ЕС хватается за Латинскую Америку, как за спасательный круг. Вот только он уплывает

Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва и президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер принимают участие в ХХ Ибероамериканском саммите
Пресс-служба президента Аргентины

Илья Круглей

Бразилия и ряд других латиноамериканских стран не торопятся покорно становиться исключительным рынком сбыта для ЕС и главным поставщиком дешевой рабочей силы для Старого света.

В начале июня глава МИД Германии Анналена Бербок и министр труда Хубертус Хайль посетили Бразилию с рабочим визитом. Цель – заручиться поддержкой крупнейшей страны в Латинской Америке и за счет этого отчасти решить ряд экономических и социальных проблем Берлина. Немецкие политики почему-то решили, что раз в этой стране был избран новый президент – Лула да Силва, который когда-то уже занимал этот пост, значит, договориться получится без проблем.

Кстати, после визита в Бразилию глава МИД Германии посетит еще ряд латиноамериканских стран с той же целью. Ждет ли успех немецкую – да и европейскую в целом – дипломатию в Южной Америке? И что вообще Европе дадут более тесные контакты с этим континентом, какие именно проблемы ФРГ в частности и ЕС в целом хочет решить за счет Бразилии и ее соседей?

Зачем Евросоюзу Латинская Америка?

Надо отметить, что идеи более тесного сотрудничества с этим континентом в ЕС звучат уже более десяти лет. Разумеется, такая кооперация в глазах политиков Старого света, в первую очередь, должна решать его собственные проблемы: сделать Латинскую Америку дополнительным рынка сбыта для европейских производителей, стать для ЕС поставщиком дешевой рабочей силы и сырья, в том числе энергоносителей. Последнее, кстати, стало более актуальным на фоне отказа ЕС от российских углеводородов и увеличении добычи нефти Бразилией, Гайаной, Аргентиной.

Перспективы закупок СПГ из этого континента тоже весьма привлекательные. Впрочем, для начала немецкие политики хотели бы в ближайшее время получить из Бразилии дешевые рабочие руки, причем они этого даже не скрывают.

Еще за месяц до визита главы МИДа Германии в латиноамериканскую страну немецкие СМИ писали об этом.

"Правительство ФРГ планирует увеличить наем медицинского персонала из стран с большим количеством рабочей силы. Для решения этой задачи министр труда Хубертус Хайль вместе с министром иностранных дел Анналеной Бербок отправятся в июне в Бразилию, чтобы заключить там соответствующие соглашения", – писало в мае издание Euractiv.

Проблему найма иностранного медперсонала по уходу Федеральное правительство пытается решить уже несколько лет. Для этого Берлин даже издал закон "Об иммиграции квалифицированных специалистов". Кстати, Анналена Бербок после Бразилии с такими же намерениями (договориться о дешевой рабочей силе, включая медперсонал) посетит Мексику и… Индонезию. Да, последняя – это уже не Латинская Америка, зато это страна третьего мира с большим количеством населения (впереди нее в Азии только Китай и Индия).

При этом на Бразилию и Колумбию немецкое правительство возлагает самые большие надежды. "Бразильских медсестер и колумбийских электриков уже встречают с распростертыми объятиями в Германии, мы хотим расширить это партнерство", – цитирует слова Бербок немецкий телеканал Das Erste.

Надо признать, что потенциал трудовых ресурсов Бразилии действительно огромен. Мигранты из латиноамериканской страны могли бы "заткнуть дыры" в рынке труда ФРГ. Беженцами из Ближнего Востока и Африки, как оказалось, проблему не решить. Они и сами не прочь "проедать" немецкий бюджет за счет получения соцвыплат. По сути, эта проблема касается всей Европы.

После визита в Бразилию Бербок направится в Колумбию и Панаму, но уже не ради договоров об упрощении трудовой миграции. Цель – расширить торговые отношения между странами. Старому свету отчаянно нужен новый рынок сбыта.

Крупным компаниям Евросоюза, после того как для них всячески стали закрывать традиционный для них российский рынок, нужна альтернатива. США проводят крайне жесткую изоляционистскую политику, отдавая предпочтение американским компаниям, а европейским вообще ставят условия – либо смириться с пошлинами, либо переносить свое производство в США (что гиганты вроде немецкого BASF, кстати, уже делают).

Ближний Восток и Африка не могут полностью поглотить европейские товары, причем по привычным для компаний из ЕС ценам. Азия – это вообще конкурент Европы, а не потребитель. Она уже давно агрессивно перетягивает к себе производство и технологии. Сегодня ЕС покупает в том же Китае не только автомобили, но даже компоненты для солнечных батарей и "ветряков".

В итоге единственный "спасательный круг" для Евросоюза – Латинская Америка. Но есть проблема. Как рассказала в комментарии для Baltnews эксперт по маркетингу и продажам цифровых систем, кандидат экономических наук Лилия Алеева, ЕС является вторым по величине торговым партнером Южной Америки после Китая, а объем торговли между двумя регионами в 2020 году составил 72 млрд евро. Однако Евросоюз сталкивается с конкуренцией со стороны других стран, особенно Китая, который в последние годы увеличивает свои инвестиции в регион.

"Пекин вложил значительные средства в нефтегазовый сектор Южной Америки и подписал соглашения с несколькими странами о расчетах в юанях. ЕС также сталкивается с проблемами по организации более тесных связей с Южной Америкой из-за политических факторов. В последние годы многие южноамериканские страны сблизились с Россией, что может затруднить для Брюсселя налаживание более прочных политических отношений в регионе.

Отказ от сотрудничества с Южной Америкой для ЕС может иметь серьезные экономические последствия. Например, потеря доступа к природным ресурсам из этого континента может повлиять на энергетическую безопасность Европы, а потерю торговых отношений с регионом попросту нечем компенсировать – нет такого же числа торговых партнеров ЕС, готовых в короткие сроки их заменить", – считает эксперт.

Мы вас не звали

Бразилия, как и ряд соседних стран, не спешат становиться рынками сбыта для ЕС. Они активно заключают договоры с Пекином и рядом других азиатских стран. Более того, еще в начале весны этого года Бразилия и Китай заключили сделку по отказу от доллара США в пользу своих собственных валют.

В Бразильском агентстве по содействию торговле и инвестициям (ApexBrasil) тогда отметили, что соглашение снизит издержки, а также будет стимулировать двустороннюю торговлю и инвестиции. К слову, Китай сегодня уже является крупнейшим торговым партнером Бразилии. В 2022-м товарооборот достиг рекордных 150,5 млрд евро.

США, чье руководство всегда считало Латинскую Америку своим "задним двором", разумеется, европейским компаниям свое место уступать не захочет. Напомним, администрация Байдена год назад даже разрешила американской нефтегазовой компании Chevron вновь работать в Венесуэле, где благодаря этому постепенно восстанавливается уровень добычи нефти.

Когда в Бразилии окончились недавние президентские выборы, немецкий канцлер Олаф Шольц праздновал "возвращение Бразилии на мировую арену" и говорил, как пишет Das Erste, что ему не хватало президента Лулы. Увы, оптимизм был преждевременным. Латиноамериканская страна сегодня проявляет больший интерес к взаимодействию со странами БРИКС, чем с государствами из ЕС.

Незадолго до поездки Анналены Бербок бразильский глава посетил Китай, где заключил 15 соглашений в области торговли, финансов, науки и космоса. При этом латиноамериканская страна и не думает поддерживать санкции Запада против России. Напротив, страна все активнее в последние годы наращивает товарооборот с Москвой. Особенно это хорошо видно на примере импорта российских удобрений и дизельного топлива.

Только за первые 3 недели марта 2023 года Бразилия закупила у России 240 тысяч тонн дизтоплива – это четверть бразильского импорта по сравнению с 12% в феврале и менее 1% в 2022-м. Важно отметить, что топливо из РФ вообще очень охотно стали покупать в Южной Америке. К примеру, в апреле этого года, если верить данным Refinitiv, из российского Приморска в порт Гуаякан (что находится в Чили) вышло 2 танкера с 73 тысячами тонн дизельного топлива. Всего же за январь-апрель из России в Латинскую Америку ушло примерно 1,5 млн тонн нефтепродуктов. Для сравнения: за весь 2022 год объем поставок составлял 211 тысяч тонн.

В сухом остатке имеем следующее:

  • Южная Америка, особенно Бразилия, может стать рынком сбыта для Евросоюза, но только если европейские компании смогут успешно конкурировать в этом регионе с китайскими, американскими, российскими и другими компаниями. Сделать это в условиях кризиса, проблем с дорогими углеводородами, растущей инфляцией и бегством капитала из ЕС для Евросоюза практически невозможно;
  • Наполнять европейский рынок труда высококвалифицированными кадрами Бразилия и ее соседи тоже торопятся. Пока ЕС не предложит им что-то взамен, стимулировать такие процессы никто не станет;
  • В Бразилии и других латиноамериканских странах, безусловно, есть "рабочие руки", готовые уезжать за границу. Но так уж сложилось, что трудовые мигранты из этого континента традиционно привыкли перемещаться в Северную Америку. Сможет ли Европа побороться с США за эти трудовые ресурсы?
  • Торговля Латинской Америки со странами Азии и в отдельных случаях с Россией увеличивается в объемах. Сторонам есть что предложить, и они не диктуют друг другу, какой должна быть их внутренняя и внешняя политика. Евросоюз же сам себя связывает обязательствами по энергопереходу (большой привет торговле в условия углеродного налога) и санкциями против ряда стран (Иран, Россия), с которыми Южная Америка усиливает экономическое сотрудничество.

"Ситуация сложилась довольно интересная. С одной стороны, глава МИД РФ Лавров буквально месяц назад провел несколько рабочих встреч в Бразилии. Вместе с бразильским коллегой они обсудили целый ряд ключевых сюжетов глобальной повестки и региональной проблематики. Достигли, вроде бы, взаимопонимания по вопросам взаимодействия России и Бразилии на многосторонних площадках – ООН и ее Совете Безопасности, БРИКС, Группе двадцати. Так что, вроде бы, двусторонним отношениям ничего не угрожает", – поделился мнением с Baltnews руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

С другой стороны, напомнил эксперт, президент Бразилии выразил полную преданность Китаю: подписал ряд соглашений и также высказал готовность перейти в расчеты на юанях в двусторонней торговле с Пекином. То есть уже не только Россия проводит "дедолларизацию" и валютный своп на китайские деньги. Вспомним также, что страны БРИКС заявили о намерении создать собственную валюту. Думаю, тут без сюрпризов – это будет либо юань, либо иная валюта, управлять которой, тем не менее, будет Китай.

"И хотя Бразилия также декларирует приверженность своим договоренностям с США, едва ли она захочет дистанцироваться от БРИКС. Так что сотрудничество с Германией если и будет происходить, то точно не на условиях Берлина. Который, в свою очередь, пытается балансировать на двух стульях – чтобы и сохранять последнюю видимость единства ЕС, и как-то находить ресурсы для собственной промышленности", – заключил эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на