Литовское самомнение на уровне: Китай не замечает отношений с Вильнюсом

Государственные флаги КНР и Гонконга на территории комплекса правительственных зданий.
ria.ru

Михаил Кузнецов

Вильнюс выдает желаемое за действительное, говоря о налаживании отношений с Поднебесной. Как же обстоят дела на самом деле?

Литва открыла представительство Тайваня еще в ноябре 2021 года. С тех пор Пекин прекратил торговые отношения с балтийской республикой. К концу 2023 года Вильнюс отрапортовал, что Китай якобы сменил гнев на милость и возобновил сотрудничество. Так ли это, Baltnews разбирался вместе с президентом АНО Российско-китайский аналитический центр Сергеем Санакоевым.

– Сергей Феликсович, действительно ли Пекин в таком принципиальном для себя вопросе, как Тайвань, мог пойти на какие-то послабления в отношении Литвы?

– Во-первых, я думаю, что Литва выдает желаемое за действительное. Во-вторых, мне представляется, что Китай не сильно замечает конфронтацию с Литвой, и уж тем более вряд ли они заметят, что что-то потеряли от конфликта с это страной. Слишком много самомнения у Вильнюса.

У Китая еще как минимум 140 стран с, которыми он активно сотрудничает в стратегическом партнерстве и по программе "Пояс и путь". Поэтому я не думаю, что для Китая вообще это было хоть каким-то образом существенно с точки зрения их отношений с Литвой.

Отметим, в 2022 году валовой внутренний продукт (ВВП) Китая составил около 18 трлн долл., а ВВП Литвы – 70 млрд долл. Разница более чем в 257 раз. Для сравнения: такая разница в размерах между детской игрушечной машинкой и настоящим автомобилем.

– Вильнюс призывал Евросоюз выработать некие меры коллективного противодействия "экономическому давлению" со стороны Китая. Вообще, стоит ли Китаю опасаться того, что, например, Германия или Франция из-за Литвы пойдут на конфронтацию?

– Во-первых, я напомню, что совсем недавно прошел саммит ЕС-Китай. Он завершился также, как бывало и в прошлом. Раньше отдельные европейские политики ехали в КНР и перед поездкой заверяли, что сейчас научат руководство Китая, как надо вести политику.

Однако они сами уезжали из Поднебесной с хорошим уроком, преподнесенным председателем Си. В том числе и о том, что такое Сообщество единой судьбы, что такое политика "Пояс и путь" и – что самое главное – что будет, если они не согласятся с формулой взаимовыгодного сотрудничества с Китаем. Практически так же и сейчас.

То есть любая конфронтация – большой ущерб именно для Европы, а не для Китая. Естественно, все политики, собственно говоря, и саммит также увенчался такими же итогами, уезжали из Пекина именно с этими выводами. Соответственно, нельзя говорить о том, что в случае ухудшения отношений и торгово-экономических связей Китай чего-то опасается.

Это европейцы пусть опасаются, потому что у Китая, как минимум, 500 млн человек – средний класс. То есть такой высокой покупательной способности в количественном отношении нет у всего Евросоюза. Поэтому те времена, когда Китай кусал бы локти и заламывал руки в отчаянии от того, что европейцы сказали, что с Пекином перестанут дружить, прошли. Да, пожалуйста. Кому хуже будет? Конечно, европейцам.

Это я к тому, что эта формула в случае с Литвой не работает, потому что европейцы не пойдут. Даже если Литва просто объявит о том, что она выйдет из Евросоюза, европейцы на это не клюнут и не пойдут против Китая. Сами себе харакири делать не будут.

Напомним, в декабре в Пекине состоялся саммит ЕС–Китай. Евросоюз выразил озабоченность дисбалансом в экономических отношениях с Китаем. С другой стороны, Пекин обвинил ЕС в протекционизме. Все это произошло после майского заявления председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен о необходимости ужесточения политики ЕС в отношении КНР.

По данным китайской таможни, торговый дисбаланс между Китаем и ЕС достигает около 200 млрд долларов в год. Китай экспортировал товары на сумму 458,5 млрд долларов в ЕС за первые одиннадцать месяцев 2023 года, в то время как импорт из ЕС составил всего 257,8 млрд долларов.

По итогам встречи фон дер Ляйен заявила, что отношения Китая с ЕС будут зависеть от его позиции по украинскому конфликту, так как Брюссель рассматривает СВО как "экзистенциальную угрозу". Китай же призвал Европу начать диалог с Россией.

– Как вы считаете, не может ли это быть провокация США через Литву с целью попытаться повлиять на инициативу "Один пояс – один путь"? Ведь ее конечная точка – европейские рынки сбыта. Такая вот попытка рассорить производителя с потребителем.

– С одной стороны, я вам могу сказать так, что нет предела подлости Соединенных Штатов Америки в плане новых провокаций. Они пользуются любым поводом для того, чтобы спровоцировать, кстати, не только Россию и Китай, как мы видим, а в принципе любую точку в мире.

Лишь бы был хаос, лишь бы была война, лишь бы была любая неурегулированная ситуация исключительно по той причине, что таким образом они продолжают сохранять господство.

И наоборот, любые дипломатические переговоры показывают, что США вообще никому уже в мире не нужны. Поэтому, конечно, этот момент присутствует, но конкретно с Литвой, так же, как и в случае с Польшей при ситуации на Украине, тот самый случай, когда эти молодые политики бегут впереди паровоза.

Или, как сейчас еще говорят, хотят быть правее Папы Римского. Они не столько внемлют указам из Вашингтона по провокациям, сколько сами их устраивают. Делают это они для того, чтобы хоть чуточку показать свою якобы значимую в мировой политике.

Напомним, конфликт между Литвой и Китаем связан с решением республики открыть представительство Тайваня в Вильнюсе, что вызвало недовольство Пекина. Китай считает Тайвань своей неотъемлемой частью и остро реагирует на любые попытки признания этого островного де-факто государства. Китай предпринял ряд противодействий, включая отмену чартерных рейсов, экономические санкции и приостановку дипломатических связей с Литвой. Конфликт продолжается.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме