За 2023 год отношения Польши и Украины прошли множество препятствий. Но сказать, что это только укрепило их, нельзя. Варшава прошла путь от самого преданного союзника, который разделяет идеологию Незалежной, до осторожного соседа, который не стесняется искать свою выгоду в любом вопросе и показывать собственную двуликость.
Генеральный секретарь Североатлантической организации Йенс Столтенберг сообщил, что НАТО создаст в Польше тренировочный центр, где украинские военнослужащие смогут обучаться совместно с солдатами Альянса. И для Киева, где катастрофически не хватает офицеров, это очень хорошая новость.
Но одновременно с этим польские активисты продолжают блокировать КПП на границе с Незалежной, угрожая еще сильнее ужесточить свою "акцию", а власти ничего с этим не делают. Так кем же Польша приходится Украине? Другом или все же склочным соседом?
Блокаду блокадой вышибают
Протесты польских дальнобойщиков начались еще в 2023 году. В ноябре перевозчики заблокировали три КПП на границе с Украиной – "Ягодин – Дорогуск", "Карковец – Корчева" и "Рава-Русская – Гребенное". Затем к этому списку добавилось КПП "Медика – Шегини". Потом еще и "Угринов - Долгобычев" и "Зосин - Устилуг".
Постепенно блокада расширялась, периодами становясь круглосуточной. Примирить польских дальнобойщиков с несправедливой реальностью (когда их коллеги из Незалежной получают привилегии и демпенгуют на рынке перевозок) не смог даже тот факт, что из-за их блокады в соседнюю страну хуже поступает гуманитарная помощь.
На данный момент более трех тысяч грузовиков стоят в очереди на польско-украинской границе. Такую цифру назвал представитель Госпогранслужбы Незалежной Андрей Демченко. Только на КПП "Краковец - Корчева" скопилось уже 1750 грузовиков, ожидающих возможности проехать в сторону Украины. На остальных пунктах пропуска своей очереди ждут еще около 1400 фур. Между тем, в сутки на одном КПП пропускают примерно 45 грузовиков. Разумеется, очередь становится только больше день ото дня.
Ситуация осложняется тем, что в начале февраля к польским дальнобойщикам присоединились аграрии, которые тоже начали масштабные действия по блокаде границы с Украиной. Фермеры потребовали ограничить (а лучше вообще запретить) ввоз дешевой сельхозпродукции из соседней страны, которая подрывает основы рынка в Польше.
Что могли сделать украинцы, оказавшись в подобной ситуации? Претензии поляков сформированы очень четко – они страдают из-за огромного количества льгот и послаблений, сделанных ЕС украинским бизнесменам. Но вместо того, чтобы попытаться договориться, пообещать вести себя более добросовестно (демпинговать не так нагло и открыто), украинцы решили нанести ответный удар. А именно – ввести блокаду уже со своей стороны. Видимо, думая, что клин клином вышибают. Жаль, что в политике так не работает.
Накануне пункт пропуска "Ягодин – Дорогуск", только уже с украинской стороны, заблокировали 15 грузовых авто и 20 легковых машин. Активисты заявили, что будут полностью блокировать границу. Но не для того, чтобы отстоять какие-то свои права. По их словам, все это делается с одной целью – "чтобы поляки, возвращаясь домой, тоже стояли в очередях".
Поможет ли такое поведение? Вряд ли. А вот усилить кризис украинская блокада может. В конце концов, если граница между этими странами полностью закроется, Польша выживет. А Украине придется нелегко.
"Множество стран ЕС охвачено протестами фермеров и Польша в том числе. Они подготовлены двухлетней политикой свободного ввоза товаров из Украины, поэтому сейчас я бы не ожидал, что польские фермеры успокоятся. Для них блокировка грузов из Украины – вопрос жизни и смерти. К тому же они за последние 6-8 месяцев убедились, что если вы имеете запрет на ввоз сельхозпродукции из Украины, то это не означает, что такое продовольствие к вам, в конечном счете, не попадет", – сказал Baltnews экономист, директор Института нового общества Василий Колташов.
"К примеру, по бумагам оно якобы попадает на территорию Германии, а потом возвращается в Польшу, но уже в качестве немецкого или, скажем, итальянского зерна. И ничего с этим в рамках европейского законодательства сделать нельзя. Единственный способ защиты – блокада на украинской границе. Но есть ли способ защиты всех европейских фермеров? Это закрытие границы с Венгрией и с Румынией. В определенном смысле работать еще есть с чем, поэтому блокады будут только усиливаться", – добавил он.
По его мнению, блокада может носить пока что умеренный характер, но украинцы, отвечая резко на все эти действия и организовывая свою блокаду, провоцируют фермеров в ЕС на усиление активности. Фермеры в ЕС заметили, что еврократия не открыла специальный коридор для украинского зерна, а просто запустила его бесконтрольно на территорию Старого света. Можно же было в запломбированных фурах и вагонах везти сельхозпродукцию до Гамбурга или Геную, после чего его оправляли бы в другие страны. Но этого не сделали.
Европейские фермеры поняли, что наднациональные структуры ЕС де-факто, бьют именно по ним, хотя должны были защищать. Возможно, считает Василий Колташов, это делается с целью перераспределения земли в Европе в пользу американских корпораций. Хотя это не в ближайшее время, а чуть позднее.
Проблема Брюсселя, польского, венгерского и румынского правительств в том, что фермеров, конечно, и можно было бы разогнать, снимая блокаду для грузовиков из Украины. Но в Старом свете все, что связано с Незалежной, стало уже настолько раздражать население и бизнес, что национальные политики не рискуют вмешиваться в процесс. Именно поэтому полиция в Польше и настолько лояльно относится к выходкам своих фермеров.
"Это хорошо демонстрирует противоречия между национальными правительствами и Брюсселем, который как раз и не против украинского зерна. Для самих же украинских фермеров вся эта ситуация очень болезненная. Они первоначально в 2022 и 2023 гг. оценивали свое положение как довольно комфортное. Да и верхушка – политизированые олигархи – обогащались за счет того, что ЕС убрал все ограничения со своего рынка. Однако теперь ситуация для всех них становится критической, тем более в условиях, когда экономика всецело стоит только за счет "европейских подпорок", а самостоятельно уже существовать не может", – поделился мнением Василий Колташев.
Все для украинцев… которые будут подальше от ЕС
Как сообщил Йенс Столтенберг, НАТО создаст центр тренировки военных, совместно с Украиной. По словам генсека Североатлантического альянса, в этом центре украинские солдаты смогут делиться опытом, полученным в ходе боевых действий со своими коллегами из НАТО. Находится этот центр должен в польском Быдгоще. Что произойдет с подобным проектом, если украинские активисты продолжат блокировать границы просто для того, чтобы отомстить европейским перевозчикам? Ну, этот центр как минимум перенесут на менее удобное место в другую страну НАТО.
Конечно, для Польши создание тренировочного центра Альянса на своей территории тоже выгодно. Во-первых, любые проекты НАТО неплохо финансируются. Во-вторых, это шанс еще и избавиться от украинских беженцев. Владимир Зеленский не просто так регулярно напоминает европейским чиновникам, что на их территории находятся мужчины призывного возраста из Украины. Некоторые страны, в том числе Польша, возможно, были бы не против отправить выходцев из Незалежной обратно на родину, пусть и прямиком в окоп.
Политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский в комментарии для Baltnews особое внимание обратил на тот факт, что заявление о тренировочном центре для украинских военных в Польше прозвучало не от главы Минобороны этой страны и не от премьер-министра, а от генсека НАТО.
"Кто сказал, что это будут те украинцы, которые сейчас перестреливаются с российской армией? Это вполне могут быть те граждане Незалежной, которые убежали в Европу. Сколько раз мы слышали от еврочиновников, что украинцы якобы за Европу воюют? Видимо, надо лучше это делать. Для этого им и предоставляют центр для подготовки. Эдакая платформа для экспедиционного корпуса. Тут речь идет не об интересах Польши, а об общеевропейских интересах", – пояснил эксперт.
По мнению Станислава Стремидловского, Польша не особо против, поскольку ее руководство все чаще говорит о необходимости вкладываться в европейскую оборону: развивать ВПК, инвестировать в производство оружия, расширять армию.
Варшава неоднократно поднимала тему военного Шенгена, который позволял бы военнослужащим без бюрократических преград быстро пересекать границы стран ЕС, включая транспортировку тяжелой техники. С этим, кстати, у НАТО уже давно проблемы.
"По сути, создание такого центра для украинских военных – это не забота о Киеве, это милитаризация Европы. Именно поэтому все это вообще никак не конфликтует с политикой Польши по отношению к Украине в плане блокады границ. Кстати, если мы говорим о польских фермерах, то для них вопрос запрета украинской продукции –лишь составляющая более масштабной претензии к польскому руководству. Есть ведь еще претензия к политикам по поводу условий "зеленой сделки", которые заставляют фермеров серьезно тратиться, не получая ничего взамен", – отметил политолог.
"Более того, фермеры хотят не только механизмов, преграждающих путь украинской сельхозпродукции, но и для поставок из других стран. Из-за конкуренции польские работники агро-промышленного комплекса не могут нормально заниматься выращиванием мясо-молочной продукции. Радикальные меры именно против украинских поставок – яркий элемент давления, который фермерам сегодня задействовать проще и быстрее всего. Цель – заставить руководство Польши отстаивать свои позиции перед Брюсселем максимально жестко", – добавил он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.