "Россия" проекта 10510 типа "Лидер". Длина судна превысит 200 м, а высота 18 м. Планируется, что "Россия" будет введена в эксплуатацию до конца 2027 года.

ЗD модель ледокола "Лидер"
ЗD модель ледокола "Лидер"

Нельзя не упомянуть, что Россия контролирует и саму главную артерию Арктики –  Севморпуть. Арктическое побережье России тянется от границы с Норвегией на Кольском полуострове до Берингова пролива, омывается Баренцевым, Карским, Восточно-Сибирским, Чукотским морями и морем Лаптевых. Протяженность береговой линии вдоль Северного Ледовитого океана достигает почти 40 000 км, включая береговые линии островов.

Вывод

На этом фоне странно наблюдать за тем, как Арктика искусственно разделяется. Страна, размером с половину Арктики, в одиночку гордо идет по заранее согласованному плану, укрепляет военное присутствие в регионе, наращивает ледокольный флот и строит инфраструктуру для освоения Заполярья.

Остальные семь стран, представляющих другую половину, мучительно пытаются родить подобие арктических амбиций и попыток повлиять на дела региона без России. Впрочем, делается это тоже с помпой, с очень большой внешней уверенностью в себе.

Не имея ни ресурсов, ни возможной, Запад зацикливается на "сдерживании России", оставаясь в хвосте новой арктической гонки. Как утверждал глава "Роснефти" Игорь Сечин, каждый доллар, вложенный в арктический шельф, генерирует 7,7 долларов в других отраслях экономики. По всей видимости, западные соседи России по Арктике предпочитают не только потратиться на конфронтацию, но и лишиться будущих доходов.

Позицию западного руководства можно охарактеризовать одним решенным уравнением: отсутствие своих возможностей, помноженное на конфликт с тем, у кого эти возможности есть, и деленное на упущенную выгоду, равно политическая шизофрения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме