Отсутствие реальных успехов на поле боя толкает украинцев на отчаянные и порой бессмысленные решения. Контрнаступление пока так и не началось, но угрозы и обещания из Киева звучат регулярно. Одно из них – занять российские города, чтобы "вернуть свои территории". Об этом заявил представитель батальона "Азов" (запрещенная террористическая организация на территории России) Богдан Кротевич в издании The Washington Post.
Звучит грозно и многообещающе. Но как Украине поможет то, что ВСУ захватит какие-то поселки в Белгородской или Курской области? В этом нет военно-тактического смысла. Единственное, чего можно добиться такими действиями, – краткий подъем боевого духа у солдат и населения, который быстро пройдет, когда успехов на реальной линии фронта не будет. Впрочем, такими достижениями ведь еще можно перед западными кураторами похвастаться, а это для Киева зачастую самое важное.
Мифическое контрнаступление
Тема украинского контрнаступления раздувается западными СМИ уже несколько месяцев. Практически с начала 2023 года издания в "Незалежной", Европе и США регулярно обещают своим читателям, что ВСУ вот-вот отвоюют у России территории благодаря оружию, которое поставляется в Киев. Однако даже в конце апреля долгожданное контрнаступление так и не началось. Более того, в него уже не особо верят даже на Западе.
В Politico отмечают, что администрация Белого дома уже начала готовиться к тому, что произойдет в США, если весеннее контрнаступление Украины не оправдает ожиданий. Для Америки это чревато критикой как внутри страны, так и за ее пределами, ведь неудача Киева – это неудача Вашингтона.
Более того, официальные лица США уже проинформировали Украину об опасностях чрезмерного расширения амбиций и распыления своих войск. Напомним, такое же предупреждение было сделано президенту Афганистана Ашрафу Гани перед тем, как Америка вывела свои войска в 2021 году. Вот только украинское руководство, как и их коллеги из Афганистана, увещеваниям Вашингтона не вняли.
В The Washington Post вышла статья про боевиков батальона "Азов"*, которая должна была поднять боевой дух населения и армии Украины в целом. Однако силовики не смогли удержаться и, кроме уверений в своей полной готовности к контрнаступлению, рассказали о намерении захватывать небольшие российские города.
Речь идет о Брянской, Белгородской или Курской областях, ведь земли Донбасса, а также Херсонской и Запорожской областей, украинские силовики российскими не считают. Зачем Киеву понадобилось захватывать поселки в тылу, учитывая активные боевые действия совсем в другой точке карты? Учитывая отсутствие военно-тактического смысла в таком шаге, вариантов несколько.
Первый вариант "беспощадной украинской тактики" – банальная дезинформация, которая так же кратковременно воодушевит население страны. Конечно, когда российские территории останутся под контролем РФ, некоторые могут и расстроиться, но большинство жителей "Незалежной" даже не вспомнит, что еще недавно боевики "Азова"* что-то об этом говорили. Сегодня украинские чиновники и военные раздают столько обещаний, что все их запомнить просто невозможно. При этом запутать таким образом командование ВС РФ вряд ли получится. Военная разведка не полагается на информацию из СМИ и Москва не пошлет все силы на укрепление определенных городов, увидев обещание какого-то украинского боевика.
Второй вариант – ВСУ действительно попытаются отвоевать несколько российских поселков. Но не для того, чтобы затем в ходе переговоров обменять их на другие территории. Просто это будет очень красиво выглядеть на заголовках западных СМИ, а в Вашингтоне или Брюсселе смогут увидеть, что украинская армия делает успехи и продвигается. Пусть и не в ту сторону, в которую нужно.
Занять поселки в Курской или Белгородской области должно быть проще, чем отвоевывать Луганскую, Донецкую, Херсонскую или Запорожскую область. В этой части карты солдаты ВСУ рискуют завязнуть во втором Бахмуте или повторить судьбу того же батальона "Азов"* в Мариуполе. А вот если пойти в другую сторону, все может пройти намного проще. По крайней мере, так считают сами боевики.
К тому же, какой повод для ликования – ВСУ не просто отвоевывает "свои территории", но и занимает новые. Практически перехват инициативы в войне. И неважно, что захват поселков в той части карты не имеет военно-тактического смысла, и что украинских солдат выгонят оттуда уже через пару дней. Главное, что звучит красиво.
Впрочем, как рассказал в беседе с Baltnews руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, есть и третий вариант – подобные заявления необходимы для того, чтобы оказать воздействие на российское общество
"Главная цель – запугать население РФ, показать, что украинцы готовы наступать на территорию России. Все происходящее укладывается в такое понятие, как информационная война. Она ведется активно, и нужно отдать должное Украине – она умеет это делать. У власти в Киеве находятся представители шоу-бизнеса. Не только президент, но и вся его команда. Они умеют устраивать шоу, придумывать сюжеты вроде Бучи. И недавним заявлением они тоже пытаются создать обстановку, что российское общество испугалось и начало давить на власть с точки зрения окончания военных действий", – отметил эксперт.
Вольные разбойники XXI века
Учитывая, что США предупредили Украину об опасности чрезмерного расширения своих амбиций и распыления войск, инициатива по захвату поселков на территории РФ выглядит откровенно странно. Однако если посмотреть на историю "Азова"*, становится понятно, что она может не иметь отношения к официальному Киеву.
"Азов"* изначально был добровольческим батальоном, как и многие другие, сформированные в 2014 году. Наиболее известные из них – "Донбасс", "Торнадо", "Айдар", "Днепр-1", "Украина", "Батальон имени Шейха Мансура". Однако "Азов"* стал самым узнаваемым благодаря громким скандалам о нарушениях прав человека.
Для боевиков этого формирования конфликт стал местом, где можно не только проявить себя, но и отлично заработать. Жители Донбасса многократно свидетельствовали о мародерстве и грабежах со стороны боевиков "Азова"*. Ранее батальон состоял в составе патрульной службы милиции особого назначения МВД Украины, затем стал полком Национальной гвардии. Однако на деле это формирование практически не подчиняется официальным приказам.
Сегодня, как отмечают в The Washington Post, "Азов"* пытается восстановиться после тяжелых боевых потерь на "Азовстали" и надеется набрать 6500 новых бойцов. Более того, боевики уже отметили, что используют опыт, полученный в боях за Мариуполь, в будущем.
Возможно, опыт состоит как раз в том, чтобы больше не попадать в ситуацию, когда противник может зажать в "котел". Это ведь не с ополченцами Донбасса, которые еще недавно были мирными жителями, сражаться. Здесь уже нужно выходить против российской армии, попадая в очередную "Азовсталь" или в Бахмут. А вот попробовать занять поселки на территории РФ – весьма привлекательная мысль для боевиков. Риска явно меньше, чем на передовой, а вариантов наживы больше. Так что речь может идти о банальном набеге в стиле средневековых разбойников.
Как рассказал председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства", эксперт и участник Изборского клуба Юрий Самонкин, сегодня все внимание Киева сосредоточено на Бахмуте, Угледаре.
Однако батальон "Азов"*, который отличился на весь мир и теперь уже все понимают, что в нем состоят неонацисты, не входит в официальную юридическую систему министерства обороны Украины. Это формирование создавали олигархи для своих целей – устранения неугодных, захвата отдельных предприятий, разграбления инфраструктуры Донбасса. Эти же олигархи и спонсировали подобные батальоны. Естественно, в качестве последствий мы имеем самодурство и анархию со стороны таких боевиков.
"Скорее всего, речь идет о партизанской гибридной войне, когда такие батальоны проникают на территорию Воронежской или Брянской области и могут терроризировать местных жителей в сельской местности. Идти в наступление и захватывать поселки на территории РФ они не будут, это даже смешно. В этом случае боевики будут сразу же ликвидированы как радикальные террористы. Так что речь идет о партизанских угрозах, которые боевики "Азов"* будут проводить с целью наживы, а также чтобы показать свою значимость перед западными кураторами", – отметил эксперт в беседе с Baltnews.
Для Вашингтона перенос конфликта на территорию РФ – крайне нежелательный сценарий. Применение американского или европейского оружия в Брянской, Белгородской или Воронежской области – прецедент, с которым в дальнейшем придется разбираться. Но проблема в том, что если официальный Киев США еще могут контролировать, то вот что делать с "добровольческими батальонами" всех мастей, неизвестно. Это вооруженные формирования, которые привыкли убивать и грабить, не отчитываясь перед Министерством обороны. И вряд ли они согласятся выполнять приказы Киева, особенно если командование захочет снова отправить их в горячую точку, а не туда, где можно заработать легкие деньги.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
* – террористическая организация, запрещенная в России