Перезагрузка латвийской партии "Согласие" где-то между небом и землей

Конгресс партии "Согласие"
© Sputnik

Петр Сологуб

Несмотря на прогнозы, латвийской партии "Согласие" удалось не распасться. Сегодня политическая сила начала осторожно смотреть в будущее и планировать свое возвращение.

Угроза полного развала латвийской партии "Согласия" миновала или, как минимум, отсрочена. Вопреки прогнозам, ей удалось не распасться, что позволяет партии с осторожным оптимизмом заглядывать в будущее и даже вынашивать планы по восстановлению утраченных позиций. Цели новым руководством поставлены, задачи определены, и теперь вопрос в том, сумеет ли "Согласие" путем хитроумных комбинаций и подковерных договоренностей воплотить их в жизнь.

Спасайся кто может!

Оглушительный провал "Согласия" на выборах в 14-й Сейм удивил разве что его лидеров, сладко почивавших на перине былой популярности. Уверившись, что альтернативы "Согласию" для русскоязычного избирателя нет, они предавали свой электорат уже давно, но в последний год – с особым пылом. Молчали в тряпочку по поводу тотального перевода школ на латышский язык, в упор не видели уничтожение советских памятников, гневно потрясали кулаками в сторону России за спецоперацию на Украине – и довели своей гуттаперчивостью до того, что "Согласие" в глазах людей превратилось в "Соглашательство".

В итоге электорат партию на выборах прокатил. Причем с позором. Она даже не смогла переползти пятипроцентный барьер, словно речь шла о партии-неофите, а не о мастодонте латвийской политики, не знавшем поражений.

Перед лидерами партии встали два сакраментальных вопроса – кто виноват и что делать?! Добровольно взяв на себя роль козла отпущения, многолетний председатель "Согласия" Янис Урбанович подал в отставку, а остальные влиятельные персоны начали лихорадочно спасать то, что еще можно спасти.

Реанимация шла сложно. Начавшиеся в рядах партии разброд и шатание закончились откровенным бунтом. За день до конгресса, где должна была решиться дальнейшая судьба партии, из "Согласия" вышел мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш. Он заявил, что уходит в свободное плавание, так как партия утратила доверие значительной части русскоязычного населения. А посему Элксниньш будет создавать новую политическую силу – пусть даже пока на уровне своего региона, Латгалии. Вместе с ним хлопнули дверью все депутаты Даугавпилсской думы, избранные от "Согласия".

Фортель выкинул и еще один известный "согласист" – Александр Барташевич, мэр другого латгальского города, Резекне, претендовавший на пост председателя правления партии. Он не только в пух и прах раскритиковал действия руководства, но и – о, ужас! – призвал однопартийцев считаться с возможной победой России на Украине и посоветовал начать договариваться о гарантиях безопасности с российской стороной.

Вот это была крамола так крамола. И хотя Барташевич высказывался в узком партийном кругу, бонзы "Согласия" пришли в такой ужас, что поспешили сами слить его слова в открытом письме СМИ, чтобы публично дистанцироваться. В этом письме они раз двадцать усиленно подчеркнули, что позиция Барташевича неприемлема, противоречит интересам населения Латвии и угрожает будущему страны.

Барташевич в долгу не остался и призвал однопартийцев бойкотировать конгресс в надежде сорвать кворум. Призыв к бойкоту подписали также председатель отделения партии Резекненского края Екатерина Иванова и председатель отделения партии Лудзенского края Евгения Кущ.

Но – не срослось. Конгресс состоялся, выбрал новое правление, и оно выгнало мятежника "за дискредитацию партии, нарушении ее устава и дисциплины". Правда, решение это обошлось дорого. Вслед за Барташевичем партию покинули 120 ее членов из Резекне и Лудзы. А в Риге то же самое сделал один из самых раскрученных политиков "Согласия" Андрей Клементьев, заявив, что не понимает действий нового правления.

Впрочем, на правление это впечатления не произвело – оно увлеченно занималось дележкой власти. Чтобы окончательно не передраться, сообразили на троих. Сопредседателями стали европарламентарий Нил Ушаков, депутат Рижской думы Андрис Морозов и экс-депутат Сейма Регина Лочмеле. Стариков-тяжеловесов предусмотрительно оставили за бортом: в новое правление партии не вошли ни Янис Урбанович, ни Сергей Долгополов, ни Борис Цилевич.

Политолог Илга Крейтусе сразу усомнилась в эффективности нового триумвирата: "Если ты хочешь, чтобы была стабильность, нужна голова, а не три. Три головы – это уже Змей Горыныч, извините за сравнение... Каждый думает по-своему".

Теперь весь вопрос: что дальше. Хотя лидеры партии утверждают, что после пожара деревня стала еще краше, а кадровые перестановки пошли на пользу, это лишь хорошая мина при плохой игре. По данным SKDS, рейтинг "Согласия" держится сейчас на уровне 3,4%. Партия лишилась (и явно лишится еще) многих своих членов. Но главное: она потеряла свое представительство в Латгалии – а этот регион был всегда главной ее опорой, традиционно за нее голосовавший.

Кроме того, существенно сократилось госфинансирование, увязанное с результатами выборов, что заставляет лидеров "Согласия" срочно искать потенциальных спонсоров. Ведь на гоночной полосе уже мигают огнями следующие цели: выборы в Европарламент 2024 года, муниципальные выборы 2025-го.

Что же партия думает предпринять, чтобы не остаться на обочине?

Давай останемся друзьями

Начнем с Латгалии. Да, для "Согласия" в целом этот регион потерян. А вот для Нила Ушакова (лелеющего надежду остаться на своем хлебном месте в Европарламенте на следующий срок), возможно, что и нет. Во всяком случае с Элксниньшем он расстался поразительно по-доброму, не позволив себе в его адрес ни одного нелестного высказывания. Хотя сам мэр Даугавпилса в выражениях в отношении руководства "Согласия" не стеснялся.

"Андрей Элксниньш предупреждал о своих планах, он поступил честно, и поэтому я желаю ему успехов в его работе на посту мэра и на благо жителей города", – практически воспел бывшего соратника Ушаков, намекнув, что всегда открыт для сотрудничества с ним.

Почему – понятно. Ушаков очень рассчитывает, что, когда будет переизбираться в Европарламент, Элксниньш, имеющий огромный вес в Даугавпилсе и всей Латгалии, поможет ему собрать необходимые голоса. Или – как минимум – не станет ему мешать. А уже одно это дорогого стоит.

Видимо, некоторые договоренности о взаимной поддержке на этот счет уже получены. Косвенным тому подтверждением является факт, что Элксниньш, отправившийся в свободное политическое плаванье, уже отказал в сотрудничестве Барташевичу. Хотя мэр Резекне, объявив о планах основать левоцентристскую партию, предложил мэру Даугавпилса создавать ее совместно.

Для Элксниньша это ход не столько тактический, сколько стратегический. Делиться властью он в регионе не намерен. Поддержка "Согласия" может потребоваться ему, когда он схлестнется с Барташевичем в битве за Латагалию. А также когда созданная им региональная партия попробует через несколько лет превратиться в общелатвийскую, начав поиск единомышленников по всей Латвии. И "Согласие" будет ему помогать, поскольку тоже нуждается в союзнике.

Для Ушакова же это ход именно тактический. В Латгалии люди всегда голосовали не столько за политические партии, сколько за личности. А посему его главная задача – повысить там свой рейтинг популярности. Если горячо любимый латгальцами Элксниньш обратится к землякам с просьбой поддержать на выборах в Европарламент кандидатуру Ушакова, у Нила будут серьезные шансы на успех.

Но даже если из этого ничего не выйдет, у сопредседателя "Согласия" припасен и запасной вариант.

Чтоб не пропасть поодиночке

Еще в январе Нил Ушаков неожиданно публично обменялся комплиментами в соцсетях с бизнесменом-миллионером, лидером новоиспеченной партии "Латвия на первом месте" Айнаром Шлесерсом. Ушаков назвал Шлессерса наиболее адекватным в стране человеком, с которым у него "совпадают взгляды по немалому количеству вопросов". А Шлессерс заявил, что "пришло время создать тандем Айнара–Нила, чтобы навести порядок в городе, где царит тотальный бардак", а также, что Ушаков "может объединить народ Латвии, чтобы все люди, живущие в стране, вне зависимости от родного языка, сплотились под флагом и гимном Латвии".

Сотрудничество выгодно им обоим. Шлессерс сможет заполучить новые голоса из числа подходящего ему умеренно настроенного русскоязычного электората (если "Латвия на первом месте" пойдет на выборы в тандеме). А Ушаков в лице Шлессерса обретает мотор (кстати, прозвище Шлессерса в бизнесе – Бульдозер), который способен расшевелить большой пассивный партийный организм, ныне находящийся на грани смерти. А также – предоставить "Согласию" необходимые ресурсы – как в виде денег, так и в виде людей.

В случае удачи на муниципальных выборах властные полномочия можно будет поделить. Если Шлессерсу достанется должность мэра столицы, то Ушакова вполне удовлетворит должность вице-мэра. Тем более, что опыт такой работы в прошлом у них уже имеется (только тогда Ушаков был мэром, а Шлессерс – его заместителем).

Есть, правда, парочка "но".

Первое: у обеих партий в некоторых темах радикально отличные позиции. "Латвия на первом месте" активно выступает за традиционные консервативные ценности, против пропаганды ЛГБТ и принудительной вакцинации. Тогда как социал-демократическое "Согласие" (и особенно Ушаков на своем посту в ЕП) рьяно размахивает радужным флагом и на протяжении всей пандемии назойливо впаривало мысль о необходимости тотальной вакцинации.

Второе "но" еще важнее и опасней. Партия власти – "Новое единство" – не может не понимать опасность такого тандема. А значит попытается вывести обоих партийных лидеров из предвыборной гонки.

И такие планы у правящих уже явно есть. Не случайно, едва в СМИ появилось известие о возможном сотрудничестве Шлессерса с Ушаковым, как уже на следующий день верноподданное "Латвийское телевидение" (LTV) сообщило, что Сейм может принять решение о выдаче Шлессерса для судебного разбирательства по делу о цифровом телевидение. Это очень старое дело, по которому Шлессерс в суде первой инстанции был оправдан.

Ну, так ведь и Ушаков оправдан в первый инстанции по своему уголовному делу – о хранении в приемной мэра (проходном дворе, к слову) запрещенного записывающего устройства. Однако суд второй инстанции никто не отменял. Кроме того, бывшего мэра Риги всегда можно подтянуть и к делам, связанным с коррупционными скандалами вокруг Рижского бюро развития туризма (RTAB), муниципальных предприятий Rīgas satiksme и Rīgas namu pārvaldnieks. Было бы желание и отмашка сверху!

А значит перспективы тандема пока туманны.

Мир, дружба и жвачка, жвачка, жвачка

Чем же будет омолодившееся "Согласие" заманивать своего избирателя? Какие идеи ему раскручивать, чтобы вернуть распуганный электорат?

Выбор невелик. Ясно, что в теме Украины "Согласие" продолжит поддакивать властям – из страха. А в теме защиты прав русскоязычных граждан и неграждан продолжит молчать – из политическо-конъюнктурных соображений.

Остается банальное: дрейфовать в сторону западных ценностей, привычно призывая всех к взаимопониманию, сплочению общества и всеобщей интеграции. "Согласие" уже этим занялось. Уподобляясь коту Леопольду, который советует ребятам жить дружно, Янис Урбанович запустил заезженную до дыр пластинку о том, что русским надо понять латышей и проявить к ним неподдельное уважение. Мол, русские должны, наконец, принять, что звуки их родной речи сразу вызывают в памяти латышей сибирские депортации, репрессии и русификацию. Принять и с этим смириться. И тогда русский сможет обнять латыша, а латыш – русского, и наступит всеобщее согласие.

На фоне дикой русофобии, поощряемой и раздуваемой всеми провластными структурами, это звучит странно и жалко. После того, как русских Латвии унизили, обвинили во всех смертных грехах и требуют от них перековаться в латышей, слова Урбановича кажутся издевкой. Или даже попахивают стариковским маразмом.

На самом деле, наиболее правильным шагом для "Согласия" будет сосредоточиться на хозяйственных вопросах, на устранении социального неравенства и помощи нуждающимся. Во-первых, это вполне в духе социал-демократических ценностей. Во-вторых, это реально может принести успех на уровне столицы.

Нынешний мэр Риги Мартиньш Стакис сам себя сделал замечательной целью. Его ненавидит большинство горожан – за столбики, которыми он утыкал все дороги (и на которых явно озолотился через посреднические фирмы). За неустанное повышение зарплат себе, ненаглядному, и своим чиновникам. За раздувание штатов. За проваленную уборку улиц. За разбазаривание денег налогоплательщиков на идиотские проекты вроде "комнат тишины". За "зеленую повестку", из-за которой скверы Риги летом превращаются в непроходимые чащи, а зимой – в горы из снега с грязью пополам. За невозможность получения информации о работе муниципалитета на русском языке, являющимся родным для половины жителей города. И так далее, и тому подобное.

На фоне Стакиса с его командой хипстеров и русские, и латыши, проживающие в столице, с огромной теплотой сейчас начали вспоминать думу под командованием Ушакова. Как хозяйственник, Нил Ушаков был, несомненно, стократ эффективней: улицы ремонтировались, дворы и школы оснащались наисовременнейшими детскими и спортивными площадками, открывались новые детсады, больницы проходили реновацию. Как итог: если в 2018 году, при Ушакове работой Рижского самоуправления были довольны 70% рижан, то в 2022 году, при Стакисе, она удовлетворила лишь 43% опрошенных, а 45% – выразили резкое недовольство.

Вот если "Согласие" возьмется раскручивать эту тему в ходе новой избирательной кампании, сосредоточится на смене власти в столице, тогда у него есть перспективы. Былой успех уже не повторить, однако при должной политической изворотливости, умелом маневрировании и заключении союзов с другими движениями партия сможет не только не сойти с политической сцены, но и занять на уровне Риги определенные ключевые посты. Главное, чтобы ее лидеры как можно больше говорили об экономике и как можно меньше – о политике.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме