Страны Европы, в том числе балтийские республики, продолжают с опасением смотреть в завтрашний день – цены на продукты питания как росли, так и растут, продовольственную помощь хотят раздавать уже не только бедным, а счета за отопления вот-вот добавят в эту картину еще больше темных красок.
Однако латвийские языковые ревизоры с подачи политиков решили, что сейчас самое подходящие время лишить работы еще больше людей, ведь они – русские. Поэтому Центр госязыка вновь пошел по школам и детским садам с проверками на предмет владения педагогами латышским языком. Как заявили в самом ведомстве, за сентябрь-октябрь этого года проверили около 300 учителей.
В качестве прелюдии на данном этапе 52 из них были отстранены от работы с лишением заработной платы на три месяца. Учителям предписано за этот срок улучшить знания госязыка и сдать его повторно. В случае, если владение латышским вновь не устроит проверяющих, преподавателя уволят из школы навсегда. Работать в образовательных учреждениях он больше не сможет – только если самостоятельно и за свой счет сдаст латышский на требуемую категорию.
Отметим, что от сотрудников сферы образования требуется владение госязыком на уровне C1, что является довольно высокой планкой, учитывая то, что C2 – уровень носителя языка. Таким образом, русскоговорящие педагоги должны практически в совершенстве говорить и писать на латышском.
К слову о самой процедуре проверки – запись экзамена не ведется. При подаче апелляции и попытке оспорить вердикт инспектора нет ни одного задокументированного подтверждения тому, что происходило на самом деле во время экзамена – что ты говорил, какие вопросы задавались, а также сколько длилась сама проверка.
Как рассказали в беседах с Baltnews сотрудники сферы образования, по понятным причинам пожелавшие остаться неназванными, с некоторыми из них ревизоры говорили по полтора часа. Процедура, очевидно, нелегкая.
Новый закон и проверки
Напомним, 25 октября этого года вступили силу поправки к Законам об образовании и о всеобщем образовании, которые устанавливают более жесткие требования владения госязыком к руководителям образовательных учреждений и преподавателям (C1).
В Саласпилсскую основную школу пришли прямо в день вступления в силу этих поправок и отстранили от работы пять педагогов. В Рижской 40-й школе инспекторы также сочли недостаточно высоким уровень владения госязыка у пяти преподавателей. В Даугавпилсе отправили "домой" учить латышский 24 воспитателей детских садов. Более подробных данных о тех, кто сдал, а кто нет, Центр госязыка пока не предоставил. Однако в ведомстве заявили, что в сентябре и октябре проверку не прошел каждый шестой педагог.
В свою очередь, Минобразования отрицает свою причастность к проверкам, несмотря на то, что именно ведомство было автором поправок. Как объяснили чиновники, экзамен проводит Центр госязыка и даже не информирует их о результатах.
В то же время латвийские школы получают разъяснительные письма от Департамента образования, культуры и спорта Рижской думы. В них говорится, что поправки к Законам об образовании определяют не только ограничения на работу учителей, но и директоров.
В частности, работать педагогом имеет право лицо, владеющее и использующее государственный язык на уровне, "необходимом для выполнения профессиональных и служебных обязанностей, установленных нормативными актами". Кроме того, запрещается принимать на работу педагога, который владеет латышским языком на уровне ниже C1.
Руководителям образовательных учреждений надлежит отстранить от работы тех учителей, которые не сдали латышский на соответствующую категорию, пишет Департамент Рижской думы.
Перевод образования на латышский и нехватка учителей
За последние четыре года Центр госязыка выявил 396 педагогов, которые не владеют госязыком на высшем уровне, хотя имеют подтверждающий документ.
В 2019 году недостаточно хорошо знали латышский 75 учителей, в 2020 году – 41 преподаватель. В прошлом году стало известно еще о пяти таких педагогах, а в нынешнем году, по данным за период с января по апрель, проверяющих не удовлетворил уровень госязыка 114 педагогов, сообщила Государственная служба качества образования (ГСКО).
Кроме того, в июле этого года выяснилось, что в среднем от 10 до 30% учителей в школах нацменьшинств владеют госязыком на недостаточном уровне.
По данным ГСКО, в 2021 году только 235 человек получили сертификат о владении латышским на уровне C1. Было еще 225 претендентов, которые сдать экзамен не смогли.
Несмотря на эти факты, латвийские власти затевают перевод всего образования на латышский язык: с 1 сентября 2023 года обучение в детских садах и школах будет проходить только на латышском.
В свою очередь, сотрудники сферы образования указывают, что в настоящее время в Латвии недостаточно ресурсов для успешного перехода на госязык. А именно – не хватает учителей и другого персонала, не хватает даже учебников для нацменьшинств. Несмотря на это, в планах латвийского руководства увольнять педагогов пенсионного возраста. Интересно, хоть до кого-то в Латвии доходит, что они делают с системой образования? Думается, что нет.
"Все планы действий Министерства – отправлять на пенсию тех, кто достиг пенсионного возраста, избавиться от тех, кто не владеет госязыком <…> У нас будет все больше и больше проблем. Муниципалитеты могут предоставлять учителей только в той мере, в какой это возможно. Мы не можем создавать педагогов", – заявляла представитель Союза самоуправлений Латвии Кристине Кинча.
О том, что у некоторых педагогов есть проблемы со знанием латышского языка, было известно давно, но сообщалось об истинных масштабах проблемы. Проверки школ проводятся с 2014 года. Ревизоры почему-то решили, что присоединение Крыма к России – отличный повод уволить десяток-другой русских учителей. Потом был COVID-19, и Центр госязыка немного сбавил обороты. Но спецоперация России дала поборникам тотальной латышскости повод с новыми силами обрушиться на неугодных.
"И что мы будем делать"?
Так что же планируют делать латвийские преподаватели в сложившихся условиях? По словам тех, с кем Baltnews удалось поговорить, большинство намерены пройти тестирование, а в случае увольнения – искать другую работу.
"В случае, если мы все будем уволены на три месяца, все мои коллеги будут пробовать пройти курсы и в дальнейшем как-то сдать язык. В противном случае, если со второго раза не получится нам сдать экзамен, то будем искать другую работу. Потому что мы больше не сможем работать в сфере педагогики", – сказала учитель одной из латвийских школ.
"Только одна из моих семи коллег, может быть, покинет Латвию и будут работать за рубежом. Другие планируют остаться в Латвии, но на другой работе", – добавила она.
Остается только гадать, какая судьба ждет педагогов, которые экзамен по латышскому языку все-таки не сдадут. А что будет с теми, кто еще не достиг пенсионного возраста? Без средств к существованию и с гречкой по 3,29 евро за килограмм перспективы кажутся совсем не радужными.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.