Шоу панических атак и реплик: как Москва и Пекин испортили саммит ЕС

 Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин на торжественном приеме в Грановитой палате Московского Кремля, 21 марта 2023
© Sputnik / Павел Быркин

Алексей Языков

Встреча европейских лидеров получилась не такой, как ожидалось – вместо торжества единения в борьбе с "агрессивной Россией" паника из-за визита Си Цзиньпина в Москву.

Саммит глав государств и правительств стран Евросоюза, состоявшийся на днях в Брюсселе, вновь пошел не по плану. В повестке дня встречи не значились обсуждение взаимоотношений альянса с Китаем и конфликт между европейскими столицами из-за планируемого запрета на двигатели внутреннего сгорания. Но именно эти темы определили "настроение" саммита. Недавний визит лидера Китая Си Цзиньпина в Москву до крайности взволновал и обеспокоил европейский политический бомонд, напуганный перспективой дальнейшего сближения России и Китая.

А нежелание Германии поддержать ранее уже согласованное решение отказаться от традиционных автомобилей вызвал скандал и обвинения Берлина в "измене" зеленой политике Евросоюза. Считается – и, вероятнее всего, ошибочно, – что требование пожелавших все же спасти свою автомобилестроительную промышленность немцев вызовет похолодание в их отношениях с Парижем. Который выступает приверженцем запрета на двигатели внутреннего сгорания.

Полемика между президентом Эммануэлем Макроном и канцлером Олафом Шольцем, не вышедшая, впрочем, за рамки взаимных обвинений в нарушении обещаний, до определенного момента саммита держала многих в напряженном ожидании скандала.

Но Берлин продемонстрировал готовность уступить французам в их требовании придать атомной энергетике статус зеленой, то есть соответствующей климатическим целям Евросоюза, на чем настаивал Париж и против чего Берлин ранее возражал. Так что два европейских тяжеловеса, видимо, смогут договориться к взаимной выгоде.

Совсем другое дело – "китайская проблема". Встреча российского президента Владимира Путина и китайского лидера Си Цзиньпина, прибывшего в Москву с первым после его переизбрания на пост главы партии международным визитом, произвела на европейских лидеров почти шоковое впечатление.

Ряд глав правительств стран Евросоюза (например, премьер-министр Испании Педро Санчес) сразу засобирался с визитами в Пекин, чтобы не отстать от канцлера Шольца и президента Макрона. Канцлер в Китай уже съездил, а французский лидер собирается там вскоре побывать вместе с президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. И вся эта суета говорит сама за себя – Китай, пожалуй, еще никогда не был так важен для европейцев, как сегодня, когда международное сообщество все явственнее расходится по блокам, а отношения между этими блоками складываются не самые теплые.

Евросоюз, на словах выражая солидарность со своим трансатлантическим партнером, который склоняет европейские столицы к совместному торгово-экономическому походу против "коммунистического Китая", на деле прилагает немалые усилия, чтобы избежать конфронтации с Поднебесной. От которой, вопреки собственным декларациям и усилиям, экономически зависит все в большей степени. Будь то поставки жизненно важного для Евросоюза сырья, включая литий для аккумуляторных батарей, на которых построена практически вся "зеленая политика" Брюсселя, или взаимные многомиллиардные инвестиции.

К тому же Соединенные Штаты, провозглашая Китай "системным" и "стратегическим соперником" и призывая европейцев к борьбе с ним, сами успешно наращивают с "соперником" торговлю. По предварительным данным, в минувшем году торговый оборот двух стран превысил $690 млрд, достигнув тем самым исторически рекордных величин, несмотря на как бы продолжающуюся торговую войну. Евросоюз небезосновательно видит в этом двусмысленность и угрозу своим интересам.

Европейские политики засобирались в Пекин

Эгоистичная, по оценкам самих европейцев, новая экономическая политика Вашингтона, который миллиардными субсидиями и налоговыми льготами завлекает к себе передовые зеленые компании и технологии, поощряет частных и зарубежных инвесторов, настраивает Евросоюз скептически по отношению к призывам американцев вместе дать отпор Китаю. А тот, в свою очередь, демонстрирует намерение продолжить сближение с "опальной" Россией и тянет за собой многие развивающиеся страны.

В Брюсселе отчетливо представляют себе, чем грозит европейскому альянсу появление к востоку от него гигантского торгово-экономического блока (а в будущем, может быть, и военного), обладающего практически неисчерпаемыми ресурсами и монополией на добычу и производство некоторых жизненно важных для Евросоюза видов сырья и комплектующих.

США движутся сами по себе, не особенно принимая во внимание интересы европейских союзников, а отношения с "Большим Востоком" могут вдруг оказаться почти враждебными, если учесть позицию европейских столиц в украинском конфликте. Произнесенные в Москве Си Цзиньпином слова о наступлении новой эпохи прозвучали, возможно, для европейских лидеров если не как похоронный звон, то как сигнал тревоги.

Брюсселю приходится все больше беспокоиться о собственном будущем, тут не до мелочей вроде решения поставить Украине миллион снарядов, о которых так много и так громко говорят, рассказывая об итогах саммита в Брюсселе. На самом саммите и, как говорится, на его полях, на встречах в узком кругу о Китае и России говорили куда больше, чем о готовности "помогать Украине до тех пор, пока это потребуется" (кстати, словосочетание "до победы" как-то незаметно пропало из официальных фраз о поддержке Киева).

Визиты западноевропейских лидеров в Пекин декларируются как поездки ответственных политиков, озабоченных вероятностью поставок Китаем вооружений и иного рода поддержки России, "что может изменить баланс сил" в украинском кризисе. Утверждается, что "прочное партнерство между Китаем и Россией может привести к перерастанию войны на Украине в конфликт между правительствами стран НАТО и Пекином, а также Москвой". Утверждается, но не поясняется, каким же образом такое может произойти где-либо кроме как в воображении некоторых паникующих европейских лидеров.

Но объяснения для общественности и пропагандистские материалы в средствах массовой информации – одно, а реальная политика – это теперь в Европе часто совершенно другое.

Очень сомнительно, что прибывающие в Пекин европейские лидеры и в самом деле считают, что чего-либо добьются, убеждая там китайское руководство "не дружить с Путиным". А попытки угрожать Китаю санкциями в наказание за поставки России чего-либо военного или "двойного назначения" не только не принесут результата, но и могут привести к ухудшению отношений и проблемам для самого Евросоюза.

Вероятнее всего, целью поездок в Пекин стало выяснение того, на что там готовы пойти, отстаивая собственную точку зрения на "украинский кризис" и новое мироустройство. Раз уж китайский лидер побывал в Москве с демонстративным (для Европы и США) визитом, говорил там о наступлении новой эпохи, договаривался о выкупе российских предприятий, брошенных из-за санкций их западными владельцами, то, наверное, Пекин для себя выбор сделал.

Европейские обозреватели, конечно, правы, когда говорят о том, что Китаю очень важно сохранить нормальные торгово-экономические отношения с Западом (то есть с Евросоюзом, в торговле с США, судя по данным за прошлый год, все итак неплохо), но они глубоко заблуждаются, считая, что Пекин уступит какому-либо давлению или поддастся угрозам санкциями.

Саммит был использован для того, чтобы "поднять тревогу по поводу демонстративной поддержки Китаем Владимира Путина", европейские лидеры "не могут оставаться в стороне, пока Пекин и Москва укрепляют альянс, который рискует еще больше погрузить мир в кризис" (под "миром" имеется в виду, естественно, сам Запад).

Так комментировали обозреватели и официальные комментаторы встречу в Брюсселе, которая пошла не по плану. Вместо торжества единения европейцев, совместными усилиями "побеждающих" "российскую агрессию", получилось что-то напоминающее обмен паническими репликами. Высоким спросом у проамериканских журналистов пользуются комментарии прибалтийских лидеров, которые, судя по их словам, плохо понимают происходящее, но настаивают на каких-то решительных антикитайских мерах.

Представители Западной Европы, совершенно незаинтересованные в осложнении диалога с Пекином, высказывались куда как аккуратнее. "Президент Франции подчеркнул необходимость приложить все усилия, чтобы Китай не поддержал Россию и ее способность продолжать войну", – цитируют некоторые издания безымянного представителя Брюсселя. А премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель и вовсе призвал к продолжению взаимодействия с Пекином, чтобы попытаться сблизить позиции с китайцами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме