Времена меняются, и люди меняются вместе с ними. Но предательство и шпионаж, как и в далеком прошлом, часто ходят рука об руку и основываются на стремлении людей удовлетворить свои первичные потребности, как правило, в ущерб понятиям чести, верности, патриотизма, любви. Иуда – ярчайший пример тому еще с библейских времен. И всегда есть те, кому выгодно использовать таких иуд в своих целях.
Конечно, шпионами иной раз становятся и не ради денег, а по велению души, то есть из идейных соображений. Например, в период становления в Европе фашизма и гитлеровского нацизма в 1930-е и 1940-е годы немало европейцев так или иначе сотрудничали с Советским Союзом – через разведку, ячейки движения Сопротивления, партизанские формирования – борясь таким образом в своих странах с преступным режимом и человеконенавистнической идеологией. Однако "герои" данного материала не имеют с такими борцами ничего общего.
Бедный-бедный мальчик 35-ти лет отроду
В пятницу, 18 ноября, мейнстримные эстонские СМИ под красноречивым заголовком "Обменянный четыре года назад российский шпион сбежал обратно в Эстонию" рассказали о возвращении осужденного в Эстонии в 2017 году за шпионаж в пользу России Артема Зинченко, которого в 2018 году обменяли на осужденного в России за шпионаж в пользу Эстонии Райво Суси.
Собственно, с первых строк этой новости было ожидаемо, что она примет участие в информационной войне Запада против Российской Федерации – устами, что называется, искушенного в делах свидетеля. Так и вышло – молодой человек с типичной украинской фамилией Зинченко в свое оправдание перед эстонскими властями и службой безопасности наговорил следующее:
"24 февраля для меня разрушили все, что было между мной и моим государством. <…> после 24 февраля понял, что у меня больше нет с Россией ничего общего. <…> Я видел, что здесь (то есть в России – прим. автора) управляет режим со всеми аспектами тоталитаризма".
Ну что сказать, Зинченко – просто подарок эстонским властям, следующим в фарватере информационной войны Запада против России. Что же касается морального облика "героя" шпионажа, то сам Зинченко, фактически, расписался в своей бесхребетности и слабохарактерности, когда, не вдаваясь в подробности жизни в России, лишь заявил, что после возвращения в РФ столкнулся с "большим количеством проблем, которые надо было решать, начиная новую жизнь".
Возможно, Зинченко ожидал, что обретет сразу и все возможные материальные блага за свои заслуги, но оказалось, что самому тоже необходимо прикладывать какие-то усилия, как, собственно, любому другому человеку, начинающему новую жизнь.
Примечательно, что инфантилизм Артема Зинченко метко подметил еще несколько лет назад тогдашний заместитель генерального директора службы безопасности Эстонии КаПо Александр Тоотс:
"Его отец был военным, дед был военным, прадед был разведчиком и героем войны. Все это вызывало у молодого человека ощущение, что родина нуждается и в нем. Такие молодые люди не знают еще, что делать со своей жизнью, поэтому их можно завербовать – удобно, просто и без больших затрат. Им кажется, что именно они избранные. А реальность осознают, только когда попадутся. Рано или поздно это все равно произойдет".
Вот Артем Зинченко и выбрал свою реальность, явно не такую героическую, как была у его предков, которые точно понимали, в чем их призвание, чему и ради чего они служат. Прадед Зинченко во время Великой Отечественной войны служил в НКВД в отделе контрразведки "Смерш", награжден орденом Красной звезды за защиту Сталинграда, медалью за взятие Берлина и победу в Великой Отечественной войне. Отец Артема Зинченко был директором бронетанкового завода в Уссурийске, а дед, также занимавшийся танковой техникой, в 1960-х годах был направлен на службу в Эстонию.
"Природа на детях отдыхает"
Семья деда Артема Зинченко полюбила Эстонию и постоянно жила в этой республике, несмотря на то, что глава семьи по долгу службы много лет провел вне дома – во Вьетнаме и Восточной Германии – и лишь с 1981 года начал жить в Таллине, работая командиром ремонтно-восстановительного батальона. Дед Артема Зинченко еще до распада СССР вышел в отставку в звании подполковника, и потому смог остаться с женой в Эстонии после 1991 года, получив вид на жительство. Сам же Артем жил в то время в России с родителями, а к деду приезжал в гости.
Учитывая обстановку 1990-х, когда в России еще только нарождался оголтелый капитализм, и далеко не все имели материальную возможность путешествовать по миру, можно с высокой долей вероятности утверждать, что Артем Зинченко, окруженный героическими предками и обладавший родственниками в Эстонии, действительно чувствовал себя избранным. Можно сказать, повезло парню со всех сторон. Вот только не учел он того, что пока пользовался результатами жизненных достижений своих предков, а не своими собственными. К своим достижениям еще надо было прийти. Вопрос – как прийти, в каком качестве, с какими целями.
"Поколение пепси" впервые возвестили еще 1984 году – в рекламе одноименного напитка. А потом начали применять этот термин по отношению, в частности, к россиянам, рожденным в конце 1980-х и в начале 1990-х годов – как Артем Зинченко. А точнее, к той части молодежи, чьи духовные потребности оказались заменены на, условно говоря, желудочные.
Такая молодежь стремится красиво жить (что само по себе еще не плохо) преимущественно за чужой счет, не гнушаясь безнравственных, преступных, аморальных поступков – лишь бы получать все и сразу. Поколение потребителей, как правило, не отягощено моральными принципами и нравственными ценностями. Любая идея и целеустремленность потребителей определяется и ограничивается собственными потребностями в комфорте и материальных благах. А потому в реальности такие люди оказываются гораздо слабее своих предков, тем более героических, и гораздо более управляемы, что, в частности, и требуется Западу в его вековой войне с Россией.
Что известно о шпионских заслугах Артема Зинченко? В открытом доступе есть такая информация: "Гражданин России Зинченко был завербован Главным разведывательным управлением (ГРУ), которое поставило перед ним задачу: собирать информацию об эстонских государственных объектах и объектах жизнеобеспечения. <…> Он работал в Таллинне, иногда ездил по Эстонии, собирая информацию и некоторые предметы, а также делая фотоснимки. <…> …ходил на организованные военными мероприятия или проходил на территорию и фотографировал на дне посещений <…> собираемая Зинченко информация не являлась государственной тайной, не требовала вербовки помощников, например, среди военных".
Признаться, если все перечисленное правда, то подобный список действий "агента" можно инкриминировать практически любому журналисту или общественному деятелю, активно посещающему различные мероприятия и открытые для доступа объекты.
Может быть, эстонские спецслужбы намеренно сфабриковали обвинение Зинченко, чтобы обеспечить обмен Райво Суси, осужденного в 2017 году к 12 годам строгого режима по статье о шпионаже? В Эстонии такое вполне возможно, учитывая, как по надуманному обвинению был осужден правозащитник Сергей Середенко, или каким преследованиям подвергались журналисты Sputnik Эстония.
Но как бы ни было на самом деле, сегодняшний демарш Зинченко чести ему точно не делает и ничем не может быть оправдан. Если, конечно, это не способ (более чем сомнительный, учитывая и ранее не самый крутой уровень "агента") быть заново внедренным в стан врага.
Бедный-бедный мальчик 27-ми лет отроду
В один день с Артемом Зинченко в информационном пространстве появился еще один антироссийский персонаж – 27-летний Никита Чибрин, который, как сообщила британская газета Guardian более четырех месяцев воевал на Украине в составе 64-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады – подразделения, обвиненного в марте в совершении военных преступлений под Киевом.
Как и в случае с Зинченко, с первых строк новости о Чибрине было ожидаемо, что она также примет участие в информационной войне Запада против России. Дезертир наговорил следующее:
"Я полон решимости дать показания в международном суде обо всем, чему довелось стать свидетелем в Украине. <…> Это преступная война, которую развязала Россия. Я хочу сделать все от меня зависящее, чтобы остановить ее".
В откровениях дезертира Чибрина уже с самого начала прослеживается признак принадлежности фигуранта к инфантильному "поколению пепси" – "на службу в армию он пошел летом 2021 года, так как испытывал финансовые трудности". Известны случаи, когда в армию идут не по гражданскому долгу, не из желания служить Родине, а с целью скрыться от неприятностей на гражданке, в которые попали в результате погони за легкими деньгами.
По словам Чибрина, "он объявил своим командирам, что он против войны, в первый же день вторжения, 24 февраля". После чего Чибрина "вывели из состава его подразделения, где он служил в качестве механика, и отправили заниматься физическими работами".
"Они угрожали мне тюрьмой. В конце концов мои командиры решили использовать меня в качестве уборщика и грузчика", – рассказал Чибрин. Здесь, видимо, нужно пожалеть несчастного?
А ведь для военнослужащего в любой армии мира отказ от выполнения приказа – это, как минимум, нарушение воинского устава, а в отдельных случаях и предпосылка попасть под трибунал. В конце концов парень пришел служить в армию, а не в санаторий отдыхать отправился. А в армии – работа мужская, тяжелая, порой сопряженная с риском для жизни. Причем этого никто не скрывает с самого начала. Но "поколение пепси" видит реальность только со стороны своих шкурных интересов и соблюдения собственных прав, предпочитая не знать и не помнить о своих обязанностях.
В общем, отправили Чибрина в тыл, по его же словам. Правда, сидя в тылу, дезертир оказался свидетелем (удивительно, не правда ли?) того, что происходило на передовой. И теперь Чибрин западным журналистам свидетельствует о том, как российские военные якобы "крали все, что только могли: стиральные машины, электронику, все", а также насиловали и убивали мирных жителей. В общем, рапортует четко по списку уже известных антироссийских нарративов информационной войны Запада.
Возникает риторический вопрос: а на какие средства в настоящее время живет "пацифист" Чибрин, "испытывавший финансовые трудности"?
"Рим предателям не платит"
Есть такое выражение, которое, фактически, означает, что предатели нигде не в чести. Да, их с легкостью подбирают и используют, пока это выгодно, но и легко потом выбрасывают за ненадобностью.
Возможно, на какое-то время всякие Зинченко и Чибрины продлили себе безбедное существование. Может быть, и в будущем кому-то из них материально повезет, и жизнь сложится вполне благополучно, что бывает с такими людьми нечасто. Но такое благополучие лишь снаружи, что называется, на уровне желудка.
Для предателей всегда и везде рано или поздно конец наступает один – душевные муки, как неизбежная плата за трусость и конформизм, которые не заглушить ничем и ни за какие блага в мире. Рано или поздно каждый человек остается один на один со своей совестью или чудовищной внутренней пустотой, которая часто оказывается еще страшнее, чем безжалостная совесть.
Незавидная участь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.