Не только наказать: для чего ЕС готовит санкции против Грузии

Протестующие размахивают грузинским, украинским и европейским флагами во время демонстрации у здания парламента Грузии в Тбилиси, 8 марта 2023 года
© AFP 2024 / VANO SHLAMOV

Илья Круглей

Часть стран Евросоюза, даже немного опережая США, уже готовят рестрикции для Тбилиси, которому еще совсем недавно пророчили место в "дружной европейской семье".

Американская пресса только намекнула на готовящийся законопроект в США о введении санкций против Грузии для "защиты демократии", а в ЕС уже поспешили подхватить этот тренд. Ряд европейских стран сегодня настаивает на введении ограничительных мер, причем не просто против отдельных политиков, которые ответственны за введение якобы антидемократического закона.

В Европе предложили отменить безвизовый режим для граждан Грузии, а также заморозить фонды ЕС. То есть сделать так, чтобы население этой страны разозлилось на свои власти и начало протестовать с новой силой.

При этом из Европейского союза продолжает бежать капитал из-за подобной бездумной политики и ее последствий. Но Брюссель пребывает в санкционном угаре, не думая о том, что если разбрасывать рестрикции направо и налево, то это отпугивает инвесторов от Старого Света.

Что дозволено ЕС, не дозволено Тбилиси

В апреле 2024 года в Грузии началась серия уличных демонстраций против "Закона о прозрачности иностранного влияния". Эта инициатива предполагает, что НКО необходимо будет регистрироваться в качестве "агентов иностранного влияния", если их финансирование из-за рубежа составит более 20% от общего дохода.

В этом случае организацию признают представляющей интересы другого государства, и она должна будет зарегистрироваться в Национальном агентстве публичного реестра, которое будет находиться в ведении Министерства юстиции. За нарушение закона полагается штраф от 10 тыс. до 25 тыс. лари (от 3,7 тыс. до 9,4 тыс. долл.).

Удивительно, но этот закон почему-то очень не понравился странам Запада – которые имеют в своем законодательстве похожие пункты.

"Когда нас будут критиковать, пусть кто-то ответит на вопрос, почему Грузии нельзя то, что возможно в более жесткой форме Франции, Евросоюзу и т.д. На это нет ответа", – отметил член парламента Мамука Мдинарадзе, указывая на двойные стандарты Запада.

Действительно, законы об иноагентах есть в США, Великобритании, Франции и т. д. В Париже, кстати, этой весной тоже был принят законопроект, который направлен на предотвращение иностранного вмешательства и предполагает несколько поправок в закон 2013 года о прозрачности общественной жизни.

Но когда подобные меры принимает Франция, это означает, что "великая политическая, военная, экономическая, научная, культурная и демократическая держава сталкивается с попытками дестабилизировать ее извне". А если Грузия, в которой западные НКО работают над тем, чтобы эта страна, не дай Бог, не сблизилась с Россией, то это уже нарушение принципов демократии. Все же просто!

За подобное инакомыслие, разумеется, полагается наказание. В Politico отмечают, что США могут ввести санкции против грузинских политиков для "защиты демократии". Этот законопроект просочился в Сеть, и на данный момент известно, что он предполагает меры против грузинских политиков из правящей партии, полицейских, которые использовали против демонстрантов слезоточивый газ, а также "российских агентов".

На деле же Вашингтону очень не нравится, что партия "Грузинская мечта" все чаще проводит политику примирения с РФ. Об этом, кстати, в американской прессе говорят достаточно открыто. То есть, по сути, США собираются ввести санкции только из-за того, что какая-то страна посмела не конфликтовать с Россией.

И вот совпадение: сразу же после того, как новость о готовящихся американских санкциях просочилась в прессу, в Европе тоже заявили, что хотят ввести ограничительные меры. По крайней мере, такое желание изъявили представители Эстонии, Швеции, Нидерландов и Чехии.

Еще полкило санкций, пожалуйста

Financial Times сообщает, что отдельные европейские страны рассматривают введение санкций против грузинского правительства и предлагают обсудить этот вопрос на встрече глав МИД ЕС на этой неделе. Причем если США рассматривают введение ограничительных мер лишь против отдельных политиков и чиновников Грузии, то европейские государства решили не мелочиться.

Среди предложенных мер давления на грузинскую власть была названа отмена безвизового режима с ЕС, целевые санкции и замораживание фондов Евросоюза. В Брюсселе также предупредили, что грузинский Закон об иноагентах может "подорвать надежды страны на вступление в Европейский союз". Напомним, Грузия получила статус кандидата в декабре прошлого года. Впрочем, этот статус вообще ни к чему не обязывает Брюссель. Например, Турция находится в этом статусе с 1999 года.

Большинство санкций, анонсированных Евросоюзом, направлены не на политиков, а на то, чтобы еще сильнее разозлить население и подстегнуть протестующих к активным действиям.

Как рассказал в беседе с Baltnews главный научный сотрудник Института Европы российской академии наук Николай Межевич, Европа пошла на такой шаг, поскольку контроль над Грузией имеет значение. Если Грузия выпадет из сферы влияния Вашингтона, 98 из 100 американцев подумают, что речь идет о штате Джорджия, а не о какой-то далекой и неизвестной постсоветской стране на другом континенте. Это, кстати, если мы еще говорим о тех жителях США, которые знают, что в стране есть такой штат. А вот для Европы все немного иначе.

"В свое время Евросоюз достаточно успешно распространил влияние на Закавказье. Хотя тут стоит отметить, что географически этот регион вообще-то к Азии принадлежит, а не к Европе. Но для Брюсселя потеря влияния в Грузии, в том числе за счет закона, из-за которого и устраиваются в столице страны беспорядки, может стать ощутимой потерей.

Дело не в рынках сбыта. Грузия – не тех масштабов страна по потреблению, чтобы это было столь важно Евросоюзу. Дело и не в товарах, которые идут из этого государства в ЕС. Потеря влияния – это сам по себе удар.

В Европе неоднократно читали доклады, включая аналитиков из американский RAND Corporation, где четко говорилось, что в таких вопросах работает "принцип домино" – потеряете влияние в одной стране, следом его начнут оспаривать и в других государствах, где оно еще есть. Для Брюсселя плохо то, что такие процессы как принятие нашумевшего закона в Грузии проходят вообще без его согласия", – объяснил политолог.

Для Вашингтона в этом плане все проще. В данный момент руководству США не критично, куда, условно говоря, переместится Грузия – в состав России, Турции, да пусть хоть станет частью Китая.

"Крайне сложно сказать, насколько такие санкции со стороны Евросоюза отразятся на настроениях в обществе в Грузии, станет ли ее руководство реагировать и насколько сильно. Даже если бы я там жил, вряд ли смог бы однозначно на это ответить. В этом плане страну можно считать непредсказуемой. Сегодня можно сказать, что на следующий день будет, скажем, даже в Швеции. Но вот с Грузией все сложнее. Там даже при СССР советская власть на этой территории заканчивалась ровно тогда, когда заходило солнце. В тот момент там присутствовала не антисовесткая, а именно параллельная власть", – сказал Николай Межевич.

Наказать Тбилиси или сэкономить?

Директор Центра политического анализа Павел Данилин рассказал Baltnews, что готовящиеся рестрикции со стороны ЕС направлены на дестабилизацию Грузии. Безвиз для жителей этой страны имеет значение. Это важно и для достаточно больших групп внутри государства, которые завязаны на Европу. Есть многие, кто получают гранты от посольств Нидерландов, Британии, от неправительственных организаций из этих государств. В Грузии также работает "Фонд Аденауэра", активно выдает гранты посольство Германии.

"Надо не забывать и о Вашингтоне, позиция которого, конечно, тоже очень важна для Евросоюза. Брюссель не то чтобы просто копирует Вашингтон, но старается оставить в Грузии свое влияние. Это принципиальная позиция", – поделился мнением эксперт.

По его мнению, как только закон в Грузии будет принят, не исключено, что влияние иноагентов на жителей этой страны заметно снизится. Отсюда такая истерика и давление. Вдобавок ко всему происходящее показывает, что властям ЕС и США абсолютно плевать на суверенитет любой страны.

"Не могу прогнозировать, как будет развиваться ситуация в Грузии. Полагаю, что, скорее всего, власти этой страны, парламент, а точнее правящая партия, отступит, поскольку беспорядки могут вылиться и в столкновения", – считает Павел Данилин.

Пожалуй, единственная экономическая ограничительная мера – это заморозка выделения средств для Грузии из европейских фондов. Но без этого пункта вообще сложно было бы обойтись. И не потому что уменьшение финансирования различных реформ могло бы как-то повлиять на принятие закона, а потому что у ЕС банально заканчиваются деньги в этих самых фондах.

В апреле 2024 года Урсула Фон дер Ляйен рассказала, что из-за утечки капитала в США компаниям в ЕС не хватает денег для развития. По ее словам, отток капитала составляет примерно 300 млрд евро в год. В этом случае возможность не выплачивать какую-то часть обещанных денег Грузии из европейских фондов может показаться заманчивой перспективой.

Проблема в том, что никто из руководства ЕС почему-то не пытается обратить внимание на первопричину оттока капитала, который и привел к столь плачевному положению. Дело не только в том, что промышленность европейских стран, лишенная поставок более дешевого трубопроводного газа, медленно умирает. И не только в том, что протекционизм США нагло перетягивает производителей из Европы в Америку. Евросоюз, заморозив российские активы в 2022 году, а затем еще и начавший строить планы на присвоение прибыли от этих активов, показал себя очень ненадежным экономическим партнером.

Европейский Центробанк не просто так выступал против присвоения прибыли от активов РФ. Это серьезно влияет как на привлекательность евро как валюты, так и на инвестиционный климат. Только в апреле инвесторы вывели 10 млрд евро из фондов недвижимости. Автомобильная промышленность спешно перебирается в Китай или США.

Бежит даже частный капитал. Председатель Европейского совета Шарль Мишель уже нацелился на сбережения европейцев. По его словам, в ЕС насчитывается 33 трлн евро частных сбережений, и нужно "найти способы направить их в компании". О том, что это больше похоже на худшие практики из социалистического периода, в Европе не задумываются. Главное ведь найти деньги для спасения экономики ЕС. А для этого можно и "раскулачить" кого-нибудь. В том числе "провинившуюся" Грузию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме