Депутаты Европарламента, обеспокоенные увеличением долговых обязательств Евросоюза, требуют от исполнительной власти альянса в Брюсселе немедленного введения новых общеевропейских налогов.
Предлагается, в частности, учредить налог на криптовалюты, налог на финансовые транзакции и штрафы для компаний, импортирующих товары в Европу или низко оплачивающих труд своих работников. Среди новых идей, выдвинутых парламентариями, числится также изменение системы подсчета размера взносов стран в общий бюджет.
Те государства, где сохраняется существенная разница в оплате труда женщин, не выполняются условия сокращения пищевых и биологических отходов и иные общеевропейские требования, станут платить в общую казну больше. Очевидно, что такой подход к решению проблемы нехватки средств обернется потерями, прежде всего, для "отстающих" от высоких критериев Евросоюза стран. В случае успеха затеи депутатов взносы стран Восточной Европы, включая и прибалтийские республики, в брюссельский бюджет явно существенно возрастут.
Насколько именно, подсчитать не представляется возможным, а кроме того, пока не ясно, будут ли вообще приняты к исполнению и согласованы все предлагаемые парламентариями реформы. Но сам факт такого обсуждения в Брюсселе свидетельствует о том, что так или иначе, но взносы центрально- и восточноевропейских государств должны возрасти, поскольку общеевропейская казна нуждается в пополнении, а индустриально развитые, состоятельные страны Западной Европы и без того несут наибольшую финансовую нагрузку.
В соответствии с заведенным в альянсе порядком менее развитые страны Евросоюза традиционно получают из общей казны больше, чем вносят туда пропорционально своим валовым национальным доходам. Дополнительно каждое государство альянса отдает Брюсселю еще долю от собранных таможенных пошлин на импорт из-за пределов Евросоюза, небольшую часть собранного налога на добавленную стоимость (или налога с оборота, если он, как например, в Эстонии применяется вместо НДС), начиная с 2021 года взносы поставлены также в зависимость от количества непереработанных отходов пластиковой упаковки в каждой стране.
Тем не менее малые постсоветские республики все равно остаются в большом выигрыше. Применительно к Эстонии, например, этот порядок экономического "подтягивания" слабо развитых стран к среднему европейскому уровню, приносил стране в среднем более 600 миллионов евро каждый год. А ее взнос сейчас составляет порядка 278 млн евро (по данным на 2020 год), меньше отдают только Кипр и Мальта.
Соотношение "дебит-кредит" с годами менялось, иногда Таллин получал в пять раз больше, чем отдавал, иногда "всего" в два раза, а с началом текущего финансового периода к обычным отчислениям из фондов Евросоюза добавились еще и средства новых антикризисных фондов. Часть этих денег получена в виде кредитов, и их придется в будущем отдавать.
Собственно, из-за долгов по кредитам и из-за увеличения выплат интересов по ним (выросли по причине увеличения базовых ставок Европейским центральным банком) и занервничали депутаты Европарламента. Взятые в долг сотни миллиардов, расходуемые на "зеленые реформы" и преодоление последствий кризисов, надо отдавать.
Новые налоги и сборы, "штрафное" увеличение взносов стран альянса
Парламентарии "очень обеспокоены тем, что сумм, генерируемых новыми собственными ресурсами, будет недостаточно для покрытия всех выплат по "кредитам" фонда восстановления "Новое поколение ЕС" и затрат по займам, которые, по оценкам, составляют в среднем не менее 15 миллиардов евро в год до 2058 года", – говорится в резолюции Европарламента.
Там, естественно, упоминается и негативная роль России, но вообще-то кредиты Брюссель набирал до начала украинского кризиса, а дополнительные новые финансовые трудности возникли из-за антироссийских санкций, введенных самим Евросоюзом.
Но как бы там ни было и чем бы Брюссель не оправдывал грядущие бюджетные проблемы, реальных денег в нем становится меньше, а сокращать расходную часть бюджета Брюссель не хочет. Следовательно, надо наращивать доходы, прямо не увеличивая, желательно, обычные взносы стран, а как бы штрафуя их за недостатки.
Ну и за счет так называемых собственных ресурсов, то есть общеевропейских налогов и сборов, вроде уже согласованных (или почти согласованных) пограничного углеродного налога и торговли углеродными квотами, налога на международные транзакции и сборов с транснациональных корпораций. Европарламент требует от исполнительной власти оперативных действий и скорейшего решения проблемы дополнительных доходов за счет еще и новых налогов: на криптовалюты, например, или на компании, импортирующие "чужие" товары, предприятия, которые слишком мало платят своим работникам.
Последнее подразумевает, что под угрозой повышенных сборов могут оказаться практически все восточноевропейские страны, где средний уровень заработка куда ниже, чем на Западе. Да и с оплатой труда женщин в Эстонии, например, дела обстоят традиционно неважно. Никто не берется сейчас сказать, как все эти предлагаемые депутатами нововведения можно "провернуть", но раз уж начался разговор об изыскании дополнительных источников средств, "пшиком" он не закончится, обязательно надо ожидать его продолжения. К общесоюзным деньгам и бюджетам в Брюсселе относятся очень серьезно.
"Пришло время сойти с проторенной дорожки. Нужны новые инновационные собственные ресурсы, чтобы достичь достаточной суммы для погашения совместного заимствования, сделанного для восстановления (экономик), а также в полной мере использовать наш бюджет ЕС для дополнения нашей политики", – заявил содокладчик по теме изыскания депутат Валери Хайер. "Сход с проторенной дорожки", судя по всему, будет так или иначе означать увеличение затрат стран альянса на пополнение общего бюджета.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.