В Европе, где ранее так громко кричали о переходе на СПГ с российского трубопроводного газа, сегодня простаивают терминалы для регазификации. Конечно, часть из них благополучно работает и принимает сжиженный газ из США, России, Катара, Алжира, Австралии и ряда других стран. Но огромный объем мощностей по приему СПГ простаивает без дела.
Особенно это хорошо видно во Франции, где плавучая установка для регазификации FSRU в Гавре, введенная в эксплуатацию французским гигантом TotalEnergies еще в 2023 году, простаивала всю зиму, хотя Европа нуждалась в газе. За весь 2024-й этот объект обработал всего лишь 2% сжиженного газа, закупленного Францией.
А ведь FSRU – это объект, который арендуется. В отличие от обычного стационарного СПГ-терминала, который строится на месте, FSRU (когда компания берет его в аренду) перемещается к берегам страны, где должна принимать СПГ. Эксплуатация такого объекта всегда дороже по сравнению с обычным терминалом.
Проблема с недозагруженностью наблюдается не только во Франции. В Германии за весь 2023-й загрузка FSRU не достигала и трети мощностей, а в 2024-м примерно наполовину. Похожая ситуация наблюдается по всему Евросоюзу. Почему же СПГ-терминалы и FSRU стоят наполовину пустыми?
Много объектов – и все без дела
Европа, безусловно, сильно сократила потребление газа – большой привет затухающей промышленности еврозоны. С 2021 года по сегодняшний день ЕС стал потреблять почти на 50 млрд кубометров газа в год меньше.
Для сравнения: в 2021 году импорт газа составил около 360 млрд кубометров, а 2024 году – 312 млрд кубометров. Как отмечено в недавнем отчете Международного энергетического агентства (МЭА), спрос на природный газ в Европе для производства электроэнергии продолжил снижаться в 2024 году, упав на 8% и ознаменовав пятый год подряд ежегодного спада.
Страны Евросоюза, впрочем, все же не перестали совсем потреблять газ. Трубопроводные поставки из России сократились до 30 млрд кубометров в год (до 2022-го было около 150 млрд кубометров). Других новых трубопроводов в Европу никто за последние пару лет не построил.
Это значит, что Старому Свету все-таки еще нужны сотни миллиардов кубометров ежегодно. Несмотря на это, по итогам 2024-го мы видим неутешительную статистику простаивания огромных мощностей по регазификации в Европе.
Если верить данным Института экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA), то средний уровень загрузки терминалов импорта СПГ (включая FSRU) в ЕС снизился с 58% в 2023 году до 42% в 2024 году. В отдельных случаях объекты вообще практически стоят без дела:
- загрузка Mukran FSRU в Германии в 2024-м составила 8%;
- Alexandroupolis FSRU в Греции – 9%;
- Toscana FSRU в Италии – 18%;
- Eemshaven FSRU в Нидерландах – 34%;
- Exemplar FSRU в Финляндии – 38%;
- СПГ-терминал в Зебрюгге (Бельгия) – 33 %;
- СПГ-терминал в Ревитуссе (Греция) – 22%;
- СПГ-терминал в Эль-Мусель (Испания) – 14%.
В беседе с Baltnews гендиректор ООО "НААНС-МЕДИА" (Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора) Тамара Сафонова напомнила, что ряд регазификационных терминалов в Евросоюзе субсидировала Еврокомиссия. Еще в 2014 году в рамках программы TEN-T 14 проектов по производству СПГ были рекомендованы для финансовой поддержки Европейской комиссией.
"Изначально существовал риск, что инвестиции в новые регазификационные проекты в зоне Евросоюза могут оказаться неэффективными, а мощность – избыточной. За последние три года введены дополнительные мощности в преддверии роста импорта американского СПГ в рамках замещения российского трубопроводного газа.
Из 28 заявленных проектов СПГ в Евросоюзе за последние три года реальные действия по вводу в эксплуатацию осуществлялись в рамках реализации четырех проектов:
- Hamina LNG в Финляндии;
- Deutsche ReGas FSRU в Германии;
- Alexandroupolis FSRU в Греции;
- El Musel LNGВ в Испании.
Простой регазификационных мощностей в еврозоне связан как с изначально сформированным профицитом, освоением выделенного бюджета Евросоюза на СПГ-проекты, а также с сокращением потребления газа, прежде всего, промышленным сектором, за счет остановки энергоемких предприятий", – пояснила Тамара Сафонова.
Просчитались, но где?
США сегодня являются основным поставщиком СПГ в ЕС. Однако в 2024-м наблюдалась весьма интересная тенденция. Компании из стран Евросоюза сокращали объемы закупок из Соединенных Штатов Катара и Алжира – но нарастили поставки из России (на 18%). По оценкам IEEFA, в период с января по ноябрь 2024 года страны ЕС потратили 6,3 млрд евро на российский СПГ.
Впрочем, аппетит европейских потребителей к сжиженному газа из России – это тема, требующая отдельного обсуждения. Если вкратце описать ситуацию, то пока в Катаре и США не заработали новые СПГ-терминалы (с 2026 по 2028 гг.), поставки из РФ мало того что крайне выгодны, так еще и не имеют альтернатив.

Однако сейчас интересно другое. В Старом Свете по состоянию на начало 2025 года действуют 57 СПГ-терминалов (включая 18 FSRU). При этом некоторые страны, а точнее отдельные компании – некоторые при поддержке государства – намерены построить еще больше таких объектов. В итоге, по прогнозам IEEFA, в связи с запуском новых терминалов по приему сжиженного газа и продолжающимся падением потребления в ЕС к 2030 году мощности по регазификации в Европе более чем в три раза превысят спрос на СПГ.
То есть простой мощностей терминалов – это не просто ситуативная проблема, она уже заложена в перспективу! Причем в колоссальных объемах. Как мог произойти такой серьезный промах в планировании на территории всей еврозоны? На этот вопрос ответил в беседе с Baltnews замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
"Проблема берет свое начало еще в 2000-х. Тогда, согласно основным прогнозам, потребление газа в Евросоюзе (вместе с Британией) должно было увеличиться на 300 млрд кубометров в год и к 2030-му общий спрос должен был составить около 800 млрд кубометров. Через пару лет после этого прогноза был зафиксирован пик потребления – 442 млрд кубометров в Евросоюзе (не считая Британии).
На фоне такого роста спроса усугублялась проблема зависимости от импорта, ведь газа региону было нужно все больше, а собственная добыча падала. Европа хотела избавиться от зависимости поставок из России и Норвегии. Она хотела диверсификации. ЕС исходил из того, что его газовый рынок – это рынок покупателя, а значит, цены должны снизиться, если всех переключить на биржевое ценообразование. При этом нужно больше инфраструктуры, много СПГ-терминалов", – пояснил эксперт.

В итоге, как отмечает Александр Фролов, еврозона, руководствуясь такой стратегией, пришла сегодня к тому, что в регионе построили множество терминалов регазификации, которые способны принимать примерно 250 млрд кубометров в год (не считая Британии). Более того, ЕС отказался от частого использования долгосрочных контрактов.
"Все это в сумме привело к тому, что поставщики не имеют долгосрочных контрактов для европейских покупателей, попросту идут туда, где рынок более премиальный, где больше платят за сжиженный газ. В 2024 году в ЕС не просто снизился спрос на газ. Европа еще и уступила покупателям из стран Юго-Восточной Азии, где за СПГ готовы были платить больше.
К этому добавляются еще и призывы европейских политиков через определенное время отказаться от газа ради "зеленой" повестки. Также мы наблюдаем, как все чаще возникают споры хозяйствующих субъектов, как в Германии, из-за которых объект простаивает – а плата за аренду идет", – рассказал Фролов.
Как не надо делать: пример Германии
Споры из-за работы СПГ-терминалов становятся в Европе все более частым явлением. Особо примечателен случай с немецким частным оператором СПГ-терминалов Deutsche ReGas, который расторг договор субчартера с правительством на FSRU в порту Мукран.
Объект работает с февраля 2024-го. Регазификационную установку арендует госоператор терминала Deutsche Energy Terminal (DET), который, в свою очередь, сдает эту FSRU в субаренду Deutsche ReGas. Проблема в том, что последний жалуется на DET из-за его ценовой политики.
В ReGas уверяют, что DET за счет субсидий со стороны правительства ФРГ предлагает слоты для разгрузки СПГ на терминалах ниже себестоимости, т.е. де-факто нечестно конкурирует за поставки газа. Deutsche Energy Terminal спокойно говорит, что помощь ей одобрена Еврокомиссией и компания ничего не нарушает.

Сложная ситуация и с FSRU на острове Рюген, которая прекратила работу, так как его оператор Deutsche Regas не договорился с правительством ФРГ из-за ценового спора. В итоге судно Energos Force переместилось в Данию. По некоторым данным, его отправят в Египет.
На фоне этого еще и откладывается запуск плавучего СПГ-терминала Stade недалеко от Гамбурга. Еще не так давно его хотели открыть для приема газа к началу зимы. Однако подрядчик HEH регулярно не выполняет контрактные обязательства, поэтому государственная DET расторгла с ним контракт.
В итоге СПГ-лихорадка Европы привела регион к необоснованным тратам на содержание огромных объектов, половина мощностей которых стоит без дела. При этом цена на газ как подскакивала вверх при малейшей возможности, так и продолжает это делать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.