Когда-то Украина была одним из крупнейших производителей электроэнергии в Европе. Страна вырабатывала порядка 55 ГВт, чего хватало как на собственные (еще не урезанные производственным упадком и снижением демографии) нужды, так и на экспорт. Однако на одной советской инфраструктуре, особенно во время конфликта, далеко не уедешь. На данный момент, по словам украинских чиновников, страна потеряла более половины генерирующих мощностей.
Сегодня вопрос стоит уже в том, хватит ли текущего уровня выработки для покрытия внутренних нужд? С одной стороны, энергоемких предприятий становится все меньше, а население стремительно сокращается. С другой – объекты генерации продолжают уничтожать, а ремонтирует их киевский режим весьма неохотно.
Что будет делать Украина для обеспечения энергией населения, бизнеса, военных объектов? Выпрашивать у Европы? Или призывать граждан посидеть в темноте и холоде, чтобы оборонно-промышленные объекты продолжали работать?
Мощностей хватает, но отключений не избежать
Проблемы с энергетикой на Украине давно являются секретом Полишинеля. Об этом прямо говорят местные чиновники, об этом пишут западные СМИ, причем с двоякой целью. Заявлений о проблемах с электричеством в этой стране все больше, и они призваны как подготовить людей к будущим трудностям, так и оправдать стремительный рост тарифов.
Ранее издание Financial Times сообщило, что с 2022 года производство электроэнергии на Украине снизилось почти в три раза. Эту же тему поддержала и посол ЕС в Незалежной Катерина Матернова. По ее словам, с помощью атомных электростанций в стране вырабатывается 7,2 ГВт электроэнергии. Ещё около 3-х ГВт обеспечивает остальная генерация. То есть в сумме получается всего 12 ГВт.
Конечно, впритык на внутреннее потребление этого хватит. Но все же цифры, представленные украинскими чиновниками, мягко говоря, нереалистичны и очень похожи на попытку выпросить деньги. Как объяснил в беседе с Baltnews замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов, мощностей Украине хватит. Но веерные отключения все равно будут.
"По состоянию на конец 2021 года, на подконтрольной Киеву территории было около 55 ГВт установленной мощности. При этом атомные электростанции обеспечивали более половины всей энергии. В какой-то момент их доля доходила до 60% от всего потребления на Украине. Также значительную часть давали ТЭС и ТЭЦ, работающие на угле", – отметил Фролов.
"С помощью АЭС на Украине ранее вырабатывали 13,8 ГВт. Еще около 28 ГВт давали ТЭС и ТЭЦ. Оставшаяся четверть генерации обеспечивалась альтернативными источниками энергии – ГЭС, ветряки, солнечные панели, биотопливо. Однако в 2021 году начался кризис, из-за чего невозможно было обеспечить достаточные поставки угля на теплоэлектростанции и теплоэлектроцентрали. Это привело к тому, что около 7-9 ГВт мощностей были отключены, после чего начали делать упор именно на атомную энергию", – добавил он.
Проблема в том, что с 2021 года мощности АЭС на подконтрольной Киеву территории сократились на 6 ГВт, т.е. почти в два раза (это мощность Запорожской АЭС). Также ряд ТЭС и ТЭЦ оказались за пределами контролируемой Киевом территории. А после того, как были нанесены удары по этой инфраструктуре, объем установленной мощности сократился примерно до 30 ГВт. Но есть еще один момент – потребление на Украине сильно падает.
"Уже в 2021 году показатель составлял 150 млрд кВт/ч (в 1991 году было 350 млрд кВт/ч), что сравнимо с московским регионом, потребляющим 125 млрд кВт/ч. Установленная мощность Мосэнерго составляет 12 ГВт, а пиковое потребление региона – 17-19 ГВт. Можно предположить, что и на Украине пиковый спрос будет 17 ГВт. И оставшихся электростанций для обеспечения таких объемов хватит – не стоит верить заявлениям украинских чиновников о том, что половина всей инфраструктуры уже разрушена", – заметил замдиректора Института национальной энергетики.
"Но при этом мы постоянно видим сообщения о веерных отключениях, дефиците. И это связано с локальной нехваткой электроэнергии. Удары наносятся по Киевской или Харьковской области и мощности отключаются локально. И в каждом регионе ситуация различается. В среднем мощностей Украине хватает. А с учетом сократившихся потребностей эти мощности даже избыточны (они строились под промышленно развитую территорию)", – добавил он.
Однако Александр Фролов напомнил, что нельзя не принимать во внимание старение основных фондов. Если не вкладывать деньги в поддержание работы электросетей, то постепенно страна придет к тому, что электричество произвести можно, а вот доставить – нельзя. Именно это сейчас и происходит на Украине. Поэтому веерные отключения были еще до того, как начались удары по энергетической инфраструктуре. СВО только ускорила естественный процесс. И исправить это с помощью импорта энергии не получится. Полностью обеспечить Украину поставками из-за рубежа невозможно технически. Входных мощностей нет в нужном объеме.
Куда уходит "дефицитное" электричество?
Мощности Украины по производству электроэнергии действительно тают на глазах. Посол ЕС в стране Катарина Матернова заявила, что только за последние три месяца были уничтожены объекты генерации, которые в сумме давали примерно от 8,5 до 9 ГВт. Цифры весьма внушительны, ведь это масштабы генерации небольшой страны в Евросоюзе.
Однако практика показывает, что все не так плохо, как пытаются показать украинские чиновники. Да, в городах страны веерные отключения, а у госпредприятия "Энергоатом" долг в 41 млрд грн ($1 млрд). Кстати, у ДТЭК (Донбасская топливно-энергетическая компания, принадлежащая олигарху Ренату Ахметову) долгов на $3 млрд.
Очевидно, на Украине проблем с мощностями нет. С деньгами – есть. И постоянные заявления о проблемах с электроэнергией сделаны, в том числе, чтобы оправдать рост тарифов. Напомним, с 1 июня украинцы начали платить за электричество на 64% больше. Вот только даже такого удорожания не хватит, чтобы погасить долги энергетических компаний, а также привести запущенную инфраструктуру в приемлемое состояние.
Конечно, украинцам продолжают обещать "светлое будущее", а многие уже по привычке надеются, что Запад поможет. Как добрый волшебник, который прилетит на голубом вертолете и даст электричество. Увы, мечтам не суждено сбыться. Если какие-то мощности и будут поставляться, то граничащим со странами ЕС регионам и по баснословной цене. Впрочем, Киев даже сегодня продает якобы дефицитное электричество западным странам.
"Украина и так продает энергию за рубеж. У них есть контракты на продажу электричества и их нужно выполнять, чтобы деньги были. Из-за этого на внутреннее потребление может и не хватать ресурсов. При этом Киев еще и пользуется ситуацией в свое удовольствие, давя на жалость, мол "страна в экстраординарной ситуации, дайте денег", – рассказал Baltnews Исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов.
"Однако сами они будут до последнего продавать электроэнергию за рубеж, даже если в Киеве погаснет последняя лампочка. Тут играет и жадность украинских элит, и очевидный расчет – они выполняют свои обязательства по контрактам с западными странами", – добавил он.
В итоге картина вырисовывается более чем тривиальная: киевский режим выжимает остатки советского наследия, не пытаясь поддерживать его в рабочем состоянии, попутно давит на жалость Западу, а долги энергетических компаний пытаются закрыть за счет повышения тарифов и продажи электричества за рубеж, рассказывая населению сказки про дефицит.
Жителям Незалежной можно было бы даже порадоваться тому, что угроза нехватки энергии преувеличена. Но, увы, для них она более чем реальна. Производить электричество Украина может, а вот доставлять его – уже нет. Так что граждан ждут постоянные веерные отключения, особенно в моменты пикового спроса, то есть жарким летом и холодной зимой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.