Чем ярче речи, тем хуже с поддержкой: Евросоюз отказал Украине в избыточных требованиях

Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Украины Владимир Зеленский во время пресс-конференции в Киеве 9 мая 2023 года, Украина
© AP Photo / Efrem Lukatsky

Алексей Языков

Сомнительные по части обоснованности славословия президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен в адрес киевского режима призваны, вероятнее всего, подсластить "пилюлю".

Очередной визит президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен в Киев, поводом для которого на этот раз стало празднование Дня Европы, дает основание для нескольких выводов.

И главный из них состоит в том, что чем более пламенные речи об "общих свободе, демократии и ценностях" произносят лидеры Евросоюза, тем хуже на самом деле обстоят там дела с реальной поддержкой Украины.

Киев требует от Брюсселя невозможного – новых экономических и политических жертв, новых антироссийских санкций, которые европейцы не могут себе позволить.

Прибывшая в Киев на празднование Дня Европы (объявленного как замена Дню Победы) президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен приветствовала Украину как "бьющееся сердце сегодняшних европейских ценностей".

"Рада вернуться в Киев. Где ценности, которыми мы дорожим, защищаются каждый день, – написала в Twitter глава исполнительной власти Евросоюза. – Украина находится на передовой защиты всего, чем мы, европейцы, дорожим: нашей свободы, нашей демократии, нашей свободы мысли и слова. Украина мужественно борется за идеалы Европы, которые мы сегодня празднуем".

Все эти пылкие высказывания, смысл которых плохо состыкуется с реальностью, могли бы, наверное, заставить особо чувствительных европейцев прослезиться и преисполниться гордости за себя, как сторонника Киева в его войне со "злобным исчадием дикого Востока". Менее экзальтированный европеец, интересующийся более правдивыми, альтернативными источниками информации, мог бы заметить по поводу слов фон дер Ляйен, что глубоко сомневается в такой уж приверженности киевского режима "свободе, демократии, свободе мысли и слова".

Страна, в которой правящие силы искоренили оппозицию и инакомыслие как таковые, ущемляют права нацменьшинств, притесняют церковь, потакают тотальной коррупции, включая разворовывание пожертвований доверчивых европейцев, и совершают немало иных, в другой ситуации сурово осуждаемых Брюсселем деяний, вряд ли можно назвать идеалом защитника европейских ценностей. Но Киеву сейчас можно почти все.

Самого президента Зеленского, как утверждают некоторые информированные западные ютуберы, тихо подозревают в соучастии в хищении миллионов из сумм помощи Украине, но героизированная пропагандой фигура украинского экс-юмориста, эпатирующего европейских лидеров непременным джемпером цвета хаки, до определенного момента считается неприкасаемой.

Зеленский несколько раз оступился, наговорив лишнего о своих спонсорах и их долге перед Украиной, но ему это легко простили, хотя и указали на неприемлемость высказываний, например, об американских "сыновьях и дочерях, которым тоже придется умирать на украинской земле". И будут прощать до тех пор, пока он говорит о присоединении к Евросоюзу и НАТО и пока требует все новых карательных мер против России и ее лидеров, что пока идеально укладывается в новый нарратив Запада, вступившего в "генеральное сражение" за разваливающийся на глазах прозападный миропорядок.

Но осторожное "почти все можно" в словах о готовности Запада идти навстречу требованиям сакральной жертвы скрывает под собой и то, что "нельзя". И об этом, собственно, и говорила фон дер Ляйен в Киеве после славословий в адрес украинцев. Очередной, уже одиннадцатый пакет санкций против России, подготовленный в Брюсселе и переданный для обсуждения представителям стран альянса, не содержит тех карательных мер, которых требует Киев. А если отчасти что-то и содержит, то шансов у этих "что-то" получить единогласную поддержку всех европейских столиц крайне мало.

Список новых санкций не содержит того, чего требует Киев

Европейские "ястребы", к числу которых относят и страны Балтии, а вслед за ними и Киев (или же наоборот – трудно порой понять, кто за кем повторяет) требуют полностью перекрыть поставки ядерного топлива для европейских атомных электростанций, прекратить закупки через третьи страны российских алмазов, полностью отказаться от российского природного газа, как поступающего по газопроводам, так и поставляемого в сжиженном виде, карать санкциями третьи страны и компании, активно наращивающие торговые обороты в России. Требует и других мер, включая санкции против длинного списка россиян, в чем-то, с точки зрения Киева, перед ним виновных.

Но запрет на сотрудничество с Россией в сфере атомной энергетики не поддерживают страны, использующие российское ядерное топливо на своих станциях. Алмазы очень интересны Бельгии, а продолжение поставок газа играет решающую роль в обеспечении стабильной работы энергетических систем значительного количества европейских стран. При всем желании Брюссель (если оно действительно есть) и "ястребы" не смогут добиться единогласного согласия всех государств альянса на санкции в этих сферах еще сохраняющихся взаимоотношений с Москвой.

А потому фон дер Ляйен в Киеве говорила о "сфокусированности" новых антироссийских санкций на ужесточении контроля исполнения уже введенных запретов и ограничений. Брюссель говорит о намерении сконцентрироваться на пресечении ширящегося международного процесса обхода санкций, не исключая и новых экстерриториальных карательных мер против третьих стран.

Вряд ли имеется в виду Китай или Индия, которые слишком важны для экономики и внешней политики Евросоюза, но против менее значимых, по мнению Брюсселя, государств, не желающих подчиниться санкционным запретам, могут попытаться принять какие-то карательные меры. Но не слишком решительные, чтобы не оттолкнуть от себя и без того колеблющийся в предпочтениях развивающийся мир. Говорят также о планируемом запрете нефтяным танкерам разгружаться в открытом море (то есть перекачивать российскую нефть из одного танкера в другой) или прибывать в порты с отключенными GPS-трекерами.

"Если мы увидим, что товары идут из Евросоюза в третьи страны, а затем попадают в Россию, мы могли бы предложить странам альянса санкционировать экспорт этих товаров. Этот инструмент будет последним средством, и его будут использовать осторожно", – говорила фон дер Ляйен, своими "могли бы" давая понять, что Брюссель постарается избежать каких-либо неосторожных мер и станет требовать исключительно веских доказательств нарушения антироссийских санкций третьими странами. Называют Иран, Казахстан и Узбекистан, говорят также о Китае, но многие европейские столицы не захотят обострять отношения с предостерегшим их от этого опрометчивого шага Пекином.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме