Документальный фильм израильского режиссера, бывшего рижанина Бориса Мафцира "Ящички памяти" о Холокосте в Латвии был снят в 2017 году, но я его увидела только на днях по ссылке одной из участниц дискуссии под моим постом на Facebook* о книге "Записки Эльмара Ривоша". Я очень ей признательна, фильм, и правда, пронзительный, он многое объясняет и не только из прошлого, но и настоящего тоже.
Автор фильма нашел прекрасных сотрудниц исторических архивов, которые уже много лет занимаются восстановлением имен и судеб еврейских граждан Латвии, сгоревших в горнилах латвийского Холокоста.
Израильский режиссер совершил путешествие в еврейское прошлое Латвии, пообщался с местными краеведами, историками, выжившими узниками гетто. Он увидел все их глазами, показал нам довоенные латвийские городки, в которых вполне мирно уживались евреи, латыши, русские, немцы. Пока в один день к ним не зашли новые хозяева и не назначили евреев виновными во всем. Неважно даже, в чем. Виновны лишь своим фактом существования.
Вместе с автором фильма мы как бы побывали в десяти таких провинциальных городах и местечках Латвии, красивых, уютных, абсолютно мирных, которые мы с вами тоже хорошо знаем и любим. Часто приезжаем сюда, чтобы полюбоваться местными красотами, уютными улочками и площадями.
Чудная Рига, милая Кулдига, Талси, Лудза, Бауска, Лиепая... Прейли, где установлен памятник еврейской общине. До войны в Прейли евреи составляли большинство населения, была даже такая присказка "Прейли, Вышки, Рибинишки – все еврейские городишки". Практически все евреи в Прейли были уничтожены в первые же дни войны. И возродиться здесь еврейская община так и не смогла.
Не скрою, местами я не могла сдержать слез, да и сейчас с трудом. Но вот смотрю я, как в Талси краевед Антра Грубе, написавшая книгу об истории евреев этого города, показывает Борису Мафциру улицы и дома, где когда-то они жили:
"Вот там был дом Фрйдбергов, Хазов, Калмейеров, там – Блумберга. Здесь – гостиница Херцбергов, – рассказывает она. – Они все были местными жителями, были нашими соседями и друзьями".
И что-то мне как-то не по себе. И не только потому что мне, естественно, до боли жаль несчастных моих соплеменников, убиенных в основном руками своих же собственных латышских сограждан или при их активном участии. Или молчаливом согласии.
В памяти всплыли слова одной женщины, пережившей Холокост:
"Вы знаете, все происходило как-то постепенно. Начиналось все с простых вещей. Вот приняли какой-то закон, ограничивающий права евреев, точнее, отделивший права евреев от прав немцев. Потом начинались общественные разговоры о том, что во всем виноваты евреи. Конечно, казалось странным, что высказывания не встречали никакого противодействия. Потом нам всем предложили переселиться в одно место. Но никто не запрещал нам сначала выходить из гетто. Потом начали постепенно ограничивать. Потом начали убивать, но убивали только тех, кто нарушал правила, а тех, кто не нарушал правила, тех не трогали. И потом … Этот кошмар нарастал постепенно".
Да, я знаю, что многих евреев почему-то коробят любые попытки сравнивать с Холокостом дискриминацию в отношении того или иного этноса. Но я этого не понимаю и не принимаю. Мне неважно, против какого народа направлено ограничение прав человека по национальному, лингвистическому, географическому или какому-то иному признаку – против армян ли, цыган, русских, немцев или украинцев.
Я считаю дискриминацию признаком геноцида, это у меня навсегда записано на уровне генетической памяти. Поэтому, когда в Латвии и других странах несколько лет назад начали запрещать русский язык, вымарывая его из названий улиц на табличках, когда русским детям не разрешили в русских школах учиться на родном языке, когда чиновники, продавцы, врачи, полицейские не желают даже со стариками говорить на их языке, а то и лечить их или просто обслуживать, когда на лекарственных упаковках заклеивают надписи на кириллице… Да, я называю это геноцидом. И вся моя наполовину еврейская кровь кипит при этом от возмущения и внутреннего протеста.
И сейчас, когда в отношении обычных россиян, как в гитлеровские времена, применяется, по сути, принцип коллективной вины, это вызывает у меня решительный протест.
Давайте уж скажем прямо – сегодня русских гонят и гнобят по миру, как когда-то нас, евреев, при одобрении и поддержке мирового сообщества. Или при их молчаливом согласии. Или – при их трусливом молчании. Русским перекрывают счета в банках, отменяют концерты и выступления на соревнованиях, им отказывают в покупке недвижимости в других странах и продлении видов на жительство, собирают подписи за лишение их имущества и сбережений в банках.
И вот – им уже запрещают въезд в зарубежные страны даже при наличии шенгенской визы в паспортах! Но разве что пропустят тех, кто откажется от своей родины и оближет пинающий их сапог… Все происходит как-то постепенно, не так ли?
Люди, куда уж дальше? Это же просто мерзко! Пора остановиться. Мы погружаемся всем миром в страшный коричневый мрак, постепенно теряя человеческие черты. Мы действительно готовы мириться с дискриминацией, геноцидом, явными нарушениями прав человека, если это касается русских? Неужели история, в том числе и рассказанная в этом фильме, так ничему наш мир не научила, и он готов снова наступить на те же грабли? А ведь готов, если перечитать предыдущий абзац…
Поэтому и не по себе мне после путешествия в Еврейское прошлое Латвии. И когда уважаемая Антра с печалью в голосе перечисляет еврейские фамилии уничтоженных во время геноцида жителей Талсы, мне в мозг стучит крамольная мысль – а не будет ли ее дочка или внучка лет через 20-30 с такой же грустью рассказывать о другой общине? Которой пока только запрещают в публичных местах говорить на родном языке…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.