Когда смотришь художественные фильмы о Второй мировой войне или военную хронику, невольно задаешься вопросом: каким образом один или несколько вооруженных конвоиров могут вести десятки, сотни людей к месту, где, как известно заранее, им уготована смерть?
Как им удается подчинить своей воле этих людей и заставлять ложиться в выкопанные рвы, покорно ожидая своей участи? Ведь они, имея значительный перевес, даже будучи безоружными, могли бы расправиться с немногочисленными охранниками, пусть даже и ценой нескольких жизней, но и не всех?
Ответ на этот вопрос пугает своей простотой. Во-первых, люди банально морально подавлены и не верят в свои силы. Во-вторых, у них нет лидера, способного координировать действия остальных, а главное – внушить им ту самую веру в себя. В-третьих, человек склонен до последнего момента верить в то, что он не разделит участь соседа.
К сожалению, этот же ответ объясняет то, что происходит сегодня с советскими памятниками и русскими/русскоязычными жителями Прибалтики.
Вместо русской культуры – "культура отмены"
Сравнение с событиями Второй мировой и, в частности, Холокоста может показаться излишне драматичным. Действительно, русских в Латвии и других странах Балтии не гонят в газовые камеры. И все же все русское последовательно стирают все 30 лет "независимости". Русских постепенно ограничивают в правах, загоняют в угол, заставляя забыть о языке и идентичности, отменив русскоязычное образование, отменяя русское историческое и культурное наследие.
Поощряется ненависть к тому, что относится к "русскому миру". Так, политики от входящего в правящую коалицию Латвии праворадикального Нацобъединения без последствий для себя регулярно выдают в публичном пространстве высказывания, граничащие с разжиганием межнациональной розни. В то же время межнациональную рознь легко находят в том, что пишут русскоязычные журналисты и общественные деятели. Вспоминается уже набившее оскомину ироничное высказывание: "Это другое, понимать надо!"
В Прибалтике еще в 90-х начали избавляться, и достаточно успешно, от доставшихся от СССР промышленных предприятий ради вступления в ЕС. Теперь в этих странах приступили к сносу памятников советским воинам. От "отмены" культуры власти Латвии, Литвы и Эстонии, пользуясь предлогом, который им предоставила российская спецоперация на Украине, перешли к уничтожению вполне себе материального наследия, а уж там – как знать…
Казнь Освободителей
В этот самый момент, когда пишутся эти строки, в Латвии проводят работы по сносу Памятника советским солдатам, освободившим Ригу от гитлеровцев в 1944 году. Техника уже работает на территории парка Победы. Во вторник, 23 августа, экскаватор демонтировал ступени у подножья монумента. Скоро должны приступить к осушению пруда.
К демонтажу приступили в символический для прибалтийских элит день – 23 августа, день подписания Пакта Молотова–Риббентропа.
В Европе этот день объявили днем памяти жертв сталинизма и нацизма. Сталинизм – на первом месте. Европарламент приравнял эти два понятия, а де-факто, по крайней мере, в странах Балтии, борцов с нацизмом считают хуже самих нацистов.
От Памятника в Парке Победы избавятся варварским и унизительным способом: как сообщили городские власти, его не разберут сверху вниз, как это делается обычно, а повалят на землю. Выбор такого способа объясняют "напряженными сроками". Мэр Риги Мартиньш Стакис заявил, что после сноса монумент будет уничтожен как "не представляющий художественной ценности" – якобы так решил так называемый Музей оккупации. Впрочем, директор музея Солвита Виба заявила, что учреждение не оценивало монумент с точки зрения художественной ценности, потому что не имеет таких полномочий. И все-таки глупо надеяться на то, что Памятник сохранят даже частично.
Подготовка к сносу Памятника в Пардаугаве началась утром. Как сообщило Латвийское телевидение, рабочих привезли на микроавтобусе с литовскими номерами. Ни руководитель, ни работники не говорят по-латышски – что само по себе должно быть страшно для "нацпатриотов", но для такого дела можно и закрыть на это глаза.
Фирму Рижская дума, понятное дело, не назвала, но известно, что руководитель работ говорит по-русски с литовским акцентом, все остальные рабочие – с украинским. Полиция, впрочем, общаться с ними запрещает. Выбор украинцев в качестве исполнителей понятен – можно представить себе, с каким энтузиазмом они возьмутся за это грязное дело.
Акцию протеста власти, разумеется, не разрешили. Тем не менее у монумента вечером в понедельник собрались недовольные предстоящим демонтажом. Правда, речь идет о нескольких десятках (до сотни) протестующих, из которых полиция задержала не менее семи. Так что о массовости протеста говорить едва ли приходится. Еще одна акция была назначена на вечер вторника, однако пока приходится констатировать, что события развиваются по тому же сценарию, что и в Нарве, где снесли памятник танку Т-34 – любимому символу жителей самого русского города Эстонии и Прибалтики вообще.
Следует понимать: в Латвии сейчас сносят не просто памятник – сносят, прежде всего, символ русского духа и русской общины. Уничтожают память о Победе в Великой Отечественной. Русским дают понять: у вас здесь нет прав, это не ваша земля. И уж тем подавно ничего не значит ваше мнение. Так выглядит националистический реваншизм. Не хотелось бы напрасно пугать читателя, но так часто начинаются войны.
Не памятниками едиными
Впрочем, на сносе материального наследия, то есть памятников, судя по новым инициативам, там останавливаться не собираются. Так, в Латвии начат сбор подписей за "добровольную, оплачиваемую государством депортацию лояльных России жителей в Россию".
Автор инициативы Олег Задорецкий отмечает, что в стране проживают лица, которые более лояльны к России, чем к своей республике, но в силу финансовых обстоятельств не могут позволить себе переехать. Инициатор поясняет, что часть латвийцев "не видят себя частью общества суверенной, демократической Латвии, а скорее ассоциируют себя с российским обществом". А ведь могли бы и интегрироваться (читай – стать латышами) – за 30 лет-то!
Вспоминается Геббельс: "Национал-социалистическая партия не унизится до организации выступлений против евреев. Но если на врагов Рейха обрушится волна народного негодования, то ни полиция, ни армия не будут вмешиваться".
В понедельник, 22 августа, когда проходила первая акция протеста против сноса памятника, неподалеку от монумента были замечены молодые люди, один из них держал в руках плакат "Чемодан, вокзал, Россия". Как бы с намеком на то, что отправляться туда должны все, кого не устраивает уничтожение памятника.
Вопрос, почему в Россию должны отправляться те русские, для чьих предков Латвия является родиной, разумеется, не задается. К слову, у молодых людей (по крайней мере, одного) русское имя и фамилия (Дмитрий Соловейчик). Это показывает, как эффективно работает практика "облатышивания".
После таких новостей можно сказать: русские сейчас на положении евреев в Рейхе, или дело идет к тому. Мысль о будущих концлагерях для "неправильных жителей" больше не кажется такой уж нереалистичной.
Среди приехавших в Прибалтику "западенцев" из Украины и местных нацпатриотов популярен нарратив: дескать, советские депортации – это, конечно, ужас и преступление, но депортировать людей в Россию – это демократично и правильно, ведь они потомки "кровавой гэбни", которая устраивала "коммунистический геноцид". И невдомек этим людям, да они и не хотят знать: русские живут в Прибалтике очень давно – дольше, чем хотят признавать политики и СМИ. Начиная еще со староверов, которые туда переселялись, и периода Российской империи, и заканчивая периодом после 1940-го года. В Прибалтику приезжали советские рабочие, врачи, учителя, инженеры, чтобы строить порты, заводы, электростанции и другие объекты.
Таких вырусей, описанных выше, – людей с русскими корнями, но ненавидящих все русское и не желающих иметь что-то общее с русскими – уже достаточно много. "Би-би-си" на русском писал о "русскоязычном майоре Национальных вооруженных сил Латвии Анатолии Дерюгиным", готовом убивать русских.
На Украине уже есть поколения агрессивно настроенных по отношению к России. Теперь, когда не оставляют возможностей для образования на русском языке, когда власти уже уничтожили памятники – своего рода места силы для русского самосознания, в Прибалтике таких будет только больше. Взращивание ненависти не сулит ничего хорошего ни России, ни Латвии, Литве или Эстонии.
Что делать с уничтожением русских символов
В теории возможность оказать сопротивление есть даже у узников концлагеря. Но на практике далеко не всегда это сопротивление есть. Случай Собибора или восстание в Варшавском гетто – исключение. Чтобы произошло восстание, нужна какая-никакая структура, нужен лидер. Таких лидеров в Прибалтике не наблюдается – за 30 лет всех более-менее выдающихся политиков, активистов зачистили.
Даже молодой парень Александр Дубьяго попал под уголовное преследование, а ведь он только развернул у Памятника освободителям российский флаг, что формально не является даже административным нарушением. Партию, которая хоть как-то пытается отстаивать интересы русских в Латвии, пытаются запретить законодательно.
Поэтому акций, когда люди массово будут отбивать памятники от полиции, не будет. В таких условиях к чему-то призывать самоубийственно. И для отдельного человека, и для партии. А людям в Риге и Нарве есть что терять, и глупо призывать их жертвовать собой и близкими, даже если бы была гарантия, что это что-либо изменит. Русские оказались в незавидном положении, когда любое действие, как и бездействие, только ухудшит положение. По этой и другим причинам памятники вряд ли удастся спасти.
Теоретически можно утешиться тем, что не существуют долго государства, живущие не созиданием, а лишь разрушением. За примером далеко ходить не надо – это те же прибалтийские этнократические диктатуры в первой половине XX века. Они саморазрушились, оказавшись никому не нужными. То же ждало бы Латвию, Литву и Эстонию сегодня, не будь защиты НАТО и дотаций Евросоюза. Плохая для этих стран новость в том, что финансовый поток и раньше хотели сократить, а теперь, когда ЕС явно не страдает от избытка денег, угроза "прикрытия лавочки" выглядит все более реалистично.
Но и России не следует надеяться, что все как-нибудь образуется само, не следует ничего делать. "Гражданам России в Латвии будет больно, но такова цель", – сообщила парламентский секретарь ведомства Занда Калниня-Лукашевича, комментируя фактическую отмену новых ВНЖ для граждан России. В той же Латвии Россию признают "страной – спонсором терроризма". Нужно об этом помнить и учитывать при принятии решений.
Если нет возможности "сделать больно", можно как минимум не поощрять политику, проводившуюся в этих странах. Пока в странах Балтии строились военные базы "самого миролюбивого" альянса и принимались дискриминационные в отношении русских и РФ законы, Россия приносила в их бюджет большие доходы – та же банковская деятельность и особенно транзит.
Следует иметь чувство собственного достоинства, свой предел нормы, иметь силу, достаточную для того, чтобы его подкреплять на деле. Иначе как можно рассчитывать на то, чтобы с тобой считались?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.