ЕС намерен дать отпор: Брюссель обвиняет Пекин в "искажении" рынка электромобилей

Машины на парковке
© Sputnik / Александр Кряжев

Рауль Тамм

Не справившись с китайскими производителями электромобилей по правилам рыночной конкуренции, европейские промышленники задействовали "административный ресурс".

Фактически уже проиграв Китаю на первом этапе конкурентной борьбы на собственном рынке электромобилей, Евросоюз использовал "административный ресурс". Брюссель обвинил в демпинге китайские компании, стремительно завоевывающие покупателей своими относительно недорогими и качественными машинами. Начинается расследование, призванное доказать, что Пекин щедро субсидирует своих производителей электромобилей и лишь потому они обыгрывают европейские компании по ценам на продукцию и по масштабам торговли.

Министры экономики Франции Брюно Ле Мэр и его немецкий коллега Роберт Хабек, естественно, приветствовали заявленное президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен расследование "недобросовестной китайской конкуренции". Глава "младшей ветви" исполнительной власти альянса (старшая – это Совет) объявила в своей речи о положении Евросоюза в Европарламенте, что отдала распоряжение начать "расследование субсидирования электромобилей", практикуемое в Китае.

Для европейской автомобилестроительной отрасли, то есть, в первую очередь, для французских и немецких производителей, сообщение о готовящемся ударе по их главному конкуренту не стало радостной неожиданностью. Они сами ее довольно долго готовили, все последние месяцы непрерывно жалуясь на китайских конкурентов.

На открывшемся в начале сентября в Мюнхене автосалоне редкий представитель европейских автомобилестроителей, включая Volkswagen и Mercedes, не посетовал на создавшееся у компании из-за китайских конкурентов сложное положение. Примерно аналогичные европейским по классу азиатские электромобили компаний Nio, Great Wall Motors или BYD обходятся покупателям дешевле как минимум на несколько тысяч евро, а порой разница еще больше, что и определяет выбор европейских клиентов. Во всяком случае менее обеспеченному населению Восточной Европы китайские машины больше по карману, чем дорогие европейские электромобили.

Эксперты говорят, что пока в общем объеме продаж доля китайских электромобилей в Европе не превышает 8%, но она будет быстро расти (по оценкам экспертов, примерно до 15% уже через пару лет), так как цены на эти машины будут снижаться быстрее, чем цены на европейские электромобили. Так что стенания серьезно отставших от азиатских конкурентов Берлина и Парижа вполне понятны. Первый этап этого "большого сражения" они уже проиграли.

Достаточно сказать, что Франция только в мае этого года запустила первое производство аккумуляторных батарей для электромобилей, в очередной раз продемонстрировав отставание от китайцев, уже не первый год остающихся ключевым для Европы поставщиком и самих батарей, и материалов для их производства.

Расследование с заранее известным результатом

По большому счету, нет ничего такого уж предосудительного в том, что Евросоюз вознамерился защитить собственных производителей, спасая их от убытков и утери позиций на глобальном рынке. Если, конечно, защита производителей не противоречит правилам честной конкуренции и принципам Всемирной торговой организации.

Но Брюссель подает свои планы притормозить прорыв китайских электромобилей как "благородный поход" против нарушителей этих самых принципов. Урсула фон дер Ляйен, объявляя о начале расследования, сказала, что цены на электромобили в Китае "удерживались на искусственно низком уровне за счет огромных государственных субсидий".

Обвинение, возможно, отчасти и справедливое, но право Брюсселя говорить об этом вызывает сомнения, если вспомнить о его собственных и об американских многомиллиардных программах поддержки производства и электромобилей и аккумуляторов для них. Евросоюз по обыкновению пустил в ход "административный ресурс", воспользовавшись возможностями контроля европейских рынков для сведения счетов с конкурентами из третьих стран. Единственное, что удерживает западноевропейские столицы от еще более решительных мер против китайского импорта машин, так это опасение испортить отношения с Пекином.

"Евросоюз должен быть в состоянии дать отпор", – заявил министр экономики Франции Ле Мэр, добавив, что альянс должен "быть полон решимости защищать собственные экономические интересы". Франция стремится к дальнейшему экономическому сотрудничеству с Китаем, но это должно осуществляться в соответствии с правилами "честной конкуренции", и ЕС должен действовать соответствующим образом, чтобы восстановить равные условия игры там, где это необходимо, говорил Ле Мэр, которому вторил его немецкий коллега Роберт Хабек.

Нетрудно догадаться, чем может закончиться затеянное Брюсселем по собственной инициативе (об официальных жалобах ущемленных компаний или правительств, которые могли бы стать поводом, ничего не сообщается) расследование китайских субсидий на электромобили – на них введут компенсационные импортные пошлины (но умеренные, чтобы не очень злить Пекин).

"Глобальные рынки сейчас наводнены более дешевыми китайскими электромобилями, а их цена искусственно поддерживается на низком уровне за счет огромных государственных субсидий", – заявила, не дожидаясь никаких выводов расследования, фон дер Ляйен в своей речи о положении дел в Евросоюзе, добавив, что европейский рынок в результате "искажен".

Помимо того, что Брюссель, уступая требованиям собственных производителей электрических машин, зарабатывает себе плюсы в глазах промышленников, не очень-то довольных им из-за проблем "зеленого перехода", он, выражаясь карточным языком, еще и сдает сам себе козырь для переговоров с Пекином.

Предстоят двусторонние встречи и консультации, намеченные на конец сентября, а к концу года должен состояться саммит Евросоюз – Китай, на котором, несомненно, будут обсуждаться взаимные торговые претензии. Угроза введения импортных пошлин на электромобили, вероятно, кажется Брюсселю перспективным инструментом давления на Пекин.

Китай уже отреагировал на громкие заявления фон дер Ляйен, выразив "сильную обеспокоенность и несогласие" с этим объявлением и отметив, что увеличение рыночной доли китайских производителей электромобилей произошло в результате "существенного промышленного преимущества", которое они развили на внутреннем рынке, а не за счет государственных субсидий, как предполагает президент Еврокомиссии

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме