Брюссель "дожал" евробизнес: прощай, честная конкуренция и свобода

Выборы в Европарламент
РИА Новости

Рауль Тамм

Усилиями Евросоюза частное европейское предпринимательство становится все менее частным, а свободный рынок – все менее свободным.

Европейские парламентарии проголосовали за проект закона о "должной осмотрительности", обязывающий компании отвечать штрафами за нарушения прав человека и загрязнение окружающей среды, в которых повинны не они, а их партнеры в третьих странах. Под предлогом заботы о правах человека, чистоте атмосферы и природы Брюссель фактически наделяет себя правом контролировать, с кем и на каких условиях сотрудничает европейский частный бизнес.

Предпринимателям удавалось довольно долго противостоять намерению общеевропейских чиновников и парламентариев обязать частный бизнес следить за соответствием его зарубежных партнеров и поставщиков европейским стандартам и требованиям к трудовому законодательству, защите окружающей среды, сохранению биоразнообразия и целому ряду иных условий.

А не уследившие за всем этим или не разорвавшие контракты с "недостойными" партнерами европейские компании, как уже ранее рассказывал Baltnews, будут караться штрафами в размере не менее 5% от их чистого мирового оборота или изъятием их товаров из продажи. Руководители компаний будут нести личную ответственность.

После довольно долгих прений и обсуждений Европарламент все же утвердил максимально жесткий вариант проекта закона о "должной осмотрительности" частного бизнеса. Он еще может быть смягчен и откорректирован в менее обременительную для предпринимателей сторону при обсуждении представителями правительств стран альянса в Совете Евросоюза, но вряд ли станет менее затратным и менее опасным как для европейского бизнеса, так и для зависящих от него третьих стран. Частное европейское предпринимательство становится все менее частным, а свободный рынок – все менее свободным.

Закон подается в Евросоюзе исключительно как инструмент "облагораживания" всего мира, которому придется, если он заинтересован в продолжении торговли и партнерства с Евросоюзом, следовать европейским правилам поведения.

"Компании должны будут выявлять и, при необходимости, предотвращать, прекращать или смягчать негативное воздействие своей деятельности на права человека и окружающую среду, такое как детский труд, рабство, трудовая эксплуатация, загрязнение, деградация окружающей среды и утрата биоразнообразия. Они также должны будут контролировать и оценивать влияние своих партнеров по цепочке создания стоимости, включая не только поставщиков, но и продажи, распределение, транспортировку, хранение, управление отходами и другие области", – говорится в решении депутатов Европарламента.

"Новые правила будут применяться к компаниям в Евросоюзе, независимо от их сектора, включая финансовые услуги, с более чем 250 сотрудниками и мировым оборотом более 40 миллионов евро, а также к материнским компаниям с более чем 500 сотрудников и мировым оборотом более 150 миллионов евро. Компании из стран, не входящих в Евросоюз, с оборотом более 150 миллионов евро также будут обязаны выполнять требования закона, если не менее 40 миллионов их оборота приходится на Евросоюз".

Проще разорвать контракты, чем судиться

Кто спорит, использование рабского труда или злостное загрязнение окружающей среды преступны, и вести дела с повинными в том предпринимателями аморально и достойно наказания. Но большинство остальных требований выглядят расплывчато применительно ко многим регионам мира и допускают неоднозначное толкование. Иными словами, закон позволяет национальным и общеевропейским властям практически полностью контролировать внешнеэкономическую деятельность крупных компаний, их деловые связи и контракты.

А при необходимости и на основании геополитических интересов власти могут, опираясь на требования закона о "должной осмотрительности", вынудить компании (причем не только европейские, но и зарубежные, если у них есть дела в Европе) свернуть партнерство с любой страной мира. Везде и повсюду в Африке, Азии или Латинской Америке можно при желании найти реальные или надуманные нарушения европейских требований, скажем, к размерам оплаты труда, возрасту работников или к сохранению биоразнообразия.

Надо полагать, в большинстве случаев предполагаемых нарушений требований этого пока не принятого закона частные компании Европы, у которых просто нет возможностей и лишних средств на "слежку" за партнерами и за партнерами партнеров в третьих странах, будут сворачивать все контакты с ними во избежание возможных штрафов и судебных исков. Таким образом Брюссель получает в свои руки безотказный инструмент контроля частного бизнеса и "коррекции поведения" третьих стран.

Было бы наивно предполагать, что национальные правительства и лидеры Евросоюза не станут использовать такой инструмент влияния. Многие развивающиеся страны мира в значительной степени зависят от экспорта своей продукции в Европу, потерять его значило бы для них понести очень болезненные убытки.

Для европейского бизнеса, который усилиями Брюсселя фактически превращается в оружие геополитического влияния, закон также не обещает ничего хорошего. Его накладные расходы и зависимость возрастают, доходы в случае разрыва уже сложившихся деловых связей с оказавшимися "недостойными" поставщиками и партнерами, соответственно, падают.

Очень накладно и безнадежно судиться с властями, доказывая, например, неосведомленность компании о том, что ее зарубежный поставщик полуфабрикатов в свою очередь использовал сырье, добытое с нарушением требований защиты биоразнообразия или слишком низко оплачиваемыми работниками.

Европейский бизнес сопротивлялся как мог, пытаясь исключить из списка подпадающих под действие закона компаний хотя бы некоторые отрасли и банки, исключить положение об ответственности директоров. Но идеализм (или нечто иное) большинства депутатов Европарламента, поддержанных правозащитными и природоохранными организациями, одолел сопротивление прагматиков – поправок практически не было. Даже если понимаешь истинную подоплеку происходящего, сложно выдержать давление таких доводов, как необходимость борьбы с рабским и детским трудом или спасения планеты от глобального потепления, а флоры и фауны – от вымирания.

"Поддержка Европейского парламента – это поворотный момент в осмыслении роли корпораций в обществе. Закон о корпоративной ответственности должен гарантировать, что будущее за компаниями, которые относятся к людям и окружающей среде здоровым образом, а не за компаниями, которые используют модель получения дохода за счет ущерба окружающей среде и ее эксплуатации. Большинство компаний серьезно относятся к своим обязанностям по отношению к людям и окружающей среде. Мы помогаем этим компаниям законом о справедливом бизнесе. И в то же время мы отсекаем те несколько крупных ковбойских компаний, которые нарушают правила", – заявила после голосования докладчик, депутат Лара Уолтерс.

Депутаты говорят о защите окружающей среды, но забывают упомянуть о вмешательстве в дела частного бизнеса, о соответствии проекта закона правилам честной конкуренции и об увеличении зависимости развивающихся стран.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме